Жестокое обращение с детьми статья

Жестокое обращение с детьми, что это такое?

Жестокое обращение с детьми статья

Правовое воспитание в ДОУ > Правовое воспитание для педагогов

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми(несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

  • Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
  • Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
  • Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
  • К психической форме насилия относятся:

    • открытое неприятие и постоянная критика ребёнка
    • угрозы в адрес ребёнка в словесной форме
    • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка
    • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка
    • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
    • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
  • Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
  • К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

    • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи
    • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
  • признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
  • защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)
  • защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
  • меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)
  • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

Семейный кодекс РФ гарантирует:

  • право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
  • право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)
  • лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)
  • немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех  образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)

Четыре заповеди мудрого родителя

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны.

Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере.

Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию.

Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

3. Перестаньте шантажировать

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия.

Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя.

Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

Способы открыть ребёнку свою любовь

Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.

Три способа открыть ребёнку свою любовь

1.Слово

Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение

Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

3. Взгляд

Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите

Правовое воспитание в ДОУ

Источник: http://doshvozrast.ru/pravavosp/pravavospsrod02.htm

Защитим детей от жестокого обращения

Жестокое обращение с детьми статья

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и  в  семьях некоторых наших учащихся.

Когда же мы начинаем говорить о недопустимости жестокого обращения с ребёнком в семье, некоторые родители искренне недоумевают: я же ничего такого не делаю, просто живу как всегда и воспитываю своего ребёнка,  как могу и как умею.

Очевидно, они не знают о том, что могут быть подвергнуты как административной, так и уголовной ответственности за неподобающее обращение с ребёнком, так же может быть принято решение об изъятии ребёнка из семьи и лишении родителей родительских прав в отношении данного ребёнка.

Защита детей от жестокого обращения начинается на очень высоком уровне. Конвенция о правах ребёнка, которая является Законом международного уровня, предусматривает обязательство государства защитить детей, которые «подвергаются пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам общения или наказания».

Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство разработало свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

В нашей стране жестоким обращением с детьми считается действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое(эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Рассмотрим подробно каждую из форм насилия над ребёнком и задумаемся: а не делаю ли я что- то такое со своим ребёнком, что подпадает под определение «жестокое обращение».

1. Физическое насилие – действия  со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Какое же влияние оказывает физическое воздействие на ребёнка?

Поведенческие и психологические индикаторы: – задержка развития, малоподвижность; – дети могут становиться агрессивными, тревожными; – могут быть необычайно  стеснительными,   нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; –  страх физического контакта, боязнь идти домой;

– тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

Признаки физического насилия над ребенком:

Раны и синяки: –  разные по времени возникновения; – в разных частях тела (например, на спине и  груди одновременно); – непонятного происхождения;

– имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута).

Ожоги:
– топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами, ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

Укусы:
– следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную форму; типично наличие кровоподтеков;

«Синдром тряски ребенка»: – возникает,  когда взрослый,  схватив ребенка за плечи,  сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга;

– у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота,  потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия — синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.

2. Отсутствие        заботы   о         детях  (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Влияние на ребенка: – не растет, не набирает необходимого веса или теряет вес; -ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища; – нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена  кожи, запущенное состояние (педикулез, дистрофия); – не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

-устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

3.

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми): – обвинения в адрес ребенка (брань, крики); –  принижение его успехов, унижение его достоинства; – отвержение ребенка; – длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы со стороны родителей; – принуждение к одиночеству; – совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

– причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Влияние на ребенка: – задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста ; – импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость; – попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни; – уступчивость, податливость; – ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

– депрессии, печаль,  беспомощность, безнадежность, заторможенность.

4. Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Влияние на ребенка: – обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия; – может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым; – может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий; – может жаловаться на физическое нездоровье; – девочка может забеременеть; – ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;

– скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны, и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с ним.

Однако существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов: – следы побоев, истязаний, другого физического воздействия; – следы сексуального насилия; – запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.

);   -отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены; отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов,  соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

– систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна.

Если сотрудники органов и учреждений системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны: –  направить информацию в правоохранительные органы — для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение; -направить информацию в органы опеки и попечительства – для  решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;

– принять меры по оказанию помощи ребенку.

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком:

Административная ответственность
В соответствии со ст. 5.

35 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях, неисполнение или ненадлежащие исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних» влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.  Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность
Уголовный кодекс РФ содержит ряд статьей, предусматривающих ответственность лиц за различные виды физического и сексуального насилия над детьми, а также  ряд статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Перечень статей УК: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 (побои), ст. 117 (истязание), ст.

118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст. 132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135.

(развратные действия); ст. 125 (оставление в опасности); ст. 124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст.

119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Гражданско-правовая ответственность Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством: –  лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ), – ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ),

– отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты  должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Уважаемые папы и мамы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни…

1.   Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни. 2.   Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни. 3.   Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера теле­фонов людей, которым вы доверяете. 4.

  Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах. 5.   Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализи­руйте вместе с ним. 6.   Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации. 7.

  Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы. 8.    Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами. 9.

   Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком. 10.  Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди. 11.

 Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.       12.  Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?.. 13.

 Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите  себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его  жизнь невозможна 14.  Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.    15.  Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся. 16.

 Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувст­вие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

17.  Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую  трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.

Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг “системы воспитания”, и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых – забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие “воспитание”).

Родителям о наказании

* Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас. *Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример. *Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

*Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка. *Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

*У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт. * Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.

* Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

Источник: http://school77.irk.ru/p/jestokoe_obrashenie

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми статья

  • Одна четверть всех взрослых сообщают о том, что в детстве они подвергались физическому насилию.
  • Одна из 5 женщин и 1 из 13 мужчин сообщают о том, что в детстве они подвергались актам сексуального надругательства.
  • Последствия жестокого обращения с детьми включают пожизненные нарушения физического и психического здоровья, а его последствия в социальной и профессиональной области могут в конечном итоге замедлить экономическое и социальное развитие страны.
  • Жестокое обращение с детьми можно предотвращать — для этого необходим многосекторальный подход.
  • С помощью эффективных программ по предотвращению можно поддерживать родителей и прививать им позитивные навыки воспитания детей.
  • Непрерывная забота о детях и семьях может способствовать снижению риска повторного жестокого обращения и минимизации его последствий.

Жестокое обращение с детьми – это плохое обращение с детьми в возрасте до 18 лет и отсутствие заботы о них.

Оно охватывает все типы физического и/или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, пренебрежения, невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях, что приводит к нанесению реального или потенциального вреда здоровью, выживаемости, развитию или достоинству ребенка в контексте взаимосвязи ответственности, доверия или власти. Насилие со стороны сексуального партнера также иногда считается формой жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой с серьезными пожизненными последствиями. Несмотря на то, что недавно были проведены исследования в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода, многих данных до сих пор не хватает.

Жестокое обращение с детьми представляет собой сложную и трудную для изучения проблему. Имеющиеся оценки варьируются в широком диапазоне в зависимости от страны и используемого исследовательского метода. Оценки зависят от следующих аспектов:

  • применяемые определения жестокого обращения с детьми;
  • изучаемый тип жестокого обращения с детьми;
  • статистический охват и качество официальных статистических данных;
  • охват и качество обследований, при которых требуются отчеты самих жертв, родителей или воспитателей.

Тем не менее международные исследования показывают, что одна четверть всех взрослых подвергались в детстве физическому насилию, и что 1 из 5 женщин и 1 из 13 мужчин подвергались в детстве актам сексуального надругательства. Помимо этого, многие дети становятся жертвами эмоционального (психологического) насилия и пренебрежительного отношения.

По оценкам, ежегодно происходит 41 000 убийств детей в возрасте до 15 лет. Эта цифра недооценивает истинные масштабы проблемы, так как значительная доля случаев смерти в результате жестокого обращения с детьми неправильно приписывается к падениям, ожогам, утоплениям и другим причинам.

В условиях вооруженных конфликтов и в лагерях для беженцев девочки особенно подвержены сексуальному насилию, эксплуатации и жестокому обращению со стороны военных, представителей сил безопасности, других членов их сообществ, гуманитарных работников и других лиц.

Жестокое обращение с детьми причиняет страдания детям и семьям и может иметь долговременные последствия. Жестокое обращение приводит к стрессу, который связан с нарушением раннего развития мозга.

Экстремальный стресс может нарушать развитие нервной и иммунной систем.

Вследствие этого, в зрелом возрасте людям, подвергавшимся жестокому обращению в детстве, угрожает повышенный риск возникновения проблем в области поведения и физического и психического здоровья, таких как:

  • совершение насилия или становление жертвой насилия;
  • депрессия;
  • курение;
  • ожирение;
  • сексуальное поведение высокого риска;
  • незапланированная беременность;
  • вредное употребление алкоголя и наркотиков.

В результате таких последствий для поведения и психического здоровья жестокое обращение может приводить к развитию сердечных и онкологических заболеваний, самоубийствам и инфекциям, передаваемым половым путем.

Помимо последствий для здоровья и общества жестокое обращение с детьми оказывает также воздействие на экономику, включая расходы на госпитализацию, лечение нарушений психического здоровья, охрану детства и расходы в связи с долговременными нарушениями здоровья.

Определены факторы риска жестокого обращения с детьми. Эти факторы риска присутствуют не во всех социальных и культурных условиях, но они дают общее представление при попытках понять причины жестокого обращения с детьми.

Важно подчеркнуть, что дети являются жертвами и их никогда нельзя обвинять за жестокое обращение. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут усилить вероятность жестокого обращения с ним:

  • ребенок в возрасте до 4 лет или подросток;
  • нежеланный или не оправдывающий ожиданий родителей ребенок;
  • ребенок, имеющий особые потребности, постоянно плачущий или имеющий патологические физические особенности.

Некоторые особенности родителей или воспитателей могут повысить риск жестокого обращения с ребенком. Среди них можно перечислить следующие:

  • трудности, связанные с новорожденным;
  • оставление ребенка без внимания;
  • подвергание жестокому обращению в детстве;
  • неосведомленность в отношении развития ребенка или нереальные ожидания;
  • вредное употребление алкоголя или наркотиков, в том числе во время беременности;
  • вовлеченность в преступную деятельность;
  • испытываемые финансовые трудности.

Ряд факторов во взаимоотношениях в семьях или между сексуальными партнерами, друзьями и ровесниками может повышать риск жестокого обращения с детьми, например:

  • проблемы в области физического или психического здоровья или развития какого-либо члена семьи;
  • разлад в семье или насилие между другими членами семьи;
  • изолированность в сообществе или отсутствие круга поддержки;
  • отсутствие поддержки в воспитании ребенка со стороны других членов семьи.

Ряд характерных особенностей отдельных общин и сообществ может повысить риск жестокого обращения с детьми. Они включают:

  • гендерное и социальное неравенство;
  • отсутствие надлежащего жилья или услуг для поддержки семей, а также соответствующих институтов;
  • высокие уровни безработицы и нищеты;
  • легкий доступ к алкоголю и наркотикам;
  • ненадлежащие стратегии и программы по предотвращению жестокого обращения с детьми, детской порнографии, детской проституции и детского труда;
  • социальные и культурные нормы, поддерживающие или прославляющие насилие над другими, одобряющие применение телесных наказаний, требующие жестких гендерных ролей или принижающие статус ребенка во взаимоотношениях между родителями и детьми;
  • социальные, экономические, медико-санитарные и образовательные стратегии, которые приводят к плохим жизненным стандартам или социально-экономическому неравенству или нестабильности.

Для профилактики жестокого обращения с детьми необходим многосекторальный подход. Эффективными являются те программы, которые поддерживают родителей и прививают позитивные родительские навыки. Они включают:

  • посещения родителей и детей на дому медсестрами для поддержки, обучения и предоставления информации;
  • обучение родителей, обычно групповое, для улучшения навыков воспитания детей, расширения знаний о развитии ребенка и стимулирования стратегий позитивного обращения с детьми; и
  • многокомпонентные мероприятия, обычно включающие поддержку и обучение родителей, дошкольное образование и уход за ребенком.

Другие программы по предотвращению также перспективны в некоторых отношениях.

  • Программы по предотвращению травм головы в результате жестокого обращения (называемых также синдромом встряхнутого ребенка и нанесенным травматическим повреждением мозга). Обычно это программы на уровне больниц, ориентированные на молодых родителей до их выписки, которые информируют об опасностях синдрома встряхнутого ребенка и рекомендуют меры в отношении безутешно плачущих детей.
  • Программы по предотвращению сексуального насилия над детьми. Они обычно проводятся в школах и обучают детей в следующих областях:
    • право собственности на свое тело;
    • разница между хорошими и плохими прикосновениями;
    • как распознавать угрожающие ситуации;
    • как сказать “нет”;
    • как рассказать о неправильном обращении заслуживающему доверие взрослому человеку.

Такие программы эффективны в усилении защитных факторов от сексуального насилия над детьми (например, знания о сексуальном насилии и защитных формах поведения), но данные о том, способствуют ли такие программы уменьшению масштабов других видов насилия, отсутствуют.

Чем раньше в жизни ребенка проводятся такие мероприятия, тем более полезными они являются для ребенка (например, когнитивное развитие, поведенческая и социальная компетенция, образовательная подготовка) и для общества (например, уменьшение числа правонарушений и преступлений).

Кроме того, раннее распознавание случаев в сочетании с непрерывной заботой о детях, ставших жертвами насилия, и семьях может способствовать уменьшению масштабов повторного жестокого обращения и его последствий.

Для максимального воздействия мероприятий по предотвращению и проявлению заботы ВОЗ рекомендует проводить их в качестве составной части четырехэтапного подхода в области общественного здравоохранения:

  • определение проблемы;
  • определение причин и факторов риска;
  • разработка и тестирование мероприятий, направленных на минимизацию факторов риска;
  • распространение информации об эффективности мероприятий и расширение масштабов проведения проверенных эффективных мероприятий.

ВОЗ в сотрудничестве с рядом партнеров в следующих областях:

  • предоставляет техническое и нормативное руководство по предотвращению жестокого обращения с детьми на основе фактических данных;
  • призывает к усилению международной поддержки мероприятий по предотвращению жестокого обращения с детьми на основе фактических данных и к инвестициям в эту область;
  • обеспечивает техническую поддержку программ по предотвращению жестокого обращения с детьми на основе фактических данных в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода.

Источник: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/child-maltreatment

Что делать, если при вас бьют ребенка

Жестокое обращение с детьми статья

Слова «Не оставайся равнодушным» нам приходилось слышать тысячи раз. И они никогда не потеряют актуальности. Иногда минимальное вмешательство может спасти жизнь ребенку.

Эксперт Организации Объединенных Наций подсчитала, что каждую седьмую минуту в мире погибает ребенок в результате совершенного против него насилия.

Около 300 миллионов детей в возрасте от двух до четырех лет вынуждены переносить телесные наказание или психическую агрессию от родителей либо других лиц, наделенных правом воспитания.

Кроме того, около 15 миллионов девушек в возрасте от 15 до 19 лет стали жертвами изнасилования или их принуждали к другим сексуальным действиям.

Самыми серьезными проявлениями насилия против детей считаются избиение, сексуальные домогательства, нанесение увечий. Но кроме них есть и масса других факторов, которые калечат уязвимую детскую душу. Унижение, пренебрежение, издевательства наносят еще не сформировавшейся психике ребенка порой невосполнимые травмы.

УКРАИНСКИЙ КОНТЕКСТ

Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, который защищает права детей. Родители, общественные организации, местная власть приобщаются к признанию и соблюдению прав ребенка.

Так, в конце марта на Закарпатье от голода умер трехлетний мальчик. Его мать пьянствовала на средства, которые получала для ухода за двумя детьми. Когда она на несколько дней ушла из дома, пятилетняя сестра просила еду у соседей. Самый младший — Максим — лежал в кроватке и звал маму.

А история относительно убийства двухлетней Вероники из села Мыльники Нежинского района Черниговской области всколыхнула всю страну. Расправу над ребенком нелюдь совершил на глазах матери ребенка, своей сожительницы, а также малолетних детей.

В Ривне семилетний мальчик целый день бродил по городу, потому что дед выгнал его из дома. Он просил еду и помощи. Патрульные установили, где живет мальчик, они поехали к нему домой.

В доме полицейские застали его пятилетнюю сестренку и пьяных дедушку и бабушку. Девочка просила забрать ее из дома, чтобы больше не страдать от побоев родственников.

Только неравнодушие общества смогло спасти этих беззащитных детей от дальнейших пыток.

Это — громкие случаи, которые, к сожалению, не являются единичными. Ежедневно от насилия страдают дети по всей нашей стране.

Если вы стали свидетелем насилия по отношению к ребенку

Согласно статье 10 Закона Украины «Об охране детства», каждый ребенок имеет право на защиту от всех форм насилия.

Также он имеет право обратиться лично в Национальную полицию, в органы опеки и попечительства, в службу по делам детей, в центры социальных служб для семьи, детей и молодежи, в другие уполномоченные органы, чтобы защитить свои права.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 152 Семейного кодекса Украины, ребенок (если он достиг 14 лет) имеет право обратиться за защитой своих прав и интересов непосредственно в суд.

В такой ситуации нужно по возможности выяснить у ребенка, что с ним произошло, где его родители, где он проживает.

Затем вызвать работников полиции (102) и, дождись их приезда, проследить за развитием событий, чтобы ребенок не остался без присмотра на улице.

После этого сообщить в местную службу по делам детей о факте, свидетелем которого вы стали. Даже если у ребенка нет визуально видимых повреждений, вызовите «скорую».

Если вы стали свидетелем насилия или жестокого отношения к ребенку, сообщите об этом в службу по делам детей, в учреждения социальной защиты детей, в центры социальных служб для семьи, детей и молодежи, органы Национальной полиции или учреждения здравоохранения. Ваше неравнодушие может сохранить жизнь ребенка и сохранить его будущее.

ПОЛНОМОЧИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Привлечь к разным формам ответственности можно как обидчиков, так и педагогов, которые пренебрегают своими обязанностями и закрывают глаза на нарушения прав детей.

Дирекция учебных заведений должна проводить разъяснительную работу с родителями и учениками, организовывать работу психологической службы системы образования с детьми, которые пострадали от жестокого поведения по отношению к ним.

Если ребенок не попадал в поле зрения работников полиции, ранее не совершал правонарушений, то первым о случаях жестокости докладывает учитель.

Школа должна сообщить полиции при первых же таких проявлениях. Если имеет место такой инцидент, то правоохранительные органы должны поучаствовать в решении проблемы.

В случаях попытки замалчивания подобных инцидентов ситуация будет только усложняться.

ЧТО ОЖИДАЕТ ТЕХ, КТО ПРОЯВИЛ НАСИЛИЕ НАД РЕБЕНКОМ

Законы Украины «Об охране детства» и «О предотвращении и противодействии домашнему насилию» указывают, что особы, виновные в нарушении требований законодательства об охране детства, или же те, кто совершил насилие в семье, несут уголовную, административную или гражданско-правовую ответственность, в соответствии с законами Украины.

1 Уголовная ответственность за насилие над ребенком в семье или за ее пределами наступает в соответствии с Уголовным кодексом Украины за ряд преступлений, среди которых — умышленное убийство матерью своего новорожденного ребенка (статья 117 УКУ); ненадлежащее исполнение обязанностей относительно охраны жизни и здоровья детей (статья 137 УКУ); эксплуатация детей (статья 150 УКУ); использование малолетнего ребенка с целью попрошайничества (статья 150-1 УКУ); половые отношения с лицом, не достигшим половой зрелости (статья 155 УКУ); развращение несовершеннолетних (статья 156 УКУ); уклонение от уплаты алиментов на содержание детей (статья 164 УКУ); вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность (статья 304 УК); побуждение несовершеннолетних к применению допинга (статья 323 УКУ); склонение несовершеннолетних к употреблению одурманивающих средств (статья 324 УКУ).

2 Административная ответственность за насилие над ребенком в семье и за ее пределами предусмотрена не только статьей 173 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП), но и в случаях совершения таких административных правонарушений, как:

• нецензурная брань в общественных местах, невежественное приставание к гражданам и другие подобные действия, которые нарушают общественный порядок и спокойствие граждан, представляют собой мелкое хулиганство и ведут к административной ответственности по статье 173 КУоАП;

• если во время насилия в семье было допущено нарушение тишины на улицах, площадях, в парках, общежитиях, жилых домах и других общественных местах в запрещенное решениями сельских, поселковых, городских советов время, то такое деяние влечет за собой ответственность по статье 182 КУоАП;

• доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями ребенка, лицами, их заменяющими, или другими лицами охватывается статьей 180 КУоАП;

• уклонение родителей или лиц их заменяющих от исполнения предусмотренных законодательством обязанностей по обеспечению необходимых условий жизни, обучению и воспитанию несовершеннолетних детей влечет административную ответственность по статье 184 КУоАП.

3 Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении материального и морального вреда, причиненного в результате совершения соответствующих действий.

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы. Однако их последствиями всегда являются серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко угроза для его жизни или даже это может стать причиной смерти.

От каждого из нас зависит, повторятся ли страшные случаи детских смертей. Это острый социальный вопрос, требующий от каждого из нас сил признать его существование и не оставаться в стороне от его решения.

Источник: https://day.kyiv.ua/ru/article/obshchestvo/chto-delat-esli-pri-vas-byut-rebenka

Защитник Права
Добавить комментарий