Сроки проведения экспертизы

Срок проведения судебных экспертиз

Сроки проведения экспертизы

Для определения состояния имущества либо расчёта величины причиненного ущерба назначается экспертиза. Процедура бывает судебной и внесудебной. В последнем случае выполняется, к примеру, для подачи претензии. При ведении судебных процессов зачастую возникает необходимость ответить на вопросы, решение которых требует особых знаний. Для этой цели и назначаются специальные исследования.

Каждая экспертиза является прикладным исследованием определенного типа объектов. Она осуществляется на основе правил. Они определяются особенностями предмета и кругом данных из конкретных научных областей, которые нужны для проведения исследования. Полученные в них результаты имеют доказательственное значение.

ФЗ №73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» называет судебную экспертизу процессуальным действием, состоящим из комплекса исследований и предоставления специалистом заключения по определённым вопросам. Их может ставить перед экспертом судья, органы дознания, следователь либо стороны дела.

Срок проведения судебной экспертизы определяет судья, поэтому в каждом случае он может отличаться. На основе полученных результатов разрабатывается заключение – это официальный документ, составленный в письменном виде. В нём описывается методика исследований и полученные во время их проведения экспертом результаты.

Обычно на срок проведения судебной экспертизы влияют разные параметры, среди которых предмет и объект изучения.

Предмет экспертизы как деятельности в общем представляет собой цель изучения – установление данных, которые носят доказательственное значение для рассматриваемого дела. Также используется понятие предмета определенной экспертизы.

Оно устанавливается вопросами, которые ставят перед специалистом и решаются по представленным объектам в области его специфических знаний.

При проведении одного вида исследования изучаются определенные объекты с общими параметрами и имеющие отличия от иных материальных предметов.

Объекты экспертизы – это материализованные и определенные различными областями права источники сведений. Ими могут выступать вещественные доказательства, материалы дела, лица, животные, образцы для изучения и т.д.

Иногда один предмет может выступать в роли объекта разных типов экспертиз. К примеру, документ может иметь разносторонние характеристики. Он может выступать предметом автороведческой, трасологической, почерковедческой, медицинской и технической экспертизы. Каждый её тип исследует разные параметры объекта.

Когда дополнительное исследование производится по запросу какой-то стороны дела, требуется подать ходатайство. В нём следует указать цель исследования и обстоятельства, подтверждающие либо опровергающие полученную во время изучения информацию. Перед специалистом нужно четко поставить интересующие вопросы. Они, их характер и количество также влияют на срок производства судебной экспертизы.

Многое зависит от правильности формулировок. Поэтому вопросы следует составлять так, чтобы они не имели неверного либо двусмысленного толкования, а также были четко составлены. Исследование не ставит целью решать вопросы правового характера, так что в компетенцию эксперта не входят ответы на них.

Российское законодательство не устанавливает точные сроки проведения различных экспертиз. Они зачастую зависят от сложности и количества изучаемых объектов, типа исследований и задания для экспертов.

В согласии с ФЗ №73 статьёй 14 обычно суд устанавливает сроки производства экспертизы. Обычно устанавливается дата, до которой организация должна разработать экспертное заключение. В то же время российское законодательство не устанавливает, от чего именно будут зависеть сроки производства судебной экспертизы. Это значит, что суд самостоятельно устанавливает конечную дату.

В определённых случаях судьи советуются с руководством экспертных бюро для установления сроков. Другие ориентируются на положения Гражданского кодекса и выделяют для проведения судебной экспертизы несколько недель (не больше четырёх).

Среди специалистов нет единого мнения о том, какими должны быть сроки производства экспертизы. Кто-то считает, что на законодательном уровне должны быть установлены конкретные периоды времени для проведения исследований. Другие полагают, что в большинстве случаев 30 дней будет вполне достаточно, а при крайней надобности срок проведения экспертизы можно продлить.

Суды не всегда имеют точные данные о том, какие специалисты есть в определённом экспертном бюро. Поэтому при выполнении некоторых назначений изучения могут появиться сложности. Последнее решение в отношении кандидатуры специалиста или экспертной организации принимает судебный орган.

Приблизительные сроки проведения судебной экспертизы в зависимости от её типа

Ход проведения исследований позволяет классифицировать их на такие типы:

  1. Первичная экспертиза. Является первым изучением объекта. Длительность производства судебной экспертизы данного типа зависит от необходимого набора исследований.
  2. Дополнительная экспертиза. Проводится тогда, когда прокуратура или следователь не получили нужную информацию при первичном исследовании, поскольку остались невыясненными какие-либо показатели. Также может инициироваться при наличии сомнений в подлинности полученных результатов. На сроках сказывается сложность выполняемых исследований. В случае потребности дополнительную экспертизу может проводить тот же специалист или компания, что и первичную.
  3. Комплексная экспертиза. Предполагает сотрудничество экспертов различных областей. При таком исследовании сроки увеличиваются.
  4. Специфические экспертизы. Примером этого вида в судмедэкспертизах является изучение вещественных доказательств и трупов. Они требуют проведения большого количества лабораторных исследований.

Иногда срок проведения экспертизы может затянуться. В такой ситуации ответственный специалист заранее предупреждает руководителя и лицо, инициировавшее процедуру. Если экспертиза проводится при расследовании, тогда оперативность играет ключевую роль. От сроков получения итогов может зависеть даже жизнь людей.

Срок производства судебной экспертизы из-за ДТП составляет 30 дней. Отсчёт начинается не с даты аварии, а с того дня, когда специалист получил задание и требуемые для изучения материалы. Иногда следователь или иные лица не сразу передают их. Это приводит к задержкам получения результатов.

Существуют различные классификации исследований. Чаще всего во время судебного разбирательства инициируют проведение таких видов экспертиз:

  • Строительная – помогает рассчитать размер ущерба, который был нанесен недвижимому имуществу пожаром, заливом и другими воздействиями, также оценивает физический износ конструкций, здания либо его инженерных систем при эксплуатации. Позволяет контролировать качество используемых материалов и выполненных работ.
  • Почерковедческая – позволяет установить автора рукописи либо лицо, поставившее подпись. Если представлены тексты большого объёма, то может быть определён возраст, пол и составлен психологический портрет лица, который его написал. Позволяет определить наличие либо отсутствие алкогольного либо наркотического опьянения человека, а также факт намеренного искажения почерка.
  • Автотехническая – служит для определения деталей ДТП (скорости движения и тормозного пути транспортных средств, возможности предотвращения аварии). Позволяет установить, когда возникла опасность для движения, когда потребовались экстренные меры по предотвращению происшествия.
  • Трасологическая – служит для определения механизма столкновения ТС, а также соответствие ему имеющихся повреждений. Благодаря ей можно установить, стало ли повреждение кузова следствием ДТП либо противоправных действий других лиц. Экспертиза позволяет определить, был ли автомобиль статичным либо находился в движении во время столкновения и т.п.
  • Генетическая – позволяет определить отцовство и установить наличие родственных связей между лицами.

Заказать проведение судебной экспертизы можно в бюро Хонест. Чтобы запросить необходимое для суда информационное письмо, позвоните нашим специалистам, они подскажут, какие документы необходимо будет выслать.

Источник: https://damages.ru/articles/srok-provedeniya-sudebnykh-ekspertiz

Экспертизы и исследования

Сроки проведения экспертизы

В случае необходимости проведения экспертизы в экспертном учреждении в соответствующем постановлении (определении) должно быть указано наименование данной организации, а не ее структурного подразделения и не фамилия конкретного эксперта. При этом постановление (определение) и необходимые материалы должны направляться руководителю экспертного учреждения, поскольку только к его компетенции относятся вопросы организации проведения экспертизы.

Экспертными учреждениями являются центральный аппарат Государственного комитета и его территориальные органы: управления Государственного комитета по областям и г. Минску, районные (межрайонные) отделы Государственного комитета.

В постановлении (определении) о назначении экспертизы необходимо указать о разрешении либо запрете проводить исследования, которые могут повлечь полное или частичное уничтожение объектов экспертизы либо изменение их внешнего вида или основных свойств.

Вопросы эксперту формулируются четко, исключая возможность различного их толкования.

Необходимо стремиться минимизировать сроки с момента изъятия объектов до представления их на экспертизу.

Дополнительная экспертиза может назначаться при недостаточной ясности или неполноте заключения, а также в случаях возникновения новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств.

Недостаточно полным может быть, например, признано заключение, основанное на исследовании не всех представленных эксперту объектов или не содержащее исчерпывающих ответов эксперта на все поставленные вопросы.

Дополнительная экспертиза назначается после дачи экспертом заключения, в случае если внести ясность или восполнить неполноту заключения не представилось возможным путем допроса эксперта.

Повторная экспертиза может назначаться в случае необоснованности заключения, наличия сомнений в его правильности, при противоречивости заключений разных экспертов, если представленные эксперту материалы признаны недостоверными или нарушены правила проведения экспертизы, и при невозможности допросом эксперта разрешить возникшие по заключению вопросы в совокупности с исследованием иных фактических обстоятельств дела.

При этом повторная экспертиза по указанным вопросам должна проводиться на основе тех же исходных данных и объектов, которые были представлены на первичную экспертизу. В рамках повторной экспертизы могут дополнительно разрешаться и иные вопросы по исследованию первичных материалов.

Необходимо иметь в виду, что несогласие с выводами эксперта не может быть единственным основанием для назначения повторной экспертизы.

При решении этого вопроса следует учитывать наличие в деле иных доказательств по обстоятельствам, являющимся предметом экспертизы, а также практическую возможность проведения повторной экспертизы, например, при утрате или изменении исследуемых объектов.

В постановлении (определении) о назначении повторной или дополнительной экспертизы обязательно указываются мотивы и основания назначения и перечисляются объекты экспертного исследования, образцы для сравнительного исследования и иные материалы, имеющие значение для проведения экспертизы, в том числе дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы, появившиеся после первичного заключения либо сообщения о невозможности дачи заключения, а также заключения (со всеми приложениями) всех предшествующих по делу экспертиз либо сообщения о невозможности дачи заключения.

Вместе с постановлением (определением) о назначении дополнительной или повторной экспертизы, объектами экспертного исследования, образцами для сравнительного исследования и иными материалами, имеющими значение для проведения экспертизы, эксперту обязательно должны быть представлены заключения (со всеми приложениями) всех предшествующих по делу экспертиз либо сообщения о невозможности дачи заключения.

В случаях, когда установление того или иного обстоятельства невозможно путем проведения отдельных экспертиз либо это выходит за пределы компетенции одного эксперта или комиссии экспертов, может быть назначено проведение ряда исследований, осуществляемых несколькими экспертами на основе использования разных специальных знаний (комплексная экспертиза).

Таким образом, постановка в постановлении (определении) о назначении экспертизы вопросов, которые решаются экспертами различных специальностей независимо друг от друга (например, наличие следов рук и биологического материала на объекте исследования), не означает, что экспертиза является комплексной.

Наиболее часто проводятся комплексные медико-криминалистические экспертизы, в частности медико-баллистические по установлению механизма выстрела (направление и дальность выстрела, взаимное расположение стрелявшего и потерпевшего и др.), медико-трасологические по установлению механизма причинения телесных повреждений (например, ножевого ранения). 

В случае необходимости проведения сложных экспертных исследований проводится комиссионная экспертиза несколькими экспертами одной специальности (профиля).

При проведении комиссионной экспертизы эксперты совместно анализируют полученные результаты и, придя к единому мнению (выводу), составляют и подписывают единое заключение или сообщение о невозможности дачи заключения.

В случае разногласия между экспертами каждый из них или часть экспертов дают отдельное заключение либо эксперт, мнение которого расходится с выводами большинства, формулирует его в заключении отдельно.

При поступлении определения (постановления) суда о назначении экспертизы экспертное подразделение органа Государственного комитета судебных экспертиз по результатам изучения материалов в течение 5 календарных дней с даты регистрации определения (постановления) суда либо 5 календарных дней с даты удовлетворения всех заявленных судебным экспертом ходатайств в случае необходимости информирует суд, назначивший экспертизу, о предварительной стоимости ее проведения. Судебные экспертизы по гражданским и экономическим делам проводятся без заключения гражданско-правовых договоров.

Ориентировочная стоимость экспертизы до ее проведения определяется экспертом на основании предварительного рассмотрения имеющихся материалов и анализа поставленных вопросов.

После определения фактической стоимости проведения экспертизы, но не позднее трех дней с даты подписания заключения эксперта, экспертное подразделение представляет подразделению финансов и тыла органа Государственного комитета судебных экспертиз копию определения (постановления) суда и справку о стоимости экспертизы.

При непоступлении денежных средств (частичной оплате) органу Государственного комитета судебных экспертиз за проведенную экспертизу подразделением финансов и тыла оформляется счет-фактура в двух экземплярах.

В счете-фактуре указываются:

  • номер и дата счета-фактуры;
  • наименование органа Государственного комитета судебных экспертиз, проводившего экспертизу, его учетный номер плательщика, адрес, реквизиты текущего счета;
  • наименование суда, назначившего экспертизу, дата определения (постановления) суда;
  • вид проведенной экспертизы;
  • данные о лице (лицах), на которого (которых) возложены расходы по оплате экспертизы (при наличии такой информации);
  • стоимость проведения экспертизы (в случае предварительной частичной оплаты – неоплаченная часть).

Счет-фактура подписывается должностным лицом подразделения финансов и тыла, ее оформившим, и должностным лицом органа Государственного комитета судебных экспертиз, имеющим право второй подписи банковских документов, и удостоверяется оттиском печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь.

Если расходы за проведение экспертизы определением (постановлением) суда возложены на нескольких плательщиков, счет-фактура оформляется на каждого из них с указанием соответствующей суммы.

Первый экземпляр (экземпляры) счета-фактуры (счетов-фактур) направляется в адрес суда, назначившего экспертизу, второй остается в подразделении финансов и тыла.

Проведение генотипоскопических экспертиз осуществляется на условиях предварительной оплаты. Счет-фактура для оплаты выдается лицу (лицам), на которого (которых) возложены расходы на производство экспертизы, в день, установленный судебно-экспертным учреждением для отбора образцов.

Если фактическая стоимость проведения экспертизы менее суммы, поступившей в счет ее оплаты, подразделение финансов и тыла письменно уведомляет об этом плательщика (плательщиков) и осуществляет возврат излишне перечисленных денежных средств:

  • на депозитный (соответствующий) счет суда – в случае поступления денежных средств с такого счета;
  • юридическому (физическому) лицу (лицам) на основании письменного заявления – в случае внесения им (ими) денежных средств непосредственно на расчетный счет органа Государственного комитета судебных экспертиз.

За разъяснениями по вопросам, связанным с перечислением и возвратом средств, следует обращаться в подразделение финансов и тыла органа Государственного комитета судебных экспертиз, которому было назначено проведение экспертизы.

Образец заявления о возврате денежных средств

Источник: http://sudexpert.gov.by/ru/expertise.html

Государственная экспертиза условий труда

Сроки проведения экспертизы

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Комитета в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе, в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем:

  • При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Комитете, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).
  • Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

  • Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
  • В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • В электронной форме жалоба может быть подана заявителем посредством:
    • официального электронного адреса Комитета ktzn@gov.spb.ru;
    • Портала.

При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана заявителем через структурное подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ). При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается Комитетом. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

Жалобы на решения, принятые председателем Комитета, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы).

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.

В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указывается:

  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения при жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать текст жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (Смольный, Санкт‑Петербург, 191060, тел. (812) 576‑44‑80), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, должностных лиц, государственных гражданских служащих Комитета осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Источник: https://gu.spb.ru/188263/

Пять частых нарушений прав потребителей: как противостоять уловкам

Сроки проведения экспертизы

Контекст

Права потребителей: как избежать подвохов при установке кондиционераПрава потребителей и их особенности

На этой неделе – 15 марта – отмечается Всемирный день прав потребителей. С нарушением таких прав время от времени сталкивается каждый из нас.

В то же время, как показывает практика, именно “потребительский” закон сегодня в нашей стране – один из самых эффективных. При грамотном применении в большинстве случаев можно отстоять свои интересы, даже не доводя дело до суда.

Самые распространенные спорные ситуации и алгоритмы успешной защиты потребительских прав – в очередном выпуске нашей рубрики.  

Экспертиза до бесконечности

“Купили жене дорогие сапоги, через три дня отвалился каблук, хотели сдать, а магазин отправляет на экспертизу!” – такие возмущенные отклики часто можно встретить на потребительских форумах в Интернете. Покупатели недоумевают: если дефект всплыл так быстро, то ведь очевидно, что это производственный брак. 

В какие сроки после приобретения товара продавцы вправе настаивать на проведении экспертизы? И как долго может длиться это мероприятие? – задаются вопросами потребители.

Отметим: на практике магазины едва ли не в каждом втором случае затягивают выполнение законных требований покупателей, ссылаясь именно на ожидание результатов экспертизы.

При этом представители торговли нередко утверждают, что конкретных сроков проведения экспертизы закон не оговаривает. Либо – в лучшем случае – заявляют, что на данное мероприятие правила отводят 20 дней.

На самом деле оба эти утверждения – откровенное нарушение прав потребителей.

Запомните и при необходимости цитируйте продавцам: “Экспертиза товара проводится в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя” (пункт 5 статьи 18 закона “О защите прав потребителей”). Сами эти сроки предусмотрены в статьях 20, 21 и 22 закона. 

Поясним: если вы хотите, к примеру, сдать дефектный товар и получить назад уплаченные деньги, а продавец настаивает на проведении экспертизы, то на все про все магазину отводится максимум 10 календарных дней (статья 22 закона). Если вы решили обменять бракованный товар на качественный, то даже с учетом проведения экспертизы срок выполнения вашего требования не должен превышать 20 дней (статья 21 закона).

Важные нюансы:

– продавец имеет право отправить товар на экспертизу, если возник спор о причинах недостатка. Это возможно, в том числе, и в самое ближайшее время после приобретения вещи. Согласитесь: нельзя исключить, что покупатель, купив смартфон, уронил его в лужу сразу же за дверью магазина. 

– в период действия гарантии проведение независимой экспертизы обеспечивает магазин за свой счет. Если гарантия на товар не предоставлялась либо она закончилась, то продавец вправе требовать, чтобы экспертизу оплатил покупатель. Однако при подтверждении производственного брака приобретенного товара магазин обязан возместить расходы на экспертизу.

– если продавец затягивает выполнение требования покупателя, в том числе, когда экспертиза длится бесконечно, применяются финансовые санкции. А именно: магазин обязан выплачивать покупателю неустойку в размере 1% цены товара за каждый день просрочки (статья 23 закона).

“Ремонт – и точка!”

Еще одну типичную историю рассказывает москвич Максим: “Мы купили плазменный телевизор, через месяц он стал барахлить. Решили сдать. Менеджер магазина сказал, что сначала экспертиза должна подтвердить заводской брак. А через две недели нам позвонили и объявили: ваш телевизор отремонтирован – забирайте!”

Покупатели часто жалуются, что технику, мебель, обувь и прочие товары ремонтируют едва ли не в принудительном порядке, несмотря на требование покупателя вернуть деньги за изделие, которое изначально оказалось с браком. Как вести себя в подобных ситуациях?

Прежде всего, стоит взять за правило: учитывая повсеместную распространенность уловки с навязыванием ремонта, формулируйте свое требование конкретно и письменно.

При первом же обращении в магазин или сервис-центр, в том числе, когда передаете товар для проведения экспертизы.

Помните, что благодаря пункту 1 статьи 18 закона “О защите прав потребителей” при обнаружении недостатков товара выбор требований у нас весьма широк. Это может быть:

– возврат денег за дефектный товар, – замена бракованного товара на такой же качественный либо на товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом цены,  – соразмерная уценка некачественного товара и возврат части уплаченных денег,

– бесплатное устранение недостатков.

Если товар относится к числу технически сложных, то полная свобода выбора из всех видов требований сохраняется при обнаружении дефекта в течение 15 дней после покупки, а в дальнейшем – при определенных условиях (подробнее мы писали об этом здесь). 

Также следует помнить: выбрав конкретное требование, покупатель не вправе изменить его в процессе его исполнения. Скажем, если вы решили заменить бракованный товар на такой же качественный (напомним, на эту процедуру по закону может уйти до 20 дней), то потребовать возврата денег уже нельзя. 

Однако если магазин или сервис-центр нарушает срок выполнения первоначального требования, то у покупателя появляется право либо потребовать неустойку (см. выше), либо – отказаться от прежнего требования и выбрать новое по своему усмотрению. При этом нужно ссылаться на статью 23 закона “О защите прав потребителей”.

Преграды для возврата

В эту группу входят три основных вида уловок, с помощью которых недобросовестные продавцы пытаются «завернуть» покупателей, предъявляющих претензии по поводу недостатка товара.

1) “Не съел, но понадкусывал”. 

Так условно можно назвать ситуации, когда магазин отказывается возвращать полную стоимость некачественного товара, ссылаясь на то, что покупатель его частично использовал, повредил, видоизменил и т.п. Например, когда кухонная плита с производственным браком кое-где поцарапана. Или брюки успели укоротить перед тем, как некачественная ткань разошлась по швам.

Как противостоять: ссылаемся на статью 503 Гражданского кодекса РФ. Согласно ей при возврате денег за некачественный товар продавец не вправе удерживать сумму, на которую понизилась стоимость изделия в результате его частичного использования покупателем.

2) Нет упаковки – денег не будет

Уточним: если речь идет о возврате качественного товара, не подошедшего по размеру-цвету-фасону, то наличие упаковки, ярлыков и бирок действительно необходимо.

Однако ушлые продавцы нередко требуют предъявлять «полный комплект», включающий все упаковочные материалы, также и при возврате бракованных товаров. Особенно часто –такое случается когда люди сдают забарахлившую технику.

Поэтому некоторые покупатели добросовестно забивают свои и без того не слишком просторные квартиры и балконы коробками от компьютеров, микроволновок и прочих “девайсов”.

Как противостоять: ссылаемся на пункт 2 статьи 16 закона “О защите прав потребителей”. Если покупатель предъявляет претензии по поводу недостатков товара, то продавец не вправе выдвигать какие-либо условия, не связанные с качеством данного изделия.

3) “Берегите чеки”

Немало потребителей уже знают, что отсутствие чека не является преградой для возврата товара. Однако часть продавцов по-прежнему продолжают настаивать, что без чека вернуть деньги не могут.

Как противостоять: ссылаемся на пункт 5 статьи 18 закона “О защите прав потребителей”. Если нет чека, то факт покупки товара у данного продавца можно подтвердить свидетельскими показаниями, фирменной упаковкой, маркировкой и любыми другими доказательствами.  

Анна Добрюха, юрист

Источник: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20140312/270901465.html

Защитник Права
Добавить комментарий