Служба в военной прокуратуре

После задержания на акции выдали повестку в военную прокуратуру. Что делать?

Служба в военной прокуратуре

14 июля 2019 года в Москве у Центризбиркома прошла  акция протеста в связи с массовыми нарушениями при регистрации кандидатов на выборы в Московскую городскую Думу и отказом в регистрации оппозиционным кандидатам. Затем акция перешла в формат ежедневных встреч кандидатов со своими избирателями на Трубной площади.

20 июля на проспекте Академика Сахарова состоялась согласованная акция, в которой приняли участие порядка 21500 человек, заявляющих о несогласии с решением об отказе в регистрации кандидатов от несистемной оппозиции. Встреча незарегистрированных кандидатов с главой ЦИК Э.

Панфиловой не привела к требуемым результатам: жалобы независимых кандидатов были отклонены.

Вскоре  Следственный Комитет России инициировал уголовные дела о «воспрепятствовании работе избирательной комиссии», а также провел серию арестов и обысков в жилищах и в избирательных штабах независимых кандидатов.

27 июля в центре Москвы состоялась акция поддержки независимых кандидатов, на которую вместе с гражданами вышли оставшиеся на свободе независимые кандидаты. Участников мирной акции с применением насилия разгоняли сотрудники Росгвардии и ОМОНа, было задержано более 1400 человек.

И накануне 27 июля, и перед анонсированной на 3 августа акцией, власти обещали искать среди вышедших на улицу граждан «уклонистов» от военной службы. Этим действием власти продемонстрировали свое отношение к армии, как механизму запугивания граждан.

На акции  3 августа были задержаны 1001 человек, а после этого гражданам стали приходить повестки из военной прокуратуры с требованием явиться для дачи объяснений по вопросу соблюдения гражданами и районными военными комиссариатами требований Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В связи с этим считаем важным отметить, что недопустимо подозревать граждан в совершении преступления (уклонении от призыва на военную службу) только на том основании, что они принимали участие в мирных собраниях с целью выражения своей политической позиции.

Также политические взгляды граждан не могут являться основанием для проверки документов воинского учета.

Политически мотивированные проверки соблюдения гражданами воинской обязанности являются нарушением основ конституционного строя, гарантирующих идеологическое многообразие (статья 13 Конституции РФ), а также нарушением принципа равенства граждан перед законом и судом.

Кроме того, считаем недопустимым, что военная прокуратура не находит более значимой работы, чем вызывать участников митингов для дачи объяснений в ситуации, когда с 2014 года растет количество обращений в связи с неуставными отношениями, насилием со стороны командиров, вымогательствами и неоказанием медицинской помощи в армии.

Мы – организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» и Правозащитная  инициатива «Гражданин и Армия» —  считаем важным помочь любому участнику публичных акций, получившему повестку из военной прокуратуры, обжаловать эти действия органов власти и разобраться в своих правах в сфере военно-гражданских отношений.

Сразу следует отметить, что проведение проверки военной прокуратурой должно проходить в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

В соответствии с п. 4 ст. 46 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 года «О прокуратуре в Российской Федерации» свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, к числу которых относятся и военные комиссариаты.

Согласно п. 2 ст. 21 вышеназванного закона, проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Информация о факте участия гражданина в политическом публичном мероприятии и его административное задержание в связи с этим не являются достаточными для принятия мер прокурорского реагирования в сфере исполнения воинской обязанности, а также не является информацией о факте нарушения правил воинского учета гражданином или военным комиссариатом.

В соответствии со ст. 22 вышеназванного закона, прокурор имеет право вызывать граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов. Однако, в соответствии с п. 2 ст.

21 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации», прокуратура в своей деятельности за исполнением законов не подменяет иные государственные органы, а свою проверку прокуратура проводит только при поступлении информации о фактах нарушения закона.

В соответствии с пп. 2 п. 15 Указа Президента Российской Федерации от 01 сентября 2007 года № 1132 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» военный комиссар субъекта Российской Федерации отвечает за выполнение задач, возложенных на военные комиссариаты (подчиненные военные комиссариаты).

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» за состоянием воинского учета отвечают районные военные комиссары.

В связи с вышеизложенным, вызов для дачи объяснений в прокуратуру для проверки деятельности районных военных комиссариатов является подменой деятельности со стороны военной прокуратуры, так как данный надзор должен осуществлять военный комиссар субъекта Российской Федерации – г. Москвы.

В соответствии с действующим законодательством на граждан может быть возложена ответственность в случае неявки по повестке (в том числе прокурорской), полученной под личную роспись, в случае если о вызове вы не знали, то и к ответственности привлечены быть не можете.

В случае получения подобной повестки, мы рекомендуем направить жалобу в Главную военную прокуратуру на необоснованный вызов по факту проведения проверки при отсутствии достаточной информации о факте нарушении закона по дискриминационным основаниям и подмены в ее деятельности полномочий других органов государственной власти. См. пример жалобы в  Главную военную прокуратуру

Отметим, что направление жалобы не освобождает вас от явки по надлежаще врученной повестке.

В соответствии с пп. «г» п. 50 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о воинском учете» граждане обязаны сообщать в военный комиссариат сведения об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.

Исходя из того, что проверка производится не только в отношении военного комиссариата, но и вас, то  на основании ст.

51 Конституции Российской Федерации Вы можете отказаться от дачи показаний, и не сообщать сотрудникам прокуратуры запрашиваемые ими сведения, в том числе, указав, что обязанность по воинскому учету возложена на военный комиссариат, куда Вы предоставили все необходимые сведения.

Стоит отметить, что велика вероятность того, что при явке в военную прокуратуру вам попробуют вручить повестку о явке в военкомат, отказываться от нее не стоит (отказ от получения повестки может привести к уголовной ответственности). Получив повестку, готовитесь к явке по ней по нашим методическим материалам и обращайтесь за бесплатной правовой помощью к нашим консультантам:

Правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга»

191002, Санкт-Петербург, ул. Разъезжая, д.9

+7 (812) 712-50-58, +7 (812) 712-42-99

soldiersmothers.ru

Правозащитная инициатива «Гражданин и армия»

+7-917-517-2772

www.army-hr.ru

Движение сознательных отказчиков от военной службы

.com/stoparmy

Источник: https://realarmy.org/posle-zaderzhaniya-na-akcii-vydali-povestku-v-voennuyu-prokuraturu-chto-delat/

Срочная служба в военной прокуратуре

Служба в военной прокуратуре

Большинство военнослужащих интересуются вопросом о прохождении службы в военной прокуратуре. Начать работу можно при соответствии кандидата требованиям, прохождении конкурса по отбору. Только после тщательных проверок человек может приступить к обязанностям военнослужащего.

Что такое военная прокуратура

Военная прокуратура это специализированное подразделение из общего состава единой централизованной российской прокуратуры.

Структура осуществляет надзирательные и наблюдательные функции за исполнением законодательных норм в Вооруженных Силах РФ, войсковых формированиях.

За неисполнение законов военная прокуратура начинает уголовное преследование.

Прокуратура в военном составе определяется Федеральным Законом “О прокуратуре Российской Федерации”, которая осуществляет задачи и деятельность по укреплению правопорядка в структурах Вооруженных Сил России согласно следующим параметрам:

  • обеспечение безопасности, дисциплины и правопорядка;
  • обеспечение сохранности прав и свобод;
  • сохранение и поддерживание законных интересов военизированных структур и организаций.

ВАЖНО – вся деятельность прокуратуры способствует воспитанию должностных лиц ВС РФ и обеспечивает неукоснительное исполнение конституционных прав страны, уставов и законодательных норм.

Как начать служить в военной прокуратуре

Претендент на службу должен с самого начала позаботиться о своей карьере:

  • Получить высшее образование в военном университете министерства обороны, вуза с военной направленностью. Обучение проходит на факультете прокурорской деятельности, прокуратуры и следствия.
  • Претендент после обучения направляет документы и анкету в гарнизонное звено.
  • Далее следует прохождение проверок – медицинское обследование, исследование биографии соискателя, личное собеседования.
  • Прохождение стажировки с испытательным сроком.
  • Сдача квалификационного экзамена и психологического профессионального отбора.

ВАЖНО – зачисление на службу принимает Главный военный прокурор – кандидата направляю на срочную службу, либо он подписывает контракт.

Срочная служба

Согласно Федеральному Закону № 53 “О воинской обязанности и военной службе” служение в военизированных органах может осуществлятся в обязательном порядке для граждан призывного возраста.

Направить отбывать службу в прокуратуру могут призывников, обучившихся в высших учебных заведениях по направленности следственной и прокурорской деятельности.

Также военнослужащие подают заявку в местное отделение правозащитной организации, при наличии вакантных мест соискатель заполняет необходимые документы, проходит строгое собеседование. При отсутствии проблем с документами и биографией вышестоящее руководство принимает кандидата.

Служба по контракту

Полномочные руководители из главных и местных органов прокуратуры могут перенаправить военнослужащих по особому назначению в органы военной прокуратуры для дальнейшего прохождения службы.

Военнослужащий, подходящий по требованиям для прокурорской и следственной работы, заключает в контракт на определенный срок, с сохранением должности, возможностью продвижения по карьерной лестнице и присвоение воинских званий.

Требования к кандидатам

В Федеральном Законе “О прокуратуре Российской Федерации” регламентируются требования к кандидатам, условия и порядок поступления военнослужащего в органы прокурорской организации Вооруженных Сил. Требования к кандидату соответствуют следующим требованиям:

Факторы принятияПараметры для отказа

  • наличие российского гражданства;
  • диплом о высшем юридическом образовании (военного института);
  • высокий профессионализм;
  • наличие медицинской справки об исправном здоровье.
  • нет российского гражданства;
  • признан недееспособным;
  • наличие судимости;
  • наличие заключения о запрете работать на государственных должностях;
  • наличие медицинского заключения о наличие заболевания, несовместимого с выполнением обязанностей;
  • наличие родственных связей в структуре подчинения;
  • некомпетентен в исполнении обязанностей и хранении государственных тайн.

ВНИМАНИЕ – гарнизонное руководство и военная комиссия рассматривает каждого кандидата индивидуально.

Основные обязанности при службе в военной прокуратуре

Должность “Военный прокурор” соответствует соблюдению прав и обязанностей в области вооруженных подразделений и структура. Согласно должностной деятельности определены следующие основные обязанности:

  • надзор за соблюдением законов и прав в ВС и подразделениях;
  • представление стороны обвинения в судебном органе от имени государства.

В Федеральном Законе “О прокуратуре Российской Федерации” в статьи 47 представлен полный список полномочий, в том числе военного прокурора:

  • учатие в военных советах, заседаниях и т.п.;
  • исполнение вневедомственных ревизий, рассмотрение жалоб/предложений военнослужащих и проведение проверок;
  • надзор по обеспечению безопасности, сохранности закона и прав в военных юрисдикциях;
  • устранение нарушений, проведение оперативно-розыскной, следственной деятельности, исполнение наказаний;
  • координирование работы правоохранительных органов.

Вся должностная деятельность исполняется по отношению к военнослужащим и их подразделениям.

Кто может претендовать на данную должность

Претендовать на должность по прокурорской деятельности имеют возможность кандидаты со следующими параметрами:

  • гражданство РФ;
  • дееспособный;
  • наличие высшего юридического образования, полученного в военном ВУЗе;
  • наличие офицерского звания;
  • соответствие профессиональным и моральным качествам должности.

Важной особенностью при принятии в органы является отсутствие должностей.

Необходимые документы

Для поступления на службу в прокурорские военные органы или их подразделения, соискатель представляет следующие документы:

  • заявление;
  • анкета по установленному образцу;
  • подробная автобиография;
  • диплом о высшем образовании требуемой направленности.

Комиссия тщательно проверяет и тестирует кандидата, изучает его биография и родственников.

Прохождение срочной службы в военной прокуратуре доступна военнослужащим, которые соответствуют требованиям и должностным характеристикам. Претенденты на должности в следственном комитете и прокурорской деятельности проходят тщательную проверку, прежде чем будут приняты на должности.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/srochnaia-slujba-v-voennoi-prokurature-5c55a5c9efbfdf00adc32179

Статья 48. Кадры органов военной прокуратуры | ГАРАНТ

Служба в военной прокуратуре

Статья 48. Кадры органов военной прокуратуры

1. Военными прокурорами назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям статьи 40.1 настоящего Федерального закона.

3. Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Главный военный прокурор назначается на должность и освобождается от должности в порядке, установленном статьей 12.1 настоящего Федерального закона. Главный военный прокурор подчинен и подотчетен Генеральному прокурору Российской Федерации.

4. Военные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.

5. Заместители Главного военного прокурора, начальники управлений и отделов Главной военной прокуратуры и их заместители, а также заместители прокуроров военных округов, флотов, приравненных к ним прокуроров назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

6. Иные прокуроры Главной военной прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от должности Главным военным прокурором.

7. Прокуроры военных округов, флотов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности военных прокуроров в своих аппаратах и нижестоящих прокуратурах.

8.

Офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят военную службу в органах военной прокуратуры в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”, обладают правами и социальными гарантиями, установленными Федеральным законом “О статусе военнослужащих”, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Предельный возраст нахождения на военной службе в органах военной прокуратуры регулируется Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”.

9. Определение военнослужащих (поступление граждан на военную службу) в органы военной прокуратуры и их увольнение с военной службы производятся Генеральным прокурором Российской Федерации и заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – Главным военным прокурором.

Перевод военнослужащего органов военной прокуратуры к новому месту военной службы осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы на общих основаниях с другими военнослужащими.

Увольнение с военной службы высших офицеров производится Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

10. Должности военных прокуроров и соответствующие им воинские звания включаются в перечни воинских должностей.

Присвоение воинских званий военнослужащим органов военной прокуратуры производится в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”.

Присвоение первого воинского звания офицера, воинского звания полковника юстиции, воинского звания офицера досрочно, на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, воинского звания военнослужащим, успешно обучающимся по очной форме обучения в адъюнктуре, военной докторантуре, до полковника юстиции включительно производится Генеральным прокурором Российской Федерации.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Главный военный прокурор вправе присваивать воинские звания до подполковника юстиции включительно, военные прокуроры окружного звена – до майора юстиции включительно.

Воинские звания высших офицеров присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Воинские звания офицеров органов военной прокуратуры соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных органов прокуратуры.

При увольнении офицеров органов военной прокуратуры (до полковника включительно) с военной службы и поступлении на службу в территориальные или специализированные органы прокуратуры им присваиваются соответствующие их воинским званиям классные чины, а при определении на военную службу прокуроров, имеющих классные чины (до старшего советника юстиции включительно), им присваиваются соответствующие воинские звания.

11. Аттестация военных прокуроров производится в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором Российской Федерации для всех прокурорских работников, с учетом особенностей прохождения военной службы.

Военным прокурорам с учетом профессионального опыта и квалификации присваиваются квалификационные классы в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором Российской Федерации.

12. Военные прокуроры поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Право поощрения и наложения дисциплинарного взыскания имеют только вышестоящие военные прокуроры и Генеральный прокурор Российской Федерации.

13.

Численность военнослужащих и гражданского персонала органов военной прокуратуры устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации пропорционально численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и включается в штатную численность органов прокуратуры Российской Федерации.

Источник: http://base.garant.ru/10164358/92409a09f2fd78349ae7c7f2064bf25a/

Особенности поступления на службу в органы военной прокуратуры

Служба в военной прокуратуре

Армия военная прокуратура В последнее время достаточно много военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и граждан, пребывающих в запасе, обращаются по вопросам поступления на военную службу в органы военной прокуратуры.

В последнее время достаточно много военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и граждан, пребывающих в запасе, обращаются по вопросам поступления на военную службу в органы военной прокуратуры.

Это обстоятельство обусловило необходимость разъяснить требования законодательства и ведомственных документов, предъявляемые к кандидатам, желающим проходить службу на должностях военных прокуроров.

Основными руководящими документами в этом вопросе являются федеральные законы от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (статьи 40, 40.1, 40.

2, 46, 48), от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (статьи 32, 33, 34), от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Положениео порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237), приказы Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 года № 350 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации», от 20 августа 2003 года № 200 «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации» и приказ заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурораот 6 июля 2009 года № 121 «О введении в действие Методических рекомендацийо подборе кандидатов из войск и запаса для определения на службу в органы военной прокуратуры».

В соответствии с нормами законодательства подбор кандидатов проводится среди граждан Российской Федерации, получивших юридическое образование (диплом специалиста или магистра) в высшем учебном заведении с государственной аккредитацией, владеющих государственным языком Российской Федерации, имеющих офицерское звание, обладающих необходимыми профессиональными и моральными качествами, способных по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Следует отметить, что гражданин не может быть принят на службу в органыи учреждения прокуратуры, если:

– имеет гражданство иностранного государства;- признан решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным; лишен права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока; имеет или имел судимость;- имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;- состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

– отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностейпо должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Помимо этого, для отказа кандидату в заключении с ним контракта о прохождении военной службы законодательством предусмотрены дополнительные основания: отсутствие вакантных воинских должностей; наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления; производство дознания либо предварительного следствия, передача уголовного дела в суд, вынесение обвинительного приговора.

Первоначально отбор проходит в военной прокуратуре гарнизонного звена. На данном этапе для определения соответствия кандидата установленным законодательством требованиям его личность тщательно изучается на основе представленных им документов (их перечень можно уточнить в военной прокуратуре гарнизонного звена).

Начинается ознакомление с личного дела (автобиографии, контракта, других документов), при этом учитываются записи в медицинской книжке, анализируются характеризующие материалы, отзывы непосредственного командира (начальника) кандидата из войск или с последнего места работы (учебы) кандидата из запаса. Одновременно выясняется поведение лица вне службы и в быту, отношение к употреблению спиртных напитков (соответствующая информация запрашивается в органах МВД России и ФСБ России).

Кроме этого, обязательно проверяется подлинность диплома об окончании высшего учебного заведения по направлениям подготовки «юриспруденция», «правовое обеспечение национальной безопасности» или «правоохранительная деятельность», наличие государственной аккредитации вуза.

При решении вопроса о годности к военной службе кандидат направляется на медицинское освидетельствование в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

Военным прокурором гарнизона проводится собеседование с претендентом для составления представления о нем как о личности, выявления некоторых его эмоционально-волевых и характерологических особенностей, формирования мненияоб интеллекте, начитанности, интересах, воспитанности, умении грамотно и логически правильно излагать свои мысли.

В дальнейшем организуется его стажировка сроком не менее одного месяцас фактическим выполнением обязанностей помощника военного прокурора. Именно в практическом плане стажировка позволяет оценить пригодность кандидата к службе в органах военной прокуратуры, выявить его индивидуальные социально-психологические особенности и черты.

Обязательными условиями приема являются сдача квалификационного экзамена в военной прокуратуре окружного звена и проведение профессионального психологического отбора согласно Положению о порядке прохождения военной службы.

В ходе перечисленных выше мероприятий выясняется соответствие уровня подготовки кандидата требованиям Квалификационной характеристики должности (квалификационным требованиям к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 ноября 2011 года № 378.

Окончательное решение о возможности поступления кандидата на военную службу в органы военной прокуратуры принимается заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – Главным военным прокурором после выполнения всего комплекса кадровых мероприятий.

Таким образом, для реализации намерения служить в органах военной прокуратуры военнослужащему (гражданину) необходимо обратиться в военную прокуратуру гарнизона по месту военной службы (жительства).

Начальник управления кадров Главной военной прокуратуры генерал-майор юстиции Игорь Триполев

военная прокуратура

В ДPУГИХ CMИ

Экспертное мнение и аналитика

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201510011541-6d7s.htm

Военная прокуратура Центрального военного округа / История военной прокуратуры / Женщины-прокуроры на службе в органах военной прокуратуры

Служба в военной прокуратуре

Печать

Споры о роли женщины в обществе, ее предназначении и социальном статусе ведутся во все времена. И вопрос о том, могут ли представители «слабого» пола служить в армии, в том числе на офицерских должностях, был одним из наиболее острых.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане женского пола призыву на военную службу не подлежат. Однако они вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества, если добровольно поступят на службу в Вооруженные Силы и другие воинские формирования.

Кстати, в России женщины заняли свое место в армии намного раньше, чем, скажем, это сумели сделать в странах Западной Европы и Америки. Первые источники права, в которых документально зафиксированы положения «о несении женщинами службы воинству» в военных госпиталях России, относятся к периоду реформ Петра I.

Вместе с тем считалось, что русская армия может выполнять свои функции и выигрывать сражения, не прибегая к помощи прекрасной половины. Кроме того, до ХХ века женщинам запрещалось служить в офицерских чинах и принимать участие в боевых действиях. Они привлекались на военную службу в качестве медицинских сестер, и участие их в боевых действиях было скорее исключением.

В годы первой мировой войны, в связи с масштабным характером боевых действий, женщин в русской армии стало значительно больше. Они   уже служили не только медсестрами и врачами, но и принимали непосредственное участие в боевых действиях. К концу войны в Мариуполе даже были сформированы женские «батальоны смерти», которые присягнули в первых рядах наступать на врага.

Сложившаяся во второй половине XIX века система военно-прокурорского надзора действовала в русской армии до 1917 года, и до Октябрьской революции женщин в органах военной прокуратуры не было.

Все изменилось с началом Великой Отечественной войны, когда десятки тысяч отважных дочерей Родины встали на защиту страны.

В этот период часть из них привлекалась, как правило, на должности секретарей военных прокуратур.

При этом необходимо отметить, что практика привлечения женщин на военную службу всегда строилась на основе принципа добровольности.

Из года в год  количество женщин на военной службе неуклонно растет. Думается, что данное явление напрямую связано с демографической и социально-экономической ситуацией в стране, развитием научно-технического прогресса и сокращением числа профессий, традиционно относившихся к «мужским». Расширяется сфера участия женщин в социальной, политической и экономической жизни общества.

Военнослужащие женского пола, помимо установленных для всех военнослужащих преимуществ, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательными и подзаконными нормативными актами об охране семьи, материнства и детства.

В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации количество женщин,  проходящих службу на  должностях офицеров, исчисляется тысячами. Служат они в основном по специальностям медицинской, финансовой, юридической службы, связи, документационного обеспечения, переводчика и др.

Проходят военную службу на офицерских должностях женщины и в органах военной прокуратуры. Они являются прокурорскими работниками и имеют статус военнослужащих.

Наравне с мужчинами женщины-военные прокуроры исключительно добросовестно и максимально эффективно выполняют возложенные на них служебные обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Однако среди военных прокуроров их количество небольшое. Оно и понятно – работа тяжелая, порой без выходных и праздников. Да и нелегко изо дня в день видеть изнанку человеческих отношений.

Тем большее уважение вызывают у всех те представительницы прекрасной половины человечества, которые выбрали для себя столь нелегкий жизненный путь и сумели стать настоящими профессионалами, ни в чем не уступающими мужчинам.

Надели погоны и несут свою нелегкую службу в органах военной прокуратуры военные прокуроры полковник юстиции Литвинова Н.А., подполковники юстиции Беляева Н.П., Вищик О.А., Земскова Н.В., Кузнецова С.А.

, Малютина Ж.К., Мариенко О.В., Шарапова И.В., майоры юстиции Амирова П.Н., Ефимова О.В., Иванова О.Э., Матухно О.Г., Носова Е.Г., Устинова С.А., Черных Л.Н., Шатохина А.А., капитан юстиции Карпович Э.Ш.

Кроме них в органах военной прокуратуры на штатных воинских должностях проходят службу женщины-прокуроры, не являющиеся военнослужащими, которым присвоены классные чины.

Их тоже немного: советники юстиции Конюшенко С.В., Крят И.А., Шарлай Е.Н., юрист 1 класса Василевская А.С.

Они замещают воинские должности в качестве гражданских лиц, но наравне с их коллегами несут все тяготы и лишения прокурорской службы.

География службы наших женщин – от Дальневосточного региона, города Владивосток и Хабаровск, до западной части страны, города Москва и Санкт-Петербург.

Занимают они разные должности: помощника военного прокурора гарнизона, военного прокурора отдела надзора, военного прокурора отдела обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах, заместителя начальника отдела кадров – помощника военного прокурора округа, старшего военного прокурора приемной Главной военной прокуратуры, заместителя начальника отдела – старшего военного прокурора Главной военной прокуратуры.

Серьезным преимуществом женщин-юристов, по убеждению многих, является их правовая интуиция, умение мгновенно оценить правовую сторону событий и угадывать дух законов, до чего мужчины обычно доходят лишь после глубоких размышлений.

Женщины, в первую очередь, дают оценку ситуации, основываясь на интуиции и эмоциях, а только потом выстраивают логику события.

По-видимому, именно эти особенности психологии женщин способствуют тому, что они наилучшим образом исполняют полномочия государственных обвинителей, работу, связанную с осуществлением контроля, приемом населения (военнослужащих и граждан) и разрешением жалоб, функциями проверяющих и т.п.

Принимая во внимание многочисленные отзывы мужчин-военнослужащих, хочется выразить общее мнение: «с женщинами работать интересно». Самое главное то, что их присутствие помогает создать благоприятный социально-психологический климат в коллективе.

Еще одна их отличительная особенность – «многофункциональность».

Они могут выполнять одновременно множество поручений и заданий, меньше предрасположены к конфликтам в трудовой деятельности, в коллективах легче идут на компромиссы, взаимные уступки, более выносливы и трудоспособны, нежели их коллеги мужчины.

Бытует расхожее мнение, что со временем женщины-прокуроры начинают в большей мере проявлять мужские черты: властность, агрессивность и практичность. Но глядя на наших очаровательных женщин в военной форме, трудно в это поверить, хотя они практически ежедневно имеют дело с преступлениями, негативными явлениями в армейской среде.

Нашим сотрудницам присущи все те качества, которые ассоциируются с женщинами: доброта, застенчивость, мечтательность, мягкость, нежность, сентиментальность, чувствительность, эмоциональность и т.д.

Как им удается оставаться на такой совсем не женской работе прекрасными дамами – тайна, секрет которой знают только они и их близкие. В их кабинетах часто можно видеть цветы, которые им с удовольствием дарят сослуживцы.

Абсолютно все женщины-прокуроры в органах военной прокуратуры люди высокопрофессиональные, искренне радеющие за дело, которому служат.               И не имеет значения, в каком структурном звене проходит их служба, важно то, как они добросовестно исполняют возложенные на них обязанности.

Им доверяют участие в самых сложных и запутанных делах, где помимо глубоких знаний и опыта действительно так необходимы чисто женская интуиция и умение «докапываться» до истины путем анализа мельчайших деталей.

О доверии к ним со стороны коллег свидетельствует и тот факт, что среди специалистов, участвовавших в следственных действиях в связи с гибелью экипажа АПРК «Курск», авиакатастрофой вертолета Ми-8 в Чеченской Республике, в расследовании обстоятельств захвата заложников на Дубровке в октябре 2002 года, взрывов домов на улице Гурьянова и Каширском шоссе, были и военные прокуроры-женщины.

Причины, по которым они выбрали для себя профессию военного юриста, называются разные. Одним из основных мотивов их поступления на службу является, прежде всего, наряду с возможностью самореализации в конкретной деятельности, также воспитание в семье военнослужащего. Такова уж судьба многих детей военных: вне зависимости от пола они все равно стремятся в привычный профессиональный круг.

Поступление женщин на службу в органы военной прокуратуры происходит по окончании гражданского высшего учебного заведения. Но некоторые стали военнослужащими еще до службы в военной прокуратуре, являясь курсантами Военного университета – ведущего гуманитарного учебно-методического и научного центра Вооруженных Сил Российской Федерации, который называют «кузницей военных юристов».

Женщиной-прокурором быть трудно, тем более военным прокурором. Профессия отнимает львиную долю времени, физических и душевных сил в ущерб семейным и личным вопросам.

Тем отраднее видеть, что практически всем нашим женщинам работа не  мешает быть замечательными хранительницами домашнего очага. У большинства из них благополучные семьи, а пятеро являются многодетными матерями, воспитывают двух и более детей.

Наши женщины талантливы во всем – прекрасные, утонченные, удивительные. Они порой поражают разносторонностью своего развития. Ярким примером является подполковник юстиции Шарапова И.В.

, которая в 2007 г., блестяще справившись с отборочным конкурсом, стала участницей интеллектуального капитал-шоу «Поле чудес».

Ответив правильно на все вопросы телевикторины, она выиграла главный приз – автомобиль.

В органах военной прокуратуры повседневную деятельность прокурорских работников обеспечивает гражданский персонал, федеральные государственные гражданские служащие. В этом качестве в канцеляриях, отделениях документационного обеспечения, финансовых, административно-хозяйственных подразделениях работают женщины. Их численность в наших органах около 800  человек.

Многие из женщин за свой кропотливый труд удостоены ведомственных наград Минобороны России. Подполковник юстиции Вищик О.А. Генеральным прокурором Российской Федерации награждена знаком отличия «За верность закону» III степени.

Накануне женского праздника за достигнутые положительные результаты в  службе Главный военный прокурор многих женщин-офицеров представил к награждению ведомственными наградами прокуратуры Российской Федерации: советника юстиции Крят И.А.

и подполковника юстиции Малютину Ж.К. – к награждению нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», майора юстиции Амирову П.Н. – знаком отличия «За верность закону» III степени, а майора юстиции Матухно О.Г.

– Грамотой Генерального прокурора Российской Федерации.

Повествуя о нынешних днях, нельзя забывать и о прошлом, о тех, кто в памяти народной навсегда останутся героями, кто не щадя жизни отстаивал независимость нашей Родины – о ветеранах.

Мы гордимся тем, что среди прокуроров-фронтовиков были и женщины. Военнослужащие-женщины органов военной прокуратуры, находившиеся в составе действующих армий, в полной мере, наравне с мужчинами делили все тяготы и лишения войны.

В результате проделанной поисковой работы установлены 8 женщин работников военных прокуратур, принесших свои жизни на алтарь Победы.

Лейтенант юстиции Кустова В.Я. – служила в военных прокуратурах 61-й и 48-й стрелковых дивизий, а также 74-го стрелкового корпуса. Воевала на Степном фронте, где 1 апреля 1944 г. в боевой обстановке при исполнении служебных обязанностей была тяжело ранена, умерла от ран в госпитале. За мужество и героизм посмертно награждена орденом Красной Звезды.

Лейтенант юстиции Шаулова З.А. – служила в военных прокуратурах 5-й стрелковой дивизии, 44-й гвардейской стрелковой дивизии и 13-го гвардейского стрелкового корпуса Южного фронта. Скончалась 9 сентября 1943 г. от ран, полученных во время обстрела вражеской авиации.

Младший лейтенант Бормонтова А.А. – служила в военной прокуратуре  29-го гвардейского стрелкового корпуса Юго-Западного фронта. Убита 11 августа 1943 г. во время бомбежки в деревне Суденок и похоронена в братской могиле в селе Красный Оскол Изюмского района Харьковской области.

Красноармеец Поломникова П.Е. – служила в военной прокуратуре 130-й стрелковой дивизии Северо-Западного фронта. Погибла 29 сентября 1942 г. во время вражеской бомбардировки при исполнении служебных обязанностей.

Красноармеец Сливинская М.П. – служила в военной прокуратуре 53-й отдельной стрелковой бригады. Получила смертельное ранение 10 сентября 1942 г. осколком вражеской авиабомбы на Волховском фронте.

Рядовая Санжар Т.Г. – служила в военной прокуратуре 27-го стрелкового корпуса. Погибла 21 октября 1943 г. на Центральном фронте в городе Лоев (Белоруссия) при налете вражеской авиации.

Рядовая Шайвильдьянова Ф.Г. – служила в военной прокуратуре Центрального и Закавказского фронтов. Погибла 11 февраля 1943 г. в районе станицы Мышастовская Краснодарского края при обстреле с самолета противника.

Техник-интендант 2 ранга Черных М.Я. – служила в военной прокуратуре 104-й отдельной стрелковой бригады, воевала на Воронежском и Юго-Западном фронтах. 3 февраля 1943 г. во время авианалета противника была тяжело ранена и в тот же день скончалась в медсанбате.

Кроме того, 9 женщин – сотрудниц военных прокуратур числятся по архивным данным как пропавшие без вести в период Великой Отечественной войны: Белла М.И., Дулинова М.С., Исаева Л.Г., Карельман А.Я., Коробко М.Н., Кузнецова В.И., Сергиевская Т.И., Телегина С.Т. и Тимофеева З.В.

Победа досталась дорогой ценой. 1 418 дней и ночей доблестные фронтовики и мужественные труженики тыла отстаивали свободу и независимость Родины в беспощадном огне Великой Отечественной. Вечная память тем, кто пал на полях сражений, умер от ран в госпиталях. Низкий поклон всем живущим ныне ветеранам.

Новые подходы к принципам комплектования Вооруженных Сил привели к установлению тенденции увеличения числа женщин на военной службе и заставили пересмотреть взгляды на роль женщины в армии.

Надеемся, что в скором времени увеличится и число военных прокуроров-женщин.

В канун 8 Марта, по традиции, все без исключения мужчины органов военной прокуратуры искренне и сердечно поздравляют прекрасных женщин  – военных прокуроров нашей страны и отдают дань уважения их высоким профессиональным качествам.

Начальник управления кадров Главной военной прокуратуры В. Семенченко

Источник: https://gvp.gov.ru/cvo/history/womenvp/

Защитник Права
Добавить комментарий