Прогулы в школе последствия

Прогулы школы: как мотивировать ребёнка – Психологос

Прогулы в школе последствия

Причины пропуска уроков могут быть разными, например, конфликт с одноклассниками или учителем, трудности в усвоении программы. В этой статье я рассматриваю только одну причину – неосознанность.

Мне много лет в школе и в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних приходилось работать с «трудными» подростками, которые регулярно прогуливали или постоянно не посещали школьные занятия. А в это время гуляли, употребляли наркотики, воровали, грабили, совершали разбой.

Работая с ними, я убедился, что большая или значительная часть проблемы заключается в неосознанности поведения ребят.

Зачем детям учиться?

​​​​​​​Именно этот вопрос я задаю вначале, обучая ребят предвидеть последствия своих действий.

Стивен Кови утверждал, что один из семи главных навыков высокоэффективных людей заключается в способности предвидеть и планировать последствия своих действий.

Высокоэффективные люди начинают действовать, чётко представляя себе конечную, отдалённую цель своих усилий. Неэффективные люди обычно не задумываются о последствиях.

Психолог: Как ты думаешь, зачем дети ходят в школу?

Ребёнок: Чтобы получить образование, аттестат.

П: А зачем им образование, аттестат?

Р: Чтобы поступить в техникум, училище или ВУЗ.

П: А зачем им получать профессиональное образование в техникуме, училище или ВУЗе?

Р: Чтобы устроиться на хорошую работу.

П: Зачем людям работа?

Р: Чтобы зарабатывать деньги?

П: А зачем нам деньги? Ведь это всего лишь бумага?

Р: Чтобы купить еду и одежду.

П: А ещё чтобы оплачивать жильё. Ты, как и все мы, нуждаешься в пище, одежде и жилье. Верно?

Р: Да, конечно.

П: Так зачем, в конечном счёте, дети ходят в школу?

Р: Чтобы иметь возможность купить еду, одежду и оплатить жильё.

П: Согласен. Образование это работа, работа это деньги, деньги это еда, одежда и жильё. Образование нужно чтобы выжить. Образование – это вопрос жизни и смерти, это критически важно. А почему же ты не ходишь в школу?

Р: Не знаю. Я не думал, что это так важно.

П: Тебе никто не говорил, то, что сказал тебе сейчас я?

Р: Нет.

П: Ты прогуливаешь школу, но при этом получаешь еду, одежду и жильё. Это упущение твоих родителей. Они не только не объяснили тебе, как устроен мир, но ещё и создали искусственные условия, в которых ты получаешь всё, ничего не отдавая. Это не правильно: в обычной жизни так не бывает.

На протяжении всей истории человечества и до сегодняшнего дня почти все взрослые люди каждый день с утра до вечера тяжёлым трудом зарабатывают деньги, чтобы выжить. Скоро ты станешь совершеннолетним. С этого времени государство перестанет о тебе заботиться: ни бесплатного питания, ни одежды, ни жилья. Родители тоже не смогут заботиться о тебе вечно.

Но меня больше интересует не вопрос будущего, а вопрос настоящего.

Почему ты не работаешь?

П: Почему ты не работаешь?

Р: Не знаю. Я же маленький ещё.

П: Маленький?! Тебе 13 лет: это значит, что ты уже взрослый человек. Интеллектуально и физически ты созрел. Ещё сто лет назад в нашей стране многие 13-летние ребята работали наравне со взрослыми. И сегодня во многих странах 13-летние дети ходят на работу. В этих странах и в России сто лет назад у многих детей не было возможности посещать школу.

Сегодня у тебя есть такая возможность. Но если ты не ходишь в школу, значит, ты должен работать. Единственная причина, по которой твои родители должны содержать 13-летнего мужика, это получение тобой образования. Если ты не получаешь образование, тогда ты должен работать. Тогда ты должен содержать себя сам и приносить пользу семье. Ты должен помогать родителям деньгами.

Итак, почему ты не работаешь?

Р: Не знаю.

П: Ты согласен с тем, что единственная причина, почему 13-летние дети сегодня в России не работают, заключается в посещении ими школы? Или у тебя другое мнение на этот счёт?

Р: Согласен.

П: А что ты выберешь, когда вернёшься домой из нашего Центра? Пойдёшь на работу или будешь ходить в школу и хорошо учиться?

Р: Я лучше буду ходить в школу.

Кто-то умер, чтобы ты мог учиться

Чтобы закрепить полученную ребёнком информацию, я делаю небольшой экскурс в историю.

П: Ты слышал когда-нибудь про «Кровавое воскресенье»?

Р: Нет.

П: 9 января 1905 года рабочие Санкт-Петербурга хотели вручить царю Николаю II петицию с разными экономическими и политическими требованиями. Среди этих требований была просьба ввести в империи всеобщее начальное образование за государственный счёт.

Тогда многие дети не имели возможности посещать школу, соответственно, даже читать не умели. Но рабочим не удалось вручить своё письмо императору: войска расстреляли этих людей из огнестрельного оружия. В тот день погибли сотни людей, многие были ранены.

Потом началась революция, затем ещё одна, царская власть была свергнута и все дети в нашей стране получили возможность учиться в школе. Понимаешь?! Люди пролили свою кровь, отдали свою жизнь, чтобы дети, в том числе и ты, могли учиться.

Они понимали, что образование нужно детям, чтобы выжить, чтобы, в конечном счёте, купить себе еду, одежду и жильё. У тебя есть фактически уникальная возможность учиться, возможность, которой не было у многих детей в нашей стране в течение почти всей истории России.

Я думаю, что достаточно глупо с твоей стороны отказываться от такой возможности. Отказываться от возможности, за которую другие люди отдавали и отдают свою жизнь. Как ты думаешь, эти люди не зря отдали свои жизни? Ведь образование – это вопрос выживания.

Р: Теперь я понимаю, что учиться это очень важно.

Кто-то и сейчас умирает за возможность учиться

В этом месте для большей наглядности можно показать небольшой видеорепортаж из интернета о Малале Юсуфзай.

П: Ты слышал когда-нибудь имя Малала Юсуфзай?

Р: Нет.

П: Эта девочка из Пакистана. А Пакистан это недалеко от Красноярска, в Средней Азии. В 2012 году, когда Малале было 15 лет, её пытались убить талибы – религиозные фанатики.

Они остановили школьный автобус, в котором она ехала, зашли в салон и выстрелили ей в голову. Она чудом выжила. Знаешь, за что они её хотели убить? За то, что она открыто заявляла, что девочки в её стране и во всём мире должны иметь возможность получать образование.

И сегодня есть люди, которые проливают свою кровь и отдают свою жизнь за возможность учиться.

Где взять деньги?

Поскольку прогулы школы обычно сопряжены с совершением имущественных преступлений несовершеннолетними, я часто провожу с ними упражнение на осознание последствий своих действий.

Ребёнку нужно дать лист бумаги с таблицей из трёх колонок:

В первой колонке ребёнок записывает задачу: «Нужны деньги». Затем, он вслух называет способы решения этой задачи и записывает их во второй колонке.

Если он затрудняется, то психолог подсказывает ему, но только после того, как ребёнок сам попытался найти нужные варианты. Затем в третьей колонке ребёнок, предварительно проговорив вслух, записывает последствия каждого из вариантов.

И здесь получает помощь психолога только после того, как сам подумал. В результате чего должна получиться примерно такая картина.

Таблица. Где взять деньги?

Способов решения задачи и последствий может быть больше или меньше. Важно, что у каждого варианта есть плюсы и минусы. У преступных способов получения денег тоже есть плюсы: быстрота получения, чувство азарта. А у зарабатывания квалифицированным трудом есть большой минус: нужно несколько лет потратить на получение сначала общего, а затем профессионального образования.

Психологу необходимо самому объяснить ребёнку финансовые последствия вариантов. Нужно назвать среднюю зарплату в регионе по данным официальной статистики: это точка отсчёта, с которой сравнивается эффективность разных способов получения денег. Для Красноярска это цифра около 30 000 рублей.

Ребят не нужно убеждать в том, что за воровство они будут пойманы, – они это знают: их всегда или почти всегда ловит полиция. Из Уголовного кодекса детям озвучивается наказание: за повторную кражу можно получить реальный срок пять лет лишения свободы.

В году 12 месяцев, в пяти годах 60 месяцев. Например, ребёнок украл аккумулятор из автомобиля, продал за 1 000 рублей, и через 1-2 дня полиция его уже задержала за это. Если его посадят за это на пять лет, то его финансовая эффективность составить 1 000 р. / 60 мес. = 17 рублей в месяц.

Это в 1764 раза меньше средней зарплаты.

Бывает, конечно, что дети совершают более крупные кражи в десятки и сотни тысяч рублей. В этом случае денежная выгода всё равно остаётся очень маленькой: при краже 100 000 рублей она составит 1 667 рублей в месяц (100 000 р. / 60 мес.).

Причём в случае крупных краж наказания избежать точно не удастся. Один из моих подопечных украл 300 000 рублей. По заявлению потерпевшего было возбуждено уголовное дело. Родители несовершеннолетнего смогли договориться с потерпевшим, но было уже поздно.

Кража в особо крупном размере относится к делам публичного обвинения. Это значит, что с заявлением в суд обязан обратиться государственный обвинитель.

Поэтому по окончании следствия следователь Главного следственного управления передал материалы в прокуратуру, прокурор в суд, а судья, в свою очередь, был обязан назначить одно из наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом.

После заполнения таблицы ребёнку предлагается выбрать один или несколько способов получения денег, которыми он будет пользоваться впредь.

Естественно, дети выбирают зарабатывание денег квалифицированным трудом, а также возможность попросить денег у родителей и заработать на временной работе или разовых услугах.

После заполнения таблицы им становится очевидно, что это гораздо более выгодно для них, чем воровать и прогуливать школу.

«В некоторых регионах мира учащиеся ходят в школу каждый день. Это их обычная жизнь. Но кое-где люди голодают ради учёбы. Она как драгоценный подарок, как бриллиант» (Малала Юсуфзай).

​​​​​​​Когда ребёнок выбрал способы получения денег, можно в ролевой игре закрепить новый способ поведения. Для игры берётся типичный сюжет из ближайшего прошлого.

Например, ребёнок по пути в школу встретил своего приятеля, который предложил прогулять школу и в это время ограбить какую-нибудь бабушку, а полученные деньги потратить на алкоголь, наркотики и развлечения. Ребёнок играет самого себя, психолог – приятеля, который пытается сбить его с правильного пути.

Чтобы это упражнение было максимально эффективным психолог не только предлагает, но и манипулирует, угрожает, требует, давит разными способами. А ребёнок демонстрирует свою способность противостоять такому давлению.

Работа с родителями

Родители ребят, прогуливающих школу, часто критикуют своих детей и выражают недовольство их поведением.

Но они не проводят с детьми нравоучительных бесед, не объясняют, как жить правильно, не учат предвидеть последствия поступков, не мотивируют, не учат брать на себя ответственность.

А нередко родители даже скрывают от детей важнейшую информацию, без которой эффективное воспитание, развитие осознанности и ответственности невозможно.

Родителям рекомендуется отказаться от стремления контролировать и управлять поведением своих детей, хотя бы потому, что они по факту не контролируют своего ребёнка.

Вместо этого им рекомендуется дать детям свободу выбора, а вместе с ней и ответственность за свой выбор. Эрих Фромм в книге «Бегство от свободы»убедительно показал, что свобода для многих людей не так желанна, как это принято считать.

Свобода всегда отягощена ответственностью. Ответственность отрезвляет. Осознание ответственности за свой выбор мешает делать глупости.

Литература

  • Соловейчик С.Л. Учение с увлечением

Оригинал статьи

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/proguly-skoly-kak-motivirovat-rebenka

Кем быть? » Что делать, если ребенок прогуливает школу

Прогулы в школе последствия

Представьте: утром ребенок собирается в школу. И вы абсолютно уверены, что это так. Только спустя некоторое время вы узнаете от классного руководителя, целью его утренних сборов была вовсе не школа.

Зачем дети прогуливают школу? Где они проводят отводимое на занятия время? Почему ребенок так поступает и как на это реагировать? Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы по этой теме, предлагаем прочитать наш материал, в котором мы разберем признаки такого поведения, модель поведения и общения с прогульщиком.

Случается, что родители сталкиваются с такой проблемой в воспитании детей, как школьные прогулы. Как правило, эта проблема становится актуальной в старших классах. Она может вызвать бурю негодования, как у родителей, так и у педагогов.

Новость о том, что ребенок не посещает школу, зачастую становится сюрпризом для родителей. Взрослые могут отреагировать на нее по-разному. Строгие родители наказывают непослушного сына или дочь. В либеральных семьях прогульщика пытаются понять и не осуждают. А те мамы и папы, которые слишком заняты своими дела- ми, и вовсе закрывают глаза на проблемы ребенка.

Непосещение школы ведет не только к отставанию, но и к нарастанию негативной репутации среди администрации школы, учителей и одноклассников.

Предоставленные сами себе, прогульщики чаще других становятся жертвами несчастных случаев, подвергаются дурному влиянию, совершают правонарушения. Кроме того, они постоянно лгут родным и близким.

Но прежде чем кричать о потерянном поколении, нужно понять, почему дети решаются на такие поступки, что толкает их прогуливать занятия и как с этим справиться.

Прогул может случиться единожды, а может обладать постоянной, хронической формой. И это – не основная проблема. В этой ситуации важней всего понять следующее: причиной беспокойства должно быть не само непосещение школы, а нежелание или страх ребенка сознаться родителям, почему ему очень не хочется идти в школу.

Решить такую проблему непросто. Очевидно, что наказанием, криками и рукоприкладством в этой ситуации можно только усугубить положение. Нужно суметь найти такой способ, который окажется действенным и не деструктивным. Помните: чтобы решить какую-либо проблему, нужно узнать ее причины. Когда выяснятся причины, то и ответ на вопрос «Что делать?» придет сам по себе.

Первые признаки школьных прогулов

Узнать о прогулах не всегда удается с первого же раза. Но понять, был ли сегодня в школе ваш ребенок или нет, можно по его поведению. Если у ребенка есть склонность к прогулам, то это будет заметно в особенностях поведения, отследив которые можно предотвратить пропуски занятий.

Советуем обратить внимание на следующие первые признаки непосещений занятий или предпосылок к ним:

  • • постоянные негативные отзывы об одноклассниках, учителях;
  • • тяжелый подъем с постели;
  • • плохое настроение перед школой;
  • • невыполнение всех домашних заданий или их выполнение поздним вечером;
  • • системные просьбы остаться дома по пятницам или понедельникам;
  • • отрицательное реагирование на разговоры о школьной успеваемости;
  • • полное отсутствие заинтересованности, например, в том, что надеть в школу и что взять с собой;
  • • беспричинное нарушение питания;
  • • частые «беспричинные» жалобы на головные боли, на боли в животе;
  • • наличие вредных привычек;
  • • дружба с неблагонадежными ребятами;
  • • закрытый личный мир ребенка, нежелание пускать в него родителей.

Причины школьных прогулов

Человек будет выполнять что-то без энтузиазма (или сов- сем не будет выполнять), если знает, что он может сделать что-то другое с гораздо большим интересом. И этот факт не влияет на возраст.

Да, кто-то заметит, что интересы взрослых и детей разные, но причин, по которым ребенок прогуливает школу, также много, как и у взрослых, которые отлынивают от исполнения своих непосредственных обязанностей.

Ребенок может не ходить в школу по разным причинам, понять и решить которые зачастую сложнее, чем, кажется. Можно выделить следующие основные причины прогулов.

  • • Ребенку может быть неинтересно в школе либо потому, что там все «слишком заумно», либо потому, что он уже знает все, что ему пытаются объяснить.
  • • Иногда бывает и так, что в абсолютно спокойной и дружелюбной атмосфере школы ребенок сталкивается с другой проблемой – несоответствием своего типа мышления методам преподавания. Также подобная проблема возникает у детей-индиго, которые видят мир немного иначе и никак не могут втиснуться в жесткие рамки школьного канона.
  • • Ребенок может концентрировать свое внимание на других занятиях: компьютерные игры, кино, в более старшем возрасте – свидания. Это не означает, что у ребенка отсутствует мотивация к получению знаний. Он стремится их получать, но не в школе, с помощью других источников.
  • • Ребенок, у которого имеются ярко выраженные способности в определенной сфере, обычно не очень любит предметы противоположной направленности. Если же родители отдают такого ученика в профильный класс, где большинство предметов – нелюбимые, то это может стать причиной страха ошибиться и стать худшим в классе, страха неудач. Как результат, это может стать причиной постоянных прогулов.
  • • Корень зла также может быть связан с личным восприятием себя, неуверенностью, закомплексованностью, зажатостью. С этими чувствами сталкиваются большое количество детей, но те, кто не в силах справиться с ними, пытаются убежать от проблем, оградиться от них.
  • • Проблемы с социализацией и коллективом – это серьезное препятствие, которое порождает страх перед людьми и нежелание находиться в обществе.
  • • Причина прогулов может заключаться и в недружелюбном (или даже агрессивном) поведении одноклассников по отношению к ребенку.
  • • Также ребенок может увидеть, что к «прогульщикам» в классе относятся по-особому. Их боятся, уважают, они являются авторитетами. Естественно, такая популярность может привлекать ребенка.
  • • Ребенок может начать прогуливать школу из-за недостаточного внимания со стороны родных и близких, особенно в подростковом возрасте. «Зачем уделять внимание своему образованию, зачем стараться, если никто не интересуется мной, моей жизнью и моими проблемами?»
  • • Прогулы могут быть причиной страха не оправдать ожидания родителей, которые зачастую могут быть необоснованно завышенными и практически нереальными.
  • • Ребенок, растущий в семье с либеральным воспитанием, может воспользоваться лояльностью и вседозволенностью, которые ему предоставляются со стороны родителей, и без зазрения совести прогуливать уроки, зная, что даже если что-то и проясниться, то наказание будет не сильным.
  • • Нежелание показаться неудачником, страх выглядеть глупо. К примеру, после какого-то проступка учитель требует не являться в школу без родителей, и ребенок не придумывает ничего лучше, чем совсем не появляться в школе.
  • • Излишняя опека ребенка может стать причиной его капризов и корыстного отношения. Будьте внимательны: вы можете сами «прикрыть» ребенка, повестись на его ложное плохое самочувствие или иную отговорку.
  • • Страх перед плохими оценками, контрольными или тестовыми заданиями может быть абсолютно непереносимым, что наведет ребенка на мысль о прогуле школы.
  • • Несовпадение учебного темпа ребенка с темпом всего остального класса. Это касается медлительных детей, которые не успевают воспринять информацию, проанализировать и усвоить ее. В конце концов, такие дети теряют мотивацию к учебе.
  • • Страх перед конкретным учителем, боязнь его методов преподавания, личный конфликт с ним могут послу- жить причиной сначала непосещения только одного предмета, а затем и всех остальных.

Рекомендуемое поведение с прогульщиком

Конкретные шаги по решению проблемы прогулов будут в каждой семье индивидуальны. Главное – осуществлять их с позиции оказания помощи ребенку. В стремлении восстановить отношения и дела нельзя использовать метод наказания или скандала.

  1. 1. Заметив, что ребенок не ходит в школу, нужно узнать, единичный ли это прогул. Попытайтесь выяснить у учителей, нет ли у ребенка каких-либо конфликтов с одноклассниками, другими учениками или преподавателями. Узнайте, есть ли у него проблемы поведенческого характера.
  2. 2. Самое главное в решении проблемы прогулов – по- строение доверительного контакта с ребенком и взгляд на ситуацию его глазами. Начните с откровенного разговора с ребенком о мотивах и причинах его поступков.
  3. 3. Если же ребенок не сознается или не может ответить на ваши вопросы, постарайтесь разузнать это у его ближайшего окружения, поговорить с учителями. Так вы сформируете свое представление, свой личный взгляд на причины прогулов.
  4. 4. После этого необходимо еще раз провести разговор с ребенком, но при этом выставляя свое мнение лишь как предположение, а не абсолютную уверенность. Есть вероятность, что вы окажетесь правы, а возможно, что ребе- нок, отрицая, назовет истинную причину.
  5. 5. Если причиной прогулов являются конфликты с учителями, необходимо помочь ребенку правильно их решить. Иногда отстраненность, равнодушие, нежелание самого учителя заинтересовать ребенка могут быть причиной отсутствия интереса к предмету. Но не стоит критиковать педагога в присутствии ребенка. Также не стоит идти к директору и «менять» учителя. Такое поведение может привести к новому конфликту. Лучше поговорить с педагогом, вежливо попросив уделять больше внимания ребенку из-за его особенностей восприятия данного пред- мета.
  6. 6. Если ребенок не уверен в своих знаниях и силах, по- могите ему в их обретении. Возможно, стоит нанять репетитора, предложить посещать факультативы, оказать личную помощь в освоении предмета. Когда ребенок прогуливает физкультуру, можно продумать программу укрепления его физических данных или найти комплекс упражнений для совместной семейной тренировки. Также можно предложить записаться в какую-либо спортивную секцию.
  7. 7. Деструктивное поведение, агрессия со стороны одноклассников потребуют более серьезного и обдуманного подхода в решении. Выработать стратегию поведения по- может либо личный жизненный опыт, либо ознакомление с похожими проблемами в специальной литературе, либо помощь психолога.
  8. 8. Если ребенок увлечен играми и ни в коем случае не хочет от них отказываться, предложите ему условие: к примеру, никаких игр, если не будет выполнено домашнее задание. Также можете обозначить определенное количество времени для игр.
  9. 9. Важно в достаточной степени контролировать жизнь ребенка и не терять эмоционального доверительного контакта с ним.
  10. 10. Необходимо воспитывать ответственность и организованность у ребенка. Важно помочь ему составлять расписание дел, вовремя и полностью делать задания, привлекать к домашним делам, закрепив за ним его круг обязанностей.
  11. 11. Сориентируйте ребенка на школьные кружки, достижениями в которых он бы смог гордиться. Следите, чтобы такие занятия не слишком мешали учебе и не создавали конфликты с преподавателями.
  12. 12. Помните, что хорошее общение с преподавателями и учителями – ваш способ информирования не только о достижениях, но и трудностях ребенка.
  13. 13. Стоит быть аккуратным в потакании слабостям ребенка, в поддержке необоснованных непосещений школы и других занятий, в безграничной вседозволенности, отсутствию материальных ограничений.
  14. 14. Причиной нежелания идти на контакт с родителя- ми и не сообщать о причине пропусков могут служить крупные проблемы внутри семьи. Возможно, родители не уделяют достаточно внимания своему ребенку, прикрываясь так называемыми «демократичными» отношения- ми в семье. Решить такую проблему достаточно просто. Когда любящие родители осознают, к чему привела их увлеченность карьерой и слишком большая занятость собственной жизнью, они начинают относиться к воспитанию ребенка более ответственно. И тогда дети быстро берутся за ум и «подтягиваются» по программе.
  15. 15. Но гораздо более тревожным симптомом можно считать ложь. Если ребенок начинает врать, значит ему есть, что скрывать. В этом случае необходимо попытаться вывести ребенка на откровенный разговор. Если у вас это получится, можно повысить свой «лимит доверия» со стороны ребенка. Попытайтесь рассказать, что вы его прекрасно понимаете, что вы тоже в свое время не могли сидеть за партой, когда на улице была такая прекрасная погода, что вам тоже не всегда удавалось высиживать все уроки до конца. Попытайтесь как-то подбодрить ребенка и попробуйте пойти на компромисс, договорится с ним «по-хорошему». Это может решить проблему прогулов без вреда для семейных отношений. Кстати, решив проблему таким образом, семейные отношения могут стать крепче, так как ребенок почувствует, что вам можно доверить больше, чем кажется на первый взгляд.

По какой бы причине ребенок не пропускал школу, родители должны выяснить все обстоятельства этого факта и постараться максимально открыто поговорить с прогульщиком. Никаких криков и угроз. Терпение, обдуманность решений, правильность реакции, действий и стремление к установлению доверия между вами и ребенком непременно помогут разрешить подобную проблему.

Любые усилия, которые могут оказывать родители своим детям, не окажутся лишними. Обязательно помогите ребенку справиться с первыми проблемами, не закрывайте на них глаза и не считайте пустяками.

Доверяйте своим детям, но не забывайте уделять внимание их детским трудностям, не будьте равнодушны к их заботам.

Чтобы не возникало серьезных конфликтов с семьей, окружающим миром и самим собой, помните: если пропустить «момент невозвращения», поменять что-то в психике и поведении ребенка будет очень и очень сложно.

Екатерина ДАВИДОВСКАЯ, психолог

Источник: https://www.kem.by/psihology/esli-rebenok-progulivaet-shkolu/

Школьные прогулы. Почему и почем? – 17.09.2015

Прогулы в школе последствия

Родительские сообщества и участники интернет-форумов обсуждают проблему школьных прогулов. Одним из путей сокращения количества систематических прогулов школьников может стать введение штрафов для родителей, тогда они станут заниматься ребенком внимательнее.

По словам заместителя председателя парламентской комиссии по образованию Ольги Ярославской, можно было бы наделить соответствующими полномочиями комиссию по делам несовершеннолетних при управе, которая на сегодняшний день разбирается со случаями прогулов занятий без уважительной причины, но пока не имеет реальных рычагов воздействия.

Парламентарии полагают, что приемлемым наказанием для родителей прогульщиков мог бы стать штраф в 1,5 тыс. руб., а в случае с малоимущими семьями – принудительные общественные работы.

Председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко уверен, что в низкой посещаемости часто виновато не отсутствие контроля родителей за ребенком, а сама школа: «учителя, учебный план и система образования в целом. Вместо того чтобы штрафовать родителей, лучше подумать и тщательно разобраться, почему дети не ходят на занятия».

Кстати, в Пермском крае родителям злостных прогульщиц уже приходится платить административный штраф. К примеру, был предъявлен штраф отцу школьницы, которая в четверти пропустила 17 учебных дней из 21. Комиссия по делам несовершеннолетних решила, что признаки неисполнения родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних исчезнут после оплаты квитанции на 100 руб.

Какие, по-вашему, меры воздействия позволят коренным образом изменить ситуацию с посещаемостью школы?

Жгутова Элина,
член Совета по защите традиционных семейных ценностей при Уполномоченном по правам ребенка РФ:

Родители не должны нести ответственность за школьные прогулы ребенка

Станет ли меньше школьных прогулов, если ввести штрафы для родителей? Родителям станет жить тяжелее – вот это точно. Какой будет эффект от этого, трудно сказать, потому что задача, мне кажется, просто невыполнимая. Хотя бы потому, что полномочия родителей сейчас крайне ограничены.

Как и права учителей, так и права родителей бесконечно сокращаются, как шагреневая кожа они съеживаются, потому что никаких наказаний со стороны учителей быть не может, никаких нарицаний, общественных порицаний на школьных собраниях.

Все это уходит в прошлое, поскольку у нас сейчас права детей, как известно, выше, впереди планеты всей, выше всего на свете. Соответственно, и у родителей нет никаких возможностей. Какие-то рычаги еще есть, но их все меньше и меньше.

Они не могут ребенка наказать, они не могут ребенка ограничить в чем-то, потому что это будет ограничение его прав, то есть это будет экономическое насилие, психологическое насилие, и уж не дай бог, физическое насилие.

Каким образом родитель вообще может повлиять? Если ребенок не грудной, если его на руках не приходится уже носить, а школьники – это вполне себе самостоятельные люди, уже обладают какой-то собственной точкой зрения, как правило, и собственным каким-то, иногда непростым, характером, то каким образом, вообще говоря, родители могут повлиять, чтобы не заплатить эти деньги?

Выход из этой ситуации – нужно ввести обратно классическую систему воспитания, образования. Все справлялись. Конечно, были прогулы, но извините, сейчас они, насколько я понимаю, принимают какой-то серьезный масштаб, раз все так обеспокоились. Или просто бюджет надо как-то пополнять.

В Европе много чего есть, на что не стоит обращать внимания хотя бы потому, что это совершенно не соответствует нашему менталитету. Это совершенно несопоставимо. Наши родители присутствуют на работе за свои 15 тысяч (ну, среднестатистически по стране, я имею в виду).

Ребенок предоставлен себе. То есть они должны уйти с работы и следить за ребенком, сидеть дома, чтобы не платить по 1500 каждый день? Я не знаю, как они будут отслеживать эти штрафы. У родителей руки связаны, а их еще хотят оштрафовать. За одно, за другое, за третье.

Что им делать? Они попадают между молотом и наковальней из-за необходимости зарабатывать деньги, и в то же время они попадают – необходимость платить штрафы.

Значит, они должны выбрать: либо сидеть дома и не платить по 1500 штрафа, либо идти на работу, но соответственно иметь риск попасть под административное наказание.

Руслан Ткаченко,
зам. председателя, член Координационного совета Московского Городского Родительского Комитета:

«…Меня бы отец выпорол – ему бы все руку пожали!»

У школы нет никаких инструментов влияния на учащихся. Есть только доводы против инициативы ввести материальную ответственность родителей за школьные прогулы их детей.

Я примерно могу понимать, что послужило толчком к такому предложению, потому что депутат, о котором я слышал, Ольга Ярославская, – директор школы. Она просто не знает уже, как, что сделать с учениками.

И вопрос не только в прогулах. Какой-то хулиган может задираться, матом говорить, еще что-то. И есть только одна возможность – не дожидаться, пока совсем все будет плохо, и обратиться в полицию.

Других инструментов нет.

Но это совсем не повод вводить какие-то штрафы, потому что они ровным счетом ничего не решат, они усугубят ситуацию. Во-первых, нужно понимать, что часть детей, которые прогуливают уроки – на самом деле не прогуливают уроки, они предмет уже давно усвоили, они в это время занимаются полезными делами.

В некоторых случаях, я знаю, у нас были обращения, уроки прогуливали на каких-то предметах, где учитель прессинговал ученика, были психические наезды и так далее. И просто чтобы избежать каких-то психологических последствий, люди не ходили на эти уроки.

Это как пример того, что причины могут быть разные совершенно.

Если действительно ребенок не ходит на уроки – ну, постоянно не ходит, его невозможно заставить, то у родителей тоже не так уж много инструментов. Потому что сейчас орать на детей нельзя, бить нельзя, потому что детей научили на уроках в школе, что у них есть права.

И ты пытаешься ребенка заставить мыть посуду, он говорит: «Вы не имеете права меня заставлять делать домашнюю работу, вы эксплуатируете меня». То же самое происходит и по поводу тех же самых предметов.

Вопрос поднимает очень много таких болезненных точек, но штрафы вообще ничего не решают.

Надо хотя бы просто задаться правильным вопросом: почему дети прогуливают школу? Потом подумать, какие инструменты, может быть, вернуть. Вот сейчас идет такая массовая тема, даже истерия, что детей бить нельзя, то есть дать подзатыльник – это уже криминал.

Я знаю случаи, когда детей реально отбирали, например, у приемной семьи отбирали четырех детей, потому что мама старшему хулигану, который ворует и бьет, дала подзатыльник. И у нее отобрали четырех приемных детей на основании того, что она избивает ребенка.

Вот если бы это было в моем детстве, в 80-90-х годах, меня бы отец выпорол – ему бы все руку пожали, начиная от вожатой школы до директора: «Ну молодец, воспитываешь ребенка». И после этого бы ребенок никуда не ходил.

А у нас сейчас бить ребенка нельзя, это нормально, смотрят, как он уходит к преступникам, употребляет наркотики, но бить его нельзя. Вот если бы его выпороли разок, то он и наркотики бы не пробовал. А так он чувствует полную безнаказанность, и поэтому дальше идет…

Раньше в школу приходишь – тебя могли выгнать из класса, это был позор. А сейчас что, это разве позор? Из класса выгнать нельзя, потому что ребенок должен учиться, это нарушение его прав и так далее.
Ну поругаешь ты его. Ребенок быстро поймет, что последствий нет.

И он может делать все что угодно, он понимает, что последствий нет. В какой-то момент попадет в полицию, там его поругают, он приходит гордый в школу: «Ага, я из полиции пришел, я там, короче, с полицаями сидел!» – он себя героем чувствует.

Я был в одной школе, там всего 200 человек, отличная, буквально, нежная школа. Но один третьеклассник держал на ушах всю школу. И он других учил так себя вести.

И не было никакой возможности – его нельзя выгнать из школы, нельзя выгнать с урока, ему нельзя дать по лбу линейкой, ничего нельзя делать.

То же самое сейчас и с родителями. Какие права сейчас у родителей? Когда родители говорят ребенку: «Слушай меня», – а он говорит: «Ты не имеешь права меня заставить делать уроки. Вот нас учили».

Был в одной школе конкурс рисунков «Права ребенка». Что дети там рисовали? «Я могу есть мороженое, сколько хочу, я могу смотреть телевизор, сколько я хочу – я все могу».

Мы детей этому учим, а потом удивляемся, что они что-то прогуливают.

18.09.2015

Источник: https://www.zakonia.ru/theme/shkolnye-proguly-pochemu-i-pochem-17-09-2015

Прогулы школьников: что делать учителям и родителям?

Прогулы в школе последствия

Вот несколько историй, до боли знакомых многим педагогам и родителям.

«Я не хотел получить «двойку»

Ученик 5 класса Артем не появлялся в школе три дня. Классный руководитель спросила у его друга  Ивана, что с Артемом. Иван сказал, что Артем болеет. На всякий случай, учитель уточнила информацию у родителей.

Те удивились и ответили, что мальчик ходит на учебу каждый день и возвращается в положенное время. Когда прямой вопрос был задан Артему, он признался, что вместо школы гуляет. «Мы должны были писать контрольную по математике.

Я не хотел получить «двойку», — пояснил он.

«Там не интересно»

Восьмиклассник Антон учился очень хорошо, выступал на городских школьных олимпиадах по математике и информатике. Вдруг часто стал пропускать школу без уважительной причины, пропадать в местном компьютерном клубе.

По признанию родителей, сын изменился: начал грубить, раздражаться по пустякам, вечером допоздна засиживается у компьютера.

Сначала они сами поддерживали увлечение Антона онлайн-играми, потому что он успешно участвовал в соревнованиях, а теперь опасаются за его здоровье и успеваемость: по большинству предметов мальчик «съехал».

Изучив ситуацию, школьный психолог смогла вызвать Антона на откровенный разговор. Она спросила, почему он перестал уделять внимание школе. «Там не интересно», — просто ответил тот.

«Меня учитель на уроки не пускает»

Дмитрий регулярно стал пропускать уроки русского языка и литературы в 6 классе. Учитель сообщила об этом классному руководителю, та — матери мальчика.

Дима учился слабо, и каждый прогул снижал его шансы закончить год с положительными оценками. Поговорив с сыном, мама возмутилась: мальчик сообщил, что его не пускает на уроки учитель!

Собрали малый педсовет. Был приглашен учитель, которому в присутствии Дмитрия и его мамы был задан вопрос, по какой причине мальчик пропускает его уроки. В ответ недоумение. Тот же вопрос мальчику.

Дима признался, что солгал матери: школу он прогуливал по собственной инициативе и вместо уроков курил с друзьями в парке.

Кто в группе риска?

В группе риска по прогулам дети, имеющие следующие проблемы:

Как предвидеть проблему прогулов?

У ребенка, имеющего склонность к прогулам, есть особенности поведения, отследив которые, можно предотвратить пропуски занятий:

  • с утра, перед школой, у него плохое настроение
  • он постоянно негативно отзывается об одноклассниках, учителях
  • старается дистанцироваться ото всех, в том числе от родителей
  • ребенок неохотно делает уроки, садится за них поздно вечером, к домашним заданиям подходит формально
  • от него часто можно услышать просьбу не посещать школу в понедельник или в пятницу/ субботу
  • жалуется на частые головные боли или боли в животе
  • нарушен сон
  • он скрытен, иногда от него пахнет сигаретами, в некоторых случаях вы наблюдаете нарушения координации движений
  • ребенок стремится в «плохую» компанию, в которую входят дети с отклонениями в поведении

Если вы заметили один или несколько признаков-предвестников, срочно принимайте меры по предотвращению прогулов, причем комплексно: семья и школа должны работать с проблемой сообща.

Как бороться с прогулами школьников?

Единственный способ решения проблемы прогулов — построение доверительного контакта с ребенком и взгляд на ситуацию его глазами. Начните не с порицания и запугивания, а с откровенного разговора о мотивах его поступков.

Проблема

Способ решения

Конфликт с учителем, сложности в освоении предмета

  • Разработать программу устранения непонимания между педагогом и учеником, договориться о дальнейшем взаимодействии*
  • Прибегнуть к услугам репетитора
  • Не вызывать ребенка к доске, по возможности работать с ним с использованием индивидуальных заданий до тех пор, пока он не почувствует себя уверенно

Не находит общего языка с одноклассниками

  • Учителям и школьному психологу продумать меры по вовлечению ребенка в коллектив, родителям активнее включаться в жизнь класса
  • Давать ребенку посильные поручения для внеклассных мероприятий, хвалить его за исполнение, повышая самооценку, на классном часе
  • Стараться включать его в групповую деятельность, как на уроке, так и во внеклассной работе

Есть подозрение, что ребенок курит или принимает наркотические вещества

  • Родителям обязательно проконсультироваться у нарколога: возможно, ваши подозрения не беспочвенны
  • Поговорите с ребенком откровенно, помогите ему признаться. Эффективная работа с зависимостями проходит только при наличии полного доверия

Ребенок связался с «плохой» компанией

  • Постарайтесь выяснить, что ему нравится в новых друзьях. Подумайте, как можно удовлетворить его потребности иным путем
  • Заинтересуйте ребенка занятиями в спортивной секции, ведь чаще всего дурное общество притягивает своей мнимой «крутизной». Покажите ему: спортсмены – вот кто действительно «крут». Пусть у него появятся другие кумиры

* Нет смысла переводить ребенка в другую школу: если ему трудно ладить с людьми, то эта проблема будет «кочевать» вместе с ним. Гораздо правильнее помочь ему справиться с ней с помощью всех заинтересованных сторон: семьи и школы. Только так можно искоренить прогулы школьников. 

Марина Учеватова.

Источник: http://pedsovet.su/publ/87-1-0-5100

Защитник Права
Добавить комментарий