Осуществление строительного контроля заказчиком

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 г. Москва

Осуществление строительного контроля заказчиком

В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1.

Утвердить прилагаемое Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

2.

Установить, что в отношении объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета:

а) если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки выполненных работ до вступления в силу настоящего постановления, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ, связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля;

б) отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной документации, представленной на государственную экспертизу, в случае, указанном в подпункте “а” настоящего пункта, а также в случае если государственная экспертиза проектной документации не завершена до вступления в силу настоящего постановления, не является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации;

в) при отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства, в размере, не превышающем размер, рассчитанный в соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного настоящим постановлением, за исключением случаев, если затраты на проведение строительного контроля на дату вступления в силу настоящего постановления превысили установленный размер.

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства

1.

Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее – строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.

2.

Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

3. Строительный контроль проводится:

лицом, осуществляющим строительство (далее – подрядчик);

застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее – заказчик).

4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.

5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно -продукция, входной контроль);

б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;

в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;

г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее -скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) приемка законченных видов (этапов) работ;

е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

7. Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.

В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается.

8. В случае если в ходе проверки соблюдения правил складирования и хранения выявлены нарушения установленных норм и правил, применение продукции, хранившейся с нарушением, для строительства не допускается впредь до подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

9. В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка:

соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;

соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.

10. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается.

11. В случае если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее, чем за 3 рабочих дня.

В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.

12. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта.

Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов.

Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.

В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.

13. На объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.

14. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.

15.

Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой “Строительный контроль”.

Источник: https://rg.ru/2010/07/27/kontrol-dok.html

Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком за работами на объектах строительства, до сдачи объекта в эксплуатацию, в т.ч. комиссии государственного строительного контроля

Осуществление строительного контроля заказчиком

Строительный контроль (Технический надзор) осуществляется в соответствии с «Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468.

Перечень оказываемых услуг строительного контроля:

— Осуществляет контроль над соответствием объемов и качества, выполненных и предъявленных к оплате работ проектной документации;

— Осуществляет контроль за производством строительно-монтажных работ, в части соблюдения строительной (генподрядной) организацией графика производства работ и сроков выполнения работ по ним;

— Осуществляет участие своего представителя в проверках, проводимых органами надзора;

— Осуществляет контроль за своевременным исполнением строительной (генподрядной) организацией указаний и требований заказчика, относящихся к вопросам качества выполненных строительных работ и применяемых конструкций, изделий, материалов, оборудования, соответствия выполненных работ проектной документации;

— Осуществляет контроль за содержанием и уборкой строительной площадки и прилегающей непосредственно к ней территории;

— Осуществляет проверку наличия документов, удостоверяющих качество используемых конструкций, изделий, оборудования и материалов (технических паспортов, сертификатов или иных документов подтверждающих качество), предоставленных строительной (генподрядной) организацией заказчику;

-Осуществляет проведение, совместно с представителями строительной (генподрядной) организации и заказчика, освидетельствования и оценки выполненных работ, конструктивных элементов, скрываемых при дальнейшем производстве работ. В случае необходимости, выдвигает требование и обеспечивает выполнение запрета на производства дальнейших работ до устранения замечаний;

— Осуществляет контроль за своевременным устранением дефектов и недоделок, выявленных при приемке отдельных видов работ, конструктивных элементов и объекта в целом;

— Осуществляет с участием представителей строительной (генподрядной) организации и заказчика приемку выполненных работ по строительству Объекта;

— Осуществляет контроль за соблюдением сроков выполнения работ по строительству Объекта;

— Осуществляет контроль за соответствием объемов и качества выполненных и предъявленных к оплате работ, объемам работ представленных в Контракте на строительство Объекта;

— Осуществляет контроль за соответствием выполненных строительно-монтажных работ, применяемых изделий, конструкций, материалов, оборудования требованиям строительных норм и правил, стандартов, технических условий и других нормативных документов;

— Осуществляет контроль за наличием и правильностью ведения исполнительной первичной технической документации (исполнительных схем, актов на скрытые работы, общих и специальных журналов работ);

-Совершает все необходимые действия для обеспечения урегулирования разногласий, возникающих при производстве работ по строительству Объекта, в том числе подготовить документы для предъявления претензии к генподрядной организации по строительству;

— Осуществляет проведение рабочих комиссий для обеспечения качества отдельных конструкций и узлов, строительно-монтажных работ;

— Извещает соответствующие органы, заказчика о всех случаях аварийного состояния на Объекте строительства и работах по ликвидации аварий;

— Осуществляет контроль за исполнением строительной (генподрядной) организацией указаний и предписаний организации, осуществляющей авторский надзор.

— Принимает своевременные меры и контроль за устранением выявленных дефектов в проектной документации и недопущения необоснованного увеличения стоимости строительства;

-Осуществляет контроль за выполнением геодезических работ в процессе строительства;

— Осуществляет по мере готовности с участием представителей монтажной организации, промежуточной приемки ответственных конструкций зданий и сооружений — опор и пролетных строений мостов, емкостей, сооружений, несущих металлических и железобетонных конструкций и т.п.;

— Осуществляет учет объемов и стоимости принятых и оплаченных строительно-монтажных работ, а также объемов и стоимости некачественно выполненных подрядной организацией строительно-монтажных работ и затрат на устранение дефектов и переделки;

— Участвует в освидетельствовании объектов, подлежащих консервации и оформлении документации на консервацию или временное прекращение строительства, а также в оценке технического состояния объектов при передаче их строительно-монтажным организациям для продолжения работ;

— Согласовывает с соответствующими организациями вопросы, связанные с установкой, опробованием и регистрацией производственно-технологического оборудования, технологических кранов, подъемных механизмов, котлов и прочего оборудования, поднадзорного гос. Тех. надзору.

Источник: https://stroy-development.ru/work/raboty-po-osushhestvleniyu-stroitelnogo-kontrolya-privlekaemym-zastrojshhikom-ili-zakazchikom-za-rabotami-na-obektah-stroitelstva-do-sdachi-obekta-v-ekspluatatsiyu-v-t-ch-komissii-gosudarstvennogo-st/

Особенности осуществления строительного контроля техническим заказчиком: анализ правоприменительной практики

Осуществление строительного контроля заказчиком

Кондрашев Кирилл Сергеевич, юрисконсульт ООО «Изоляционный Трубный Завод»

kirill-kondrashev@yandex.ru

Обязанность по проведению строительного контроля при осуществлении строительных работ предусмотрена ст. 53 Градостроительного кодекса. При этом выполнение этой обязанности вменено лицу, осуществляющему строительство.

В том случае если строительство осуществляется на основании договора, то строительный контроль проводится застройщиком или техническим заказчиком.

Также возможна передача функций строительного контроля третьему лицу на основании заключённого с ним договора.

В соответствии со ст. 55.8 ГрК РФ, выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вправе только организации и индивидуальные предприниматели, имеющие выданное саморегулируемой организацией (СРО) свидетельство о допуске к таким работам.

При этом существует мнение, что технический заказчик (застройщик), осуществляющий строительный контроль самостоятельно, не обязан иметь свидетельство о допуске к работам по строительному контролю и, следовательно, быть членом строительной СРО, поскольку в Перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утверждён приказом Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624), есть п. 32 «Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем». И поскольку в данном пункте говорится о лице, привлекаемом на основании договора, и ничего не указано о самом техническом заказчике (застройщике), появилось такое мнение.

В рамках данной статьи постараемся дать ответ, насколько такая точка зрения обоснована.

Данный вопрос имеет важное значение в силу того, что ст. 9.5.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к таким работам, если данное свидетельство является обязательным.

Прежде всего, необходимо определить, что же представляет собой строительный контроль.

В силу ч. 8 ст. 53 ГрК РФ Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — Положение).

В соответствии с п.

 2 Положения, предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на её основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. А п. 3 Положения устанавливает, что строительный контроль осуществляется как подрядчиком, так и застройщиком (заказчиком).

Не углубляясь в данный вопрос, отметим, что содержание работ по строительному контролю отличается в зависимости от того, кто его осуществляет, о чём говорят п. 5 (строительный контроль, осуществляемый подрядчиком) и п. 6 (строительный контроль, осуществляемый заказчиком) Положения.

К примеру, подрядчик в ходе строительного контроля проверяет качество строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства, соблюдение последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства и т. д.

А заказчик проверяет полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов, полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов и т. д.

Кроме названного Положения, существует также Свод правил «Организация строительства» (утверждён приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 781) (далее — СП 48.13330.2011), который также отчасти регламентирует порядок действий, направленных на реализацию строительного контроля.

В соответствии с п.

 5.5 СП 48.13330.2011, лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль переданной ему для исполнения рабочей документации, передаёт застройщику (заказчику) перечень выявленных в ней недостатков, проверяет их устранение. Также лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль представленной застройщиком проектной документации, включая анализ ПОС и рабочей документации, проверив при этом комплектность и наличие согласований и утверждений (п.п. 7.1 и 7.1.1).

При этом застройщик должен осуществлять контроль и надзор за выполнением работ по договору строительного подряда.

Обратимся теперь к судебной практике и попытаемся выявить позиции арбитражных судов по вопросу определения содержания строительного контроля.

ФАС Московской области в Постановлении от 07.05.2013 по делу № А40-120139/12-139-1152, в рамках которого рассматривалась законность привлечения подрядчика к ответственности по ч. 1 ст. 9.

4 «Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)» КоАП РФ, со ссылкой на Положение и СП 48.13330.2011 указал, что при размещении заказа на строительные работы строительный контроль проводится и заказчиком, и подрядчиком (генеральным подрядчиком).

В результате этого суд признал обоснованным наложение на генерального подрядчика штрафа в размере 250 тыс. руб.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 04.06.

2013 по делу № А55-31805/2012 рассматривалась правомерность наказания в виде административного приостановления деятельности застройщика по строительству объекта сроком на 60 суток за нарушения, допущенные при строительстве пристроя к зданию торгово-развлекательного центра (ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ).

Суд отметил, что общество как собственник земельного участка, на котором осуществляется строительство, является застройщиком и субъектом вменяемого административного правонарушения, и что обществом не были приняты зависящие от него меры по надлежащему осуществлению строительного контроля.

Таким образом, можно разделить строительный контроль заказчика, выражающийся в контроле за выполнением подрядчиком работ по договору строительного подряда, и строительный контроль подрядчика, заключающийся в проверке некоторых действий заказчика (например, проверка представленной проектной и рабочей документации на наличие всех необходимых согласований и утверждений).

Коснемся теперь вопроса, обязан ли заказчик иметь свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее — допуск СРО).

Если исходить только из формулировок нормативно-правовой базы, то заказчику не требуется получать свидетельство о допуске СРО.

Градостроительный кодекс не содержит упоминаний по данному вопросу.

Однако п. 32 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утверждён приказом Минрегиона РФ от 30.12.

2009 № 624), сформулирован следующим образом: «Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем». В то же время в этом перечне есть п.

 34 «Работы по осуществлению строительного контроля застройщиком, либо привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (виды работ № 23.7, 24.

32, группа видов работ № 21)», в котором прямо указано, что строительный контроль осуществляется заказчиком (застройщиком).

Таким образом, исходя из данного Перечня, заказчик не обязан получать допуск СРО для осуществления строительного контроля (если только он не осуществляется при строительстве объектов атомной энергетики).

Более того, аналогичное мнение высказано в письме Минрегиона России от 06.12.

2010 № 40915-ИП/08, в котором указано, что свидетельство о допуске требуется только лицу, привлекаемому застройщиком или заказчиком для осуществления строительного контроля на основании договора.

Здесь необходимо оговориться, что существует также письмо Минрегиона РФ от 30.04.2010 № 17906-ИП/08, в котором указывается на необходимость получения застройщиком допуска СРО. Однако данное письмо было опубликовано до вступления в силу вышеуказанного Перечня.

Проанализируем судебную практику.

В деле № А60-7214/2011 Управление государственного строительного надзора Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ФГОУ ВПО «Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», являющегося заказчиком строительства, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за выполнение работ по строительному контролю без свидетельства СРО о допуске к таким работам.

Судами первой и апелляционной инстанций привлечение Управлением государственного строительного надзора к ответственности было признано законным. При этом ссылка Института на расширительное толкование п. 32 Перечня судами не была принята во внимание. Суд апелляционной инстанции, основываясь на Положении и СП 48.13330.

2011, указал: застройщикам, осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией.

Если строительный контроль осуществляется не силами застройщика или заказчика, а привлекаемой организацией, то соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации.

В результате Институт был оштрафован. Законность вынесенных судебных актов была подтверждена высшей судебной инстанцией (Определение ВАС РФ от 09.11.2011 № ВАС-14190/11).

Подобный вывод содержится и в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 № 17АП-5069/2013-АКу по делу № А60-3434/2013.

В рамках данного дела Управление государственного строительного надзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ФКУ «Объединённая дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы» по ч. 1 ст. 9.5.

1 КоАП РФ за осуществление строительного контроля без допуска СРО. Решением суда первой инстанции ФКУ «Объединённая дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы» привлечено к административной ответственности.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства (ГрК РФ, Перечень, СП 48.13330.

2011), отметил, что лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждается свидетельством о допуске к такому виду работ, выданному саморегулируемой организацией.

Отсутствие в Перечне вида работ по осуществлению строительного контроля непосредственно застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль, но и не даёт оснований полагать, что для проведения строительного контроля собственными силами заказчика не требуется получение свидетельства о допуске.

При этом суд отмечает, что Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет.

Кроме того, суд отклонил ссылку заказчика на письмо Минрегиона России от 06.12.2010 № 40915-ИП/08, указав, что данный документ не является нормативным правовым актом.

Как и в первом случае, рассмотрение данного дела также дошло до ВАС, который вновь согласился с мнением нижестоящих инстанций (Определение от 01.08.2013 № ВАС-10699/13).

Аналогичное мнение содержится и в постановлении ФАС Московского округа от 04.06.2012 по делу № А40-142460/10-141-1178. Суд пришёл к выводу, что, согласно п. 3 ст. 52 ГрК РФ, заказчик (застройщик), самостоятельно осуществляющий строительство, обязан соответствовать требованиям, указанным в п.

 2 той же статьи, в силу которого виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Таким образом, сложилась ситуация, при которой в законодательстве отсутствует чёткое указание на необходимость наличия либо отсутствия у заказчика (застройщика) допуска СРО при проведении строительного контроля, и судебные органы в данном случае трактуют положения законодательства расширительно. Это в свою очередь приводит к привлечению заказчиков (застройщиков), осуществляющих строительный контроль без допуска СРО, к административно ответственности по ст. 9.5.1 КоАП, предусматривающей штраф в размере 40 000–50 000 руб.

Следовательно, с целью избежания возможного привлечения к административной ответственности заказчику (застройщику) следует получить допуск СРО на проведение строительного контроля.

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?679

Строительный контроль заказчика и подрядчика

Осуществление строительного контроля заказчиком

В марте 2017 г. Службой проведено совещание с застройщиками по итогам деятельности по осуществлению государственного строительного надзора по объектам капитального строительства на территории края, одним из вопросов совещания была тема повышения качества строительства путем усиления застройщиками внутрипроизводственного непрерывного строительного контроля.

В целях контроля за качеством выполнения строительно-монтажных работ, их выполнения в полном соответствии с утвержденной проектной документацией, законодатель установил обязанность лиц, осуществляющих строительства, на осуществление строительного контроля, как со стороны заказчика, так и подрядчиком.

В соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, а также застройщиком или заказчиком на основании договора. Таким образом, осуществление строительного контроля является обязанностью лиц, осуществляющих строительство.

Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта  объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468.

Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Строительный контроль в соответствии с утвержденным Положением (Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 №468) проводится:

лицом, осуществляющим строительство (подрядчик),

застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (заказчик).

Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.

Согласно требований градостроительного законодательства определенные виды работ по строительству, реконструкцииобъектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Минрегион России письмом от 06.12.

2010 N 40915-ИП/08 «О выдаче свидетельств о допуске к работам по осуществлению строительного контроля» разъяснил, что лицу, имеющему свидетельство о допуске к работам по организации строительства, не требуется получение свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля. Свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля должно иметь лицо, привлеченное по договору с застройщиком или заказчиком, для выполнения указанного вида работ.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ рассмотрено обращение по вопросу о необходимости получения свидетельства о допуске к работам по строительному контролю лицу, осуществляющему строительство, и опубликованы разъяснения. В письме Минстроя России от 06.11.

2015 N 35881-АБ/08 указано, что лицо, имеющее свидетельство о допуске к работам по организации строительства, обязано осуществлять строительный контроль в рамках выполняемых работ.

Получение дополнительного свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля не требуется, поскольку указанные работы являются частью комплекса работ по организации строительства.

Однако в случае если такое лицо будет привлечено застройщиком или техническим заказчиком по договору на выполнение работ по строительному контролю, то оно обязано иметь соответствующее свидетельство о допуске к работам по строительному контролю.

В Градостроительном кодексе РФ отдельной статьей 53 установлены требования к строительному контролю.

В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль:

– за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ

– за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения

– за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.

Статьей 53Градостроительного кодекса РФ определено, что до проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

При выявлении по результатам проведения контроля недостатков работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

Замечания застройщика или технического заказчика, привлекаемых застройщиком или техническим заказчиком для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно – продукция, входной контроль);

б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;

в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;

г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее – скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) приемка законченных видов (этапов) работ;

е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

Осуществление строительного контроля заказчиком и подрядчиком при производстве строительно-монтажных работ на Объекте является непрерывным процессом, в ходе которого подлежат проверке применяемые материалы и возводимые конструкции, ответственность за качество и технологическую последовательность выполненных работ лежит на ответственных лицах за осуществление строительного контроля, назначенных соответствующими приказами.

Внутрипроизводственный строительный контроль является основным инструментом качества строительства.

Источник: https://www.krasnadzor.ru/gosudarstvennyj-stroitelnyj-nadzor/zhilishchnoe-stroitelstvo/3239-строительный-контроль-заказчика-и-подрядчика-3

Защитник Права
Добавить комментарий