Организационно правовые формы образовательных организаций

О наименовании российских образовательных организаций. организационно-правовая форма

Организационно правовые формы образовательных организаций

Моя приятельница, у которой в этом году внучка поступала в колледж, зная, что я занимаюсь проблемами образования, спросила, что означает аббревиатура АНО перед названием «Кооперативный колледж». Ответить тогда я не смогла, но решила выяснить, что же это за буквы такие.

Оказалось, что различного рода сокращений перед названием образовательных учреждений достаточно много. Судите сами. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение (МОУ) Средняя общеобразовательная школа № 44 Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан. МОУ «СОШ № 7» г. Саратова.

 Муниципальное автономное образовательное учреждение (МАОУ) «Гимназия № 1» г. Стерлитамак. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение (МБОУ) Гимназия № 39. Государственное образовательное учреждение (ГОУ) Авиационный техникум.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (ГОУ СПО) Уфимский механико-технологический колледж. Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (ФГОУ СПО) «Уфимский государственный колледж радиоэлектроники».

Некоммерческое образовательное учреждение (НОУ) Уфимский промышленно-экономический колледж. Некоммерческое партнерство (НП) Гуманитарный колледж. Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования (АНО СПО) Кооперативный колледж.

В поисках ответа на вопрос, чем объясняется такое экзотическое разнообразие в названиях организаций среднего и среднего профессионального образования (с высшим образованием картина относительно однородная), я вышла на основной документ, регулирующий структуру российского образования – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с частью 5 статьи 23 этого закона наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму (ОПФ) и тип образовательной организации.

При этом согласно части 6 статьи 108 этого закона при переименовании образовательных учреждений их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы. Таким образом, в названии учебного заведения должны наличествовать две составные части: организационно-правовая форма и тип образовательной организации.

Попробуем разобраться в обеих. Типы образовательных организаций установлены в части 2 статьи 23 Федерального закона об образовании, и мы к ним позже вернемся.

А пока давайте разберемся, что собой представляет ОПФ.

Организацио́нно-правова́я фо́рма (ее, в соответствии с действующим законодательством, должен иметь любой хозяйствующий субъект) — это признаваемая законодательством той или иной страны форма хозяйствующего субъекта, фиксирующая способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности.

С 1 января 2013 г. принята и введена в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии новая версия Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-2012. Согласно этому документу выделяются три группы хозяйствующих субъектов со своими ОПФ.

Хозсубъектам, являющимся юридическими лицами – коммерческими организациями присущи ОПФ: товарищества, общества (в том числе акционерные), унитарные предприятия, фермерские хозяйства, производственные кооперативы.

Хозсубъектам, являющимся юридическими лицами – некоммерческими организациями характерны ОПФ: потребкооперативы, общественные объединения, политические партии, фонды, учреждения, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества.

И, наконец, ОПФ хозяйствующих субъектов без образования юридического лица: простые товарищества, представительства и филиалы, индивидуальные предприниматели.

Нас будет интересовать вторая группа, и, в частности, такая ОПФ, как учреждение, в связи с тем, что для образовательных учреждений разработаны специальные ОПФ: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования; Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования; Государственное образовательное учреждение; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.

Государственное учреждение вообще — это государственная структура, сформированная для управления определенной сферой или объектом, а также для обслуживания населения страны, обеспечения функционирования государственных органов, рассмотрения различного рода заявлений, жалоб, прочих обращений граждан. В соответствии с ч. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В зависимости от собственника выделяют: государственные учреждения (учредители – различные государственные органы); муниципальные учреждения (учредители – различные государственные муниципальные образования) и частные учреждения (учредители – частные физические или юридические лица).

По степени ответственности государственные и муниципальные учреждения могут быть казёнными, автономными и бюджетными.

Казённое, как и частное (созданное гражданином или юридическим лицом) учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, которые находятся в его распоряжении.

При этом субсидиарную с ним ответственность несет собственник имущества, находящегося в распоряжении данной организации, поскольку сами эти организации полностью или частично финансируются своими собственниками.

Автономное учреждение как новый тип муниципального учреждения, обладающий большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большой степенью ответственности за результаты своей деятельности, отвечает по обязательствам всем закрепленным за ним собственником этого имущества имуществом кроме недвижимого и особо ценного движимого, или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества такой организации не несет ответственность по ее обязательствам.

Бюджетное учреждение по бюджетному законодательству РФ – это некоммерческая организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

После такого небольшого финансово-организационного ликбеза, большинство сокращений, перечисленных выше, становятся «расшифруемыми». Но одновременно возникает принципиальный вопрос: откуда вообще взялось это «учреждение», ведь в законе об образовании о нем нет ни слова. Читаем документ.

Статья 2 дает определение образовательнойорганизации – «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана».

Кроме этого законом выделяется «организация, осуществляющая обучение, – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности» и «организации, осуществляющие образовательнуюдеятельность, – образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение». И далее «в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом».

Тогда почему же в перечисленных выше названиях вместо слова «организация» присутствует слово «учреждение»? Для того чтобы прояснить возникающие вопросы при переименовании образовательных организаций, и, в частности, и наш, Министерство образования и науки Российской Федерации подготовило письмо «О наименовании образовательных учреждений» за № ДЛ-151/17 от 10.06.2013 г., направленное федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, имеющим в своем ведении образовательные учреждения. В нем ведомство «в связи с вступлением в силу c 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» информирует о том, что «Законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц – «организация», из чего следует, что в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация», и что «Учреждение является организационно-правовой формой, наиболее часто используемой в системе образования Российской Федерации».

Кроме того, «понятие “образовательная организация” используется в Федеральном законе об образовании, в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения».

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

На практике это позволяет негосударственным учредителям юридически выбрать для создаваемой образовательной организации помимо «частного учреждения» и другие организационно-правовые формы, например, «фонд», «некоммерческое партнерство», «автономная некоммерческая организация».

Таким образом, с первой составной частью новых наименований российских образовательных учреждений, представляющей собой их организационно-правовую форму, мы разобрались. В следующий раз выясним, что лежит в основе разделения образовательных организаций на типы, обсудим, зачем вообще нужно было затевать это глобальное переименование, и кто в нем заинтересован.

Источник: http://lawinrussia.ru/content/o-naimenovanii-rossiyskih-obrazovatelnyh-organizaciy-organizacionno-pravovaya-forma

Организационно-правовая форма образовательного учреждения

Организационно правовые формы образовательных организаций

Организационно-правовая форма образовательного учреждения

Характер деятельности современных школ зависит от многих факторов: региональных особенностей, локации, количества учащихся, интенсивности финансирования.

Важную роль играет и организационно-правовая форма образовательного учреждения, определяющая:

  • способ владения собственностью, имеющейся на балансе;
  • совокупность прав и обязательств, которые возлагаются на ОУ действующими законодательными нормами.

Долгое время правовой статус школ в РФ оставался стабильным, но изменение политики нашего государства в сфере образования и переосмысление социально-экономических ориентиров привели к необходимости изменения организационных форм школ.

Виды организационно-правовой формы образовательного учреждения

В соответствии с актуальными нормами право на предоставление образовательных услуг имеют организации, юрлица и индивидуальные предприниматели, прошедшие процедуру лицензирования согласно со ст. 91 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ».

Деятельность ОУ должна быть направлена исключительно на удовлетворение нематериальных потребностей широкого круга лиц, что реализуется через работу по двум направлениям — воспитание и обучение.

Длительный период времени в РФ был признан  только один вид организационно-правовой формы деятельности образовательного учреждения — некоммерческая организация.

С принятием Федерального закона № 175-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были узаконены новые организационные формы ОУ:

  1. Государственные ОУ, лежащие в юрисдикции непосредственно РФ или субъектов РФ.

  2. Муниципальные школы, учреждаемые муниципалитетом.

  3. Частные  ДОУ, ОУ, институты, управляемые юрлицами или гражданами.

Вид образовательной организации зависит от статуса учредителя.

Статус ОУУчредительИмуществоФинансирование
Государственные школыОрганы госвласти РФ, субъектов РФ.Пребывает в собственности государства.Осуществляется из госбюджета.
МуниципальныеОрганы местного самоуправления.Находится в собственности муниципалитета.
ЧастныеРоссийские и иностранные объединения. Фонды, пребывающие в обшей и частной собственности.Общественные и религиозные организации (обязательное  условие — регистрация в нашей стране).Граждане РФ, иностранные граждане, получившие статус  индивидуального предпринимателя.Находится во власти собственника.Выделение денежных средств выполняется учредителем.  Дополнительные средства взимаются с учащихся в качестве платы за воспитательно-образовательные услуги.

Под данные правила формирования учредительного состава школ не подпадают такие типы образовательных организаций:

  • учреждения, реализующие программы военной подготовки — могут создаваться исключительно правительственными органами РФ;
  • учебно-воспитательные заведения закрытого типа, создаваемые для учащихся с нарушениями психического здоровья, чье поведение может нести угрозу здоровью и жизни других граждан, общественному порядку — могут учреждаться только госорганами исполнительной власти.

Школы уполномочены самостоятельно учреждать попечительский совет, создавать филиалы. Структурные отделения ОУ наделяются правомочиями, аналогичными правам и обязанностям учредителя, т.е. имеют право на осуществление воспитательно-образовательной деятельности.

Отделения школы выступают на правах преемников учредителей, а руководители филиалов выполняют профессиональные обязанности на основании доверенностей, полученных от директора головной организации.

В  уставе последней должно приводится перечень филиалов, количество которых не сказывается на правовой форме учреждения.

Новые организационно-правовые формы образовательных учреждений

Одной из главных тенденций последних лет в сфере образования стало появление разграничений между разными школами, не имеющими отличий по форме собственности.

На фоне введения образовательных стандартов последнего поколения, активного развития ИКТ, участия в программах развития на получение грандов отдельные ОУ сумели перейти к более активной системе управления, что стало причиной для поиска экспертами отрасли возможности расширения их полномочий.

В результате правовых разработок были выделены новые приоритетные организационно-правовые формы образовательных учреждений — автономные некоммерческие организации (АНО).

Тенденция к переходу на новые организационные типы ОУ вызвана потребностью введения инициатив в сферу обучения, обеспечения  конкурентной среды, в условиях функционирования которой каждая школа будет вынуждена систематически пересматривать стандарты предоставляемых услуг и совершенствовать их.

Отличия АНО от государственных (муниципальных) школ несущественны:

  1. АНО остаются учреждениями, а поэтому сохраняют право на получение полного или частичного финансирования от государства.

  2. Право собственности данных ОУ не меняется (закрепляется за государством).

  3. Передача имущества директорам АНО будет осуществляться на правах оперативного управления.

Вместе с тем предусмотрено, что автономная образовательная организация сможет самостоятельно распоряжаться недвижимостью и материально-технической базой, имеющейся на балансе, с согласия учредителя — передавать отдельные объекты учреждаемым юрлицам.

ХарактеристикаУчреждениеАвтономное учреждениеАНО
Собственник имуществаГосударство в лице уполномоченного органаОрганизация (как юрлицо)
Управление имуществомНе имеет право на принятие самостоятельных решений, касающихся распоряжения имуществом, переданным на баланс или приобретенным за счет целевого финансирования.Имеет право распоряжаться доходами, которые поступают из внебюджетных источников, самостоятельно.Имеет право распоряжаться имуществом, полученным от собственника или приобретенным за счет средств собственника.Самостоятельно распоряжается остальным имуществом.Имеет право на самостоятельное принятие решений, касающихся распоряжения имуществом.АНО уполномочена передавать имущество учреждаемым юрлицам, заручившись согласием учредителя.
Орган, несущий ответственность за распоряжение имуществомУполномоченные органы госвласти.Руководитель ОУ.Финансовый контроль осуществляет руководитель ОУ при согласии учредителя или самостоятельно.При совершении сделок, касающихся особо ценной собственности, — наблюдательный совет школы.Специально созданный исполнительный орган ОУ, руководствующийся в своей деятельности правилами расходования материальных средств, утверждаемыми управляющим советом школы.
Ограничения по распоряжению собственностьюНе определены действующей законодательной базой, могут утверждаться уставными документами.Требуется распоряжение учредителя для выполнения следующих операций:
  • распоряжение собственностью, выделенной учредителем или приобретенной за счет целевого финансирования;
  • передача материального фонда или денежных средств в уставный капитал учреждаемых юрлиц.

Требуется распоряжение наблюдательного совета по таким вопросам:

  • участие в учреждении юрлиц;
  • совершение сделок с имуществом, распоряжение которым следует согласовать с собственником.
Функции по утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности, утверждению порядка расходования средств, одобрению/неодобрению действий исполнительного органа школы по заключению сделок возлагаются на управляющий совет ОУ.
Ответственность по принятым обязательствамВ пределах имеющихся материальных ресурсов.Несет ответственность за все имущество, за исключением собственности, выделенной учредителем или приобретенным за счет целевого финансирования.Несет ответственность за все имущество, имеющееся на балансе.
Тип ответственности учредителяСубсидиарнаяОтсутствуетОтсутствует
Участие в деятельности других юрлицДолевое участиеУполномочены передавать части собственной материальной базы в уставной капитал юрлиц при согласии собственника.Заручившись согласием собственника, имеет право выступать учредителем других юрлиц, направления деятельности которых соответствуют сфере целевой деятельности, при условии, что учредительская активность позволит повысить качество образовательных услуг.

Анализ новых организационно-правовых форм образовательных учреждений

Вопрос о характере полномочий АНО остается открытым. Эксперты отрасли образования расходятся во мнении, насколько правомерным является создание дополнительных организационных форм ОУ, разница в правовом статусе которых будет заключаться, вероятнее всего, в праве на распоряжение собственностью.

Анализ новых перспективных организационно-правовых форм образовательных учреждений показывает, что вероятнее всего могут быть предложено от трех до пяти видов АНО, характеристики которых представлены в таблице:

Возможные формы самостоятельных образовательных учреждений и степень их самостоятельности в управлении

Объект собственностиПерспективные формы ОУ
Закрепленное имуществоНетС согласия собственникаДа
Денежные средства на сметеНетДаДа
Имущество, приобретенное по сметеНетС согласия собственникаДа
Средства, получаемые от внебюджетной деятельностиНетДаДа
Имущество, приобретенное на внебюджетные средстваНетДаДа

Изменения, разрабатываемые к законодательству в сфере образования, позволяют сделать вывод, что оптимальным вариантом организации школ в скором времени станет форма ОУ, управление которой осуществляется строго в соответствии с указаниями собственника.

Имущество, имеющееся на балансе такой организации, может использоваться исключительно в соответствии с основными направлениями деятельности, а расходование поступающих финансовых активов — бюджетных и внебюджетных — выполняется согласно смете, опять же утвержденной учредителем.

Преимущество узаконивания АНО такого типа заключается в отсутствии необходимости для руководства ОУ возлагать на себя обязанности по принятию стратегически важных управленческих решений при значительном расширении функций собственника.

Источник: https://multiurok.ru/files/organizatsionno-pravovaia-forma-obrazovatelnogo-uc.html

Статья на тему

Организационно правовые формы образовательных организаций

Организационно-правовая форма образовательного учреждения

Характер деятельности современных школ зависит от многих факторов: региональных особенностей, локации, количества учащихся, интенсивности финансирования.

Важную роль играет и организационно-правовая форма образовательного учреждения, определяющая:

  • способ владения собственностью, имеющейся на балансе;
  • совокупность прав и обязательств, которые возлагаются на ОУ действующими законодательными нормами.

Долгое время правовой статус школ в РФ оставался стабильным, но изменение политики нашего государства в сфере образования и переосмысление социально-экономических ориентиров привели к необходимости изменения организационных форм школ.

Виды организационно-правовой формы образовательного учреждения

В соответствии с актуальными нормами право на предоставление образовательных услуг имеют организации, юрлица и индивидуальные предприниматели, прошедшие процедуру лицензирования согласно со ст. 91 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ».

Деятельность ОУ должна быть направлена исключительно на удовлетворение нематериальных потребностей широкого круга лиц, что реализуется через работу по двум направлениям — воспитание и обучение.

Длительный период времени в РФ был признан  только один вид организационно-правовой формы деятельности образовательного учреждения — некоммерческая организация.

С принятием Федерального закона № 175-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были узаконены новые организационные формы ОУ:

  1. Государственные ОУ, лежащие в юрисдикции непосредственно РФ или субъектов РФ.

  2. Муниципальные школы, учреждаемые муниципалитетом.

  3. Частные  ДОУ, ОУ, институты, управляемые юрлицами или гражданами.

Вид образовательной организации зависит от статуса учредителя.

Российские и иностранные объединения. Фонды, пребывающие в обшей и частной собственности.

Общественные и религиозные организации (обязательное  условие — регистрация в нашей стране).

Граждане РФ, иностранные граждане, получившие статус  индивидуального предпринимателя.

Находится во власти собственника.

Выделение денежных средств выполняется учредителем.  

Дополнительные средства взимаются с учащихся в качестве платы за воспитательно-образовательные услуги.

Под данные правила формирования учредительного состава школ не подпадают такие типы образовательных организаций:

  • учреждения, реализующие программы военной подготовки — могут создаваться исключительно правительственными органами РФ;
  • учебно-воспитательные заведения закрытого типа, создаваемые для учащихся с нарушениями психического здоровья, чье поведение может нести угрозу здоровью и жизни других граждан, общественному порядку — могут учреждаться только госорганами исполнительной власти.

Школы уполномочены самостоятельно учреждать попечительский совет, создавать филиалы. Структурные отделения ОУ наделяются правомочиями, аналогичными правам и обязанностям учредителя, т.е. имеют право на осуществление воспитательно-образовательной деятельности.

Отделения школы выступают на правах преемников учредителей, а руководители филиалов выполняют профессиональные обязанности на основании доверенностей, полученных от директора головной организации.

В  уставе последней должно приводится перечень филиалов, количество которых не сказывается на правовой форме учреждения.

Новые организационно-правовые формы образовательных учреждений

Одной из главных тенденций последних лет в сфере образования стало появление разграничений между разными школами, не имеющими отличий по форме собственности.

На фоне введения образовательных стандартов последнего поколения, активного развития ИКТ, участия в программах развития на получение грандов отдельные ОУ сумели перейти к более активной системе управления, что стало причиной для поиска экспертами отрасли возможности расширения их полномочий.

В результате правовых разработок были выделены новые приоритетные организационно-правовые формы образовательных учреждений — автономные некоммерческие организации (АНО).

Тенденция к переходу на новые организационные типы ОУ вызвана потребностью введения инициатив в сферу обучения, обеспечения  конкурентной среды, в условиях функционирования которой каждая школа будет вынуждена систематически пересматривать стандарты предоставляемых услуг и совершенствовать их.

Отличия АНО от государственных (муниципальных) школ несущественны:

  1. АНО остаются учреждениями, а поэтому сохраняют право на получение полного или частичного финансирования от государства.

  2. Право собственности данных ОУ не меняется (закрепляется за государством).

  3. Передача имущества директорам АНО будет осуществляться на правах оперативного управления.

Вместе с тем предусмотрено, что автономная образовательная организация сможет самостоятельно распоряжаться недвижимостью и материально-технической базой, имеющейся на балансе, с согласия учредителя — передавать отдельные объекты учреждаемым юрлицам.

Не имеет право на принятие самостоятельных решений, касающихся распоряжения имуществом, переданным на баланс или приобретенным за счет целевого финансирования.

Имеет право распоряжаться доходами, которые поступают из внебюджетных источников, самостоятельно.

Имеет право распоряжаться имуществом, полученным от собственника или приобретенным за счет средств собственника.

Самостоятельно распоряжается остальным имуществом.

Имеет право на самостоятельное принятие решений, касающихся распоряжения имуществом.

АНО уполномочена передавать имущество учреждаемым юрлицам, заручившись согласием учредителя.

Орган, несущий ответственность за распоряжение имуществом

Уполномоченные органы госвласти.

Руководитель ОУ.

Финансовый контроль осуществляет руководитель ОУ при согласии учредителя или самостоятельно.

При совершении сделок, касающихся особо ценной собственности, — наблюдательный совет школы.

Специально созданный исполнительный орган ОУ, руководствующийся в своей деятельности правилами расходования материальных средств, утверждаемыми управляющим советом школы.

Ограничения по распоряжению собственностью

Не определены действующей законодательной базой, могут утверждаться уставными документами.

Требуется распоряжение учредителя для выполнения следующих операций:

  • распоряжение собственностью, выделенной учредителем или приобретенной за счет целевого финансирования;
  • передача материального фонда или денежных средств в уставный капитал учреждаемых юрлиц.

Требуется распоряжение наблюдательного совета по таким вопросам:

  • участие в учреждении юрлиц;
  • совершение сделок с имуществом, распоряжение которым следует согласовать с собственником.

Функции по утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности, утверждению порядка расходования средств, одобрению/неодобрению действий исполнительного органа школы по заключению сделок возлагаются на управляющий совет ОУ.

Ответственность по принятым обязательствам

В пределах имеющихся материальных ресурсов.

Несет ответственность за все имущество, за исключением собственности, выделенной учредителем или приобретенным за счет целевого финансирования.

Несет ответственность за все имущество, имеющееся на балансе.

Тип ответственности учредителя

Субсидиарная

Отсутствует

Отсутствует

Участие в деятельности других юрлиц

Долевое участие

Уполномочены передавать части собственной материальной базы в уставной капитал юрлиц при согласии собственника.

Заручившись согласием собственника, имеет право выступать учредителем других юрлиц, направления деятельности которых соответствуют сфере целевой деятельности, при условии, что учредительская активность позволит повысить качество образовательных услуг.

Анализ новых организационно-правовых форм образовательных учреждений

Вопрос о характере полномочий АНО остается открытым. Эксперты отрасли образования расходятся во мнении, насколько правомерным является создание дополнительных организационных форм ОУ, разница в правовом статусе которых будет заключаться, вероятнее всего, в праве на распоряжение собственностью.

Анализ новых перспективных организационно-правовых форм образовательных учреждений показывает, что вероятнее всего могут быть предложено от трех до пяти видов АНО, характеристики которых представлены в таблице:

Возможные формы самостоятельных образовательных учреждений и степень их самостоятельности в управлении

Изменения, разрабатываемые к законодательству в сфере образования, позволяют сделать вывод, что оптимальным вариантом организации школ в скором времени станет форма ОУ, управление которой осуществляется строго в соответствии с указаниями собственника.

Имущество, имеющееся на балансе такой организации, может использоваться исключительно в соответствии с основными направлениями деятельности, а расходование поступающих финансовых активов — бюджетных и внебюджетных — выполняется согласно смете, опять же утвержденной учредителем.

Преимущество узаконивания АНО такого типа заключается в отсутствии необходимости для руководства ОУ возлагать на себя обязанности по принятию стратегически важных управленческих решений при значительном расширении функций собственника.

Источник: https://infourok.ru/statya-na-temu-organizacionnopravovaya-forma-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-3052740.html

Право: Письмо о наименовании образовательных учреждений

Организационно правовые формы образовательных организаций

Министерство образования и науки Российской Федерации в связи с участившимися вопросами по переименованию образовательных учреждений в связи с вступлением в силу c 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) информирует.

Согласно части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании наименования образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года.

В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона об образовании наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

При этом необходимо иметь ввиду, что согласно части 6 статьи 108 Федерального закона об образовании при переименовании образовательных учреждений их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы.

Типы образовательных организаций установлены в части 2 статьи 23 Федерального закона об образовании.

В свою очередь понятие «образовательная организация» используется в Федеральном законе об образовании, в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях).

Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное).

Учитывая изложенное, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц – «организация», из чего следует, что в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».

Дополнительно Министерство сообщает, что к числу необязательных сведений, указываемых в наименовании образовательной организации по ее желанию и (или) желанию ее учредителя, относятся следующие:

указание на тип для государственных и муниципальных учреждений (казенное, бюджетное, автономное), предусмотренный Законом о некоммерческих организациях;

указание на форму собственности («государственная», «муниципальная» или «частная») с целью информирования потребителя образовательных услуг;

указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ и (или) особые образовательные потребности обучающихся) или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и другие);

включение в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, в порядке, предусмотренном Законом о некоммерческих организациях.

Таким образом, переименование образовательного учреждения, в первую очередь, будет связано с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с Федеральным законом об образовании. При этом необходимо иметь ввиду, что если в отношении образовательного учреждения тип не меняется, то их переименование в рамках Федерального закона об образовании не потребуется.

Частью 5 статьи 108 Федерального закона об образовании определены образовательные учреждения, наименования которых подлежат приведению в соответствие с указанным законом.

Учитывая изложенное, образовательные учреждения, в отношении которых тип, в соответствии с Федеральным законом об образовании, меняется, либо образовательные учреждения, в наименовании которых в настоящее время тип не содержится, должны привести свои наименования в соответствие с Федеральным законом об образовании.

Так, например, с учетом части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа» должно быть переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»;

специальные (коррекционные) образовательные казенные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть переименованы в общеобразовательные казенные учреждения;

специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы – в специальные учебно-воспитательные общеобразовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;

специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования – в специальные учебно-воспитательные профессиональные образовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;

образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования — в профессиональные образовательные учреждения;

образовательные автономные учреждения высшего профессионального образования — в образовательные автономные учреждения высшего образования;

образовательные учреждения дополнительного образования детей — в учреждения дополнительного образования;

образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов — в учреждения дополнительного профессионального образования.

Д.В. Ливанов

Источник: https://dovosp.ru/law/pismo-o-naimenovanii-obrazovatelnyh-uchrezhdenij

Организационно-правовые формы образователь-ных учреждений

Организационно правовые формы образовательных организаций

По действующему законодательству учреждение представляет собой одну из организационно-правовых форм юридических лиц. Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, которая создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично.

Образовательные учреждения классифицируются по видам организационно-правовых форм. На сегодняшний день используют ведомственный одноуровневый классификатор Министерства образования и науки России, содержащий виды организационно-правовых форм образовательных учреждений (табл. 1).

Таблица 1.2

Классификатор организационно-правовых форм образовательных учреждений
Код организационно-правовой формы Наименование организационно-правовой формы
Государственное образовательное учреждение
Государственное образовательное учреждение субъекта Российской Федерации
Муниципальное образовательное учреждение
Негосударственное образовательное учреждение

Согласно ст. 50 ПС РФ все юридические лица подразделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие. В основе классификации в данном случае была принята цель деятельности юридического лица.

Юридические лица, осуществляющие свою деятельность с целью извлечения прибыли и распределения между участниками являются коммерческими юридическими лицами.

Таким образом, предназначение коммерческих юридических лиц заключается в обогащения участников этих юридических лиц.

Поэтому для всех коммерческих юридических лиц характерно наличие двух признаков: 1) направленность на извлечение прибыли; 2) распределение полученной прибыли между участниками юридического лица.

Некоммерческие организации создаются для удовлетворения духовных потребностей общества. Поэтому здесь весьма сложно уже изначально конструировать цель деятельности как получение прибыли. Предпринимательская деятельность некоммерческой организации осуществляется с целью дополнительного финансирования ее деятельности. В соответствии с п.З ст.

50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям. Следовательно, по первому критерию некоммерческие и коммерческие организации соотносятся между собой следующим образом.

Для коммерческих организаций получение прибыли является основной целью деятельности, а достижение соответствующего общественного результата представляет собой второстепенную цель их деятельности. В то время как для некоммерческой организации основная цель состоит в достижении определенного общественного результата.

Второстепенной целью является то, что некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли.

Следующим критерием разграничения коммерческой и некоммерческой организации является возможность распределения прибыли, полученной юридическим лицом,

между его участниками. Если коммерческая организация вправе прибыль распределять между его участниками, то участники некоммерческой организации такой возможностью не обладают (п.1 ст. 50 ГК РФ).

Однако данный критерий в ряде случаев не может приниматься во внимание, поскольку не все коммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность и соответственно не получают прибыль, а значит ничего не распределяют.

Наоборот, некоторые некоммерческие организации не только вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и получать прибыль, но и распределять ее между участниками.

Государственные и негосударственные вузы отличаются составом учредителей и источниками финансирования.

В соответствии со ст. 10 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» высшее учебное заведение создается и реорганизуется учредителем (учредителями) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учредителями государственных высших учебных заведений являются правительство Российской Федерации или органы исполнительной власти (администрации, правительства) субъектов Российской Федерации.

Как правило, в наименовании государственного высшего учебного заведения указывается его организационно-правовая форма (Московский государственный университет, Московский государственный социальный университет и т. д.). Одна­ко имеются исключения.

Например, старейший государственный вуз – Московский энергетический институт (технический университет) – не имеет в своем названии слова «государственный». Данный статус образовательного учреждения указан в лицензии, наличие которой является обязательным. Лицензия на право ведения образовательной

деятельности выдается высшему учебному заведению только федеральным (центральным) органом управления образованием, т. е. Министерством образования Российской Федерации (II, ст. 10, п. 4).

Источник: https://studopedia.org/5-2991.html

Защитник Права
Добавить комментарий