Лицензирование юридических лиц

Лицензирование

Лицензирование юридических лиц

Каждый гражданин Российской Федерации, согласно Конституции, имеет право свободно заниматься предпринимательской деятельностью, если она прямо не запрещена российским законодательством.

Но работа в некоторых экономических отраслях требует дополнительного разрешения – лицензии. Выдают ее уполномоченные государственные органы.

Необходимость лицензирования обусловлена необходимостью государственного надзора за соблюдением  конституционных прав населения, заботой о безопасности жизни и здоровье граждан, сохранением культурного наследия, соблюдением правопорядка и обороноспособности страны.

Порядок лицензирования, требования к соискателю  и лицензиату (обладателю лицензии), процедурные особенности в различных отраслях, перечень видов бизнеса подлежащего лицензированию, прописаны в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» (4.05.2011, №99-ФЗ). Также порядок выдачи лицензий регулируют другие нормативные акты, относящиеся к той или иной отрасли бизнеса. Исполнение их требований обязательно.

Важно правильно подготовиться к получению лицензии, чтобы с первого раза пройти процедуру лицензирования и приступить к работе, не теряя времени и не неся убытков. Юридические консультации опытных юристов нашего портала помогут вам без проблем получить лицензию.

Какую деятельность необходимо лицензировать

Статья № 12 содержит полный перечень  лицензированной деятельности. Состав списка может изменяться при обновлении редакции  Закона. На данный момент, в перечне 51 позиция.

Среди них:

  • Деятельность, связанная с оборонным комплексом страны, изготовление и ремонт оружия, военной техники, военного оборудования.
  • Деятельность, связанная с соблюдение правопорядка и общественной безопасности. Лицензированию подлежат охранные и детективные агентства
  • Деятельность в области масс-медиа, информационных услуг, средств связи, производства компьютерных программ, баз данных, аудио/видео продукции на любых носителях
  • Медицинская деятельность, в число которой включено оказание лечебных услуг, производство и реализация лекарств, производство и ремонт медицинской техники
  • Образовательная деятельность в области общего, среднего и высшего образования, особенно, если она связана с выдачей аттестатов и дипломов государственного образца
  • Банковская и кредитная деятельность
  • Перевозка опасных грузов любыми видами транспорта
  • Перевозка людей любыми видами транспорта
  • Деятельность, связанная с информационной защитой и обслуживание специальной техники в этой области
  • Производство и реализация алкогольной продукции, табака, табачной продукции

Планируя сферу интереса своего бизнеса, внимательно изучите данный перечень. Если выбранного вами вида деятельности в нем нет – лицензия не потребуется. Если же вы не вполне уверены в этом  – обратитесь за юридической консультацией-онлайн на нашем портале, и получите ответ на все возникшие вопросы.

Кто обладает правом на получение лицензии

Обратиться за лицензией могут юридические лица  и индивидуальные предприниматели. Для некоторых видов лицензированной деятельности Закон №99-ФЗ предъявляет требования по организационно-правовой форме. В частности, заниматься банковской и кредитной деятельностью, производством алкоголя и некоторыми другими видами работ из списка могут только юридические лица.

 Статья 8 №99-ФЗ предъявляет следующие требования к  лицензиатам и соискателям:

  • Наличие  помещения, здания, сооружения, характеристики которых соответствуют условиям для обеспечения качественного предоставления услуг или производства продукции. Недвижимость  не обязательно должна быть в собственности соискателя, достаточно договора о долгосрочной аренде.
  • Наличие необходимого оборудования и технических средств для осуществления заявленной деятельности
  • Договоры найма, заключенные с работниками, обладающими достаточной квалификацией для выполнения завяленного вида работ
  • Налаженная система проверки качества (если речь идет о производственном секторе)
  • Могут быть предъявлены дополнительные требования, например, необходимый размер уставного капитала, отсутствие у соискателя  долгов и обременений и прочее.

Дополнительные требования, прописанные в подзаконных отраслевых актах индивидуальны для каждого вида деятельности. Лучше заранее проконсультироваться по этому вопросу с квалифицированным юристом, имеющим соответствующую компетенцию.

Список документов, которые необходимо предоставить уполномоченному органу:

  • Заявление, составленное  по определенной форме (изучите статью 13 №99-ФЗ или обратитесь к юристу, чтобы выяснить, какая именно форма подходит для вашей организационно-правовой формы) 
  • Учредительная документация (для юридических лиц), свидетельство о госрегистрации (для ИП)
  • Копии документов, подтверждающих право соискателя заниматься тем или иным видом деятельности (его следует уточнить в уполномоченном органе, который будет выдавать вам лицензию, или поручить это юристу)
  • Если лицензированием занимается представитель соискателя – копию нотариально заверенной доверенности
  • Квитанцию об оплате госпошлины.
  • Опись всех предоставленных документов

Оплата госпошлины

Для большинства лицензий пошлина составляет 7500 рублей, но в случае банковского дела, управления коммерческой недвижимостью, продажи алкогольной продукции определяется индивидуально и может доходить до нескольких сотен тысяч рублей. 

Обратите внимание, что уплаченную госпошлину не удастся вернуть в случае отказа в лицензировании. В 2014 году был прецедент в Конституционном суде по вопросу возврата неудавшемуся соискателю крупной пошлины. Несмотря на то, что даже сами судьи не пришли к общему мнению, по формальным причинам иск не был удовлетворен.

Поэтому платите пошлину только в том случае, если уверены, что можете соблюсти все необходимые требования для получения лицензии. Опытный юрист поможет вам предусмотреть все варианты развития событий и добиться успеха.

Куда обращаться за лицензией

Каждая отрасль имеет свою лицензирующую организацию. Лицензии выдают:

  • На занятие банковской деятельностью – Центральный Банк РФ
  • На охранную и детективную деятельность – МВД РФ
  • На медицинские услуги, фармацевтику, медтехнику – Росздравнадзор и Россельхознадзор
  • На образовательную деятельность – Рособрназдор
  • На транспортную – Ространснадзор
  • На торговлю алкоголем – Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Пакет документов можно предоставить в уполномоченную лицензирующую организацию лично, по почте или через портал Госуслуг (при наличии электронной подписи).

Юристы нашего портала готовы оказать вам всестороннюю помощь в вопросах  лицензирования.

Источник: https://prav.io/browse/categories/licenzirovanie

Лицензирование юридических лиц

Лицензирование юридических лиц

Лицензирование – одна из функций контроля государства качества и безопасности различных направлений деятельности. 

Существует перечень видов деятельности, на осуществление которых нужна лицензия. Положения относящиеся к данному вопросу, регулируются № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другими Федеральными законами.

Нужно понимать, что ведение деятельности или оказания услуг, на осуществление которых необходимо специальное разрешение (лицензия), без получения лицензии данная деятельность не будет считаться законной. Нарушение данного правила, т.е.

ведение деятельности без лицензии, влечет за собой наложение крупных штрафов как на организацию, так и на индивидуального предпринимателя, а также повлечь принудительную ликвидацию юридического лица или прекращение деятельности ИП с наложением штрафов, с оплатой всех расходов по ликвидации за счет Организации или ИП.

А в случае причинения вреда здоровью гражданина или возникновение вследствие такой деятельности угрозы жизни и здоровью людей, а также причинение крупного материального ущерба Руководитель организации или индивидуальный предприниматель привлекаются к уголовной ответственности.

Существуют направления деятельности, для которых получение лицензии необходимо при специальных условиях. Примером может являться Саморегулируемая организация в строительстве в зависимости от тех работ, которые она выполняет.

Законодательство в сфере лицензирования осуществляет наиболее важную роль в регулировании видов экономической деятельности и выполняет следующие задачи:

  • Защита потребителей от низкокачественной продукции и от производителей непрошедших проверку;
  • Увеличивают конкурентоспособность определенных отраслей экономики;
  • Формируют стандарты внутри отраслей экономики;
  • Контроль качества;
  • Закрывают доступ на рынок хозяйственных субъектов, осуществляющих деятельность без лицензии, чья деятельность может представлять опасность для жизни и здоровья граждан.

Если проанализировать вышеуказанные критерии, то можно сделать вывод, что это важная составляющая для содействия государства развитию экономики.

Для получения лицензии необходимо соответствовать требованиям, устанавливаемым государственными стандартами в определенной сфере деятельности, а также корректно оформить документы.

После поступления заявления в орган выдающий лицензию, он начнет проверку на соответствие определенным требованиям к осуществляемым видам деятельности.

После окончания проверки, поданные документы будут проверены на правильность их оформления и достоверность их содержания. И на этой процедуре могут быть причины отказа в выдаче лицензии. 

Специальное разрешение (лицензия) требуется на осуществление следующих видов деятельности:

  1.  Деятельность по использованию атомной энергетики.
  2.  Деятельность по производству, торговле спиртосодержащей и алкогольной продукции.
  3.  Осуществление деятельности по защите государственной тайны.
  4.  Деятельность кредитных и банковских организаций.
  5.  Деятельность по организации и проведению торгов.
  6.  Профессиональная деятельность, осуществляемая на рынке ценных бумаг.
  7.  Деятельность паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и управлением ими.
  8.  Клиринговая деятельность.
  9.  Страховая деятельность.
  10.  Космическая деятельность.
  11.  Деятельность в области связи и оказания услуг в области теле- и радиовещания и связи.
  12.  Деятельность частных детективов (сыщиков) и частных охранных предприятий.
  13.  Деятельность в области образования (негосударственные образовательные учреждения).
  14.  Деятельность управляющих компаний по управлению многоквартирными домами;
  15.  Сбор, обработка, транспортировка, размещение и обезвреживание отходов с 1 по 4 класс опасности.
  16.  Деятельность по разработке и производству а также продаже шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем с указанной  защитой. Работы, оказание услуг по шифровке информации, техническому обслуживанию шифровальных средств и телекоммуникационных систем с защитой.
  17. Производство и продажа полиграфической продукции с защитой от подделок.
  18.  Разработка и производство, а также продажа оборудования, предназначенного для негласного получения информации.
  19.  Производство, разработка, техническое обслуживание авиационной техники и летательных аппаратов.
  20.  Разработка, производство, испытание оружия, военной техники и вооружения, а также огнестрельного оружия, продажи гражданского оружия его частями и комплектующими к нему.
  21.  Производство, испытания, разработка хранение и утилизация боеприпасов и пиротехнических изделий, а также химического оружия.
  22.  Деятельность по эксплуатации взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных объектов 1, 2, 3 классов опасности.
  23.  Деятельность по техническому обслуживанию, установке и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности.
  24.  производство и продажа лекарственных средств.
  25.  Производство, тех.обслуживание  медицинского оборудования и техники.
  26.  Деятельность по использованию возбудителей инфекционных заболеваний и генно-модифицированных организмов 3 и 4 степеней опасности.
  27.  Организация перевозок пассажиров и опасных грузов водным транспортом (морским и речным).
  28.  Организация перевозок воздушным транспортом пассажиров и грузов.
  29.  Пассажирские перевозки автомобильным транспортом в транспортных средствами с числом пассажирских сидений более 8, исключения составляют перевозки собственных сотрудников для нужд организации. 
  30.  Железнодорожные перевозки пассажиров.
  31.  Перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом.
  32.  Деятельность по погрузке и разгрузке опасных грузов на железнодорожном, водном, воздушном и автомобильном транспорте.
  33.  Буксировка водным транспортом плавсредств.
  34.  Деятельность по заготовке, хранению, переработке и продаже лома цветного и черного металла.
  35.  Деятельность по оказанию услуг в области трудоустройства граждан за рубежом.
  36.  Изготовление экземпляров аудиовизуальных и электронных произведений, программ. Исключение составляет осуществление вышеуказанной деятельности на то правообладателем.
  37.  Деятельность, связанная с использованием радиоактивных источников и источников ионизирующего излучения. Исключением является их использование в медицине.
  38.  Деятельность в области картографии и геодезии общегосударственного и межотраслевого значения.
  39.  Маркшейдерские работы.
  40.  Деятельность в области гидрометеорологии и по воздействию на геофизические процессы и метеорологические явления и процессы.
  41.  Медицинская деятельность.
  42.  Фармацевтическая деятельность.
  43.  Деятельность по реконструкции объектов культурного наследия (памятников, зданий).
  44.  Проведение экспертизы по безопасности в области промышленности.
  45.  Деятельность по обращению и использованию взрывчатых веществ промышленного назначения.

У Лицензий есть срок действия и указание на территорию, на которую распространяется ее разрешение. 

Лицензирование требует обязательного соблюдения лицом ее получившим всех требований и условий к  ведению деятельности. 

Лицензирование выступает как защита интересов  и обеспечение безопасности предоставляемых услуг гражданам России. Лицензирование видов деятельности зависит от того, на какие работы получается лицензия.

Источник: http://www.u-decision.ru/licenzirovanye-uridicheskih-lits-2017/

Лицензирование деятельности

Лицензирование юридических лиц

Если вы собираетесь стать предпринимателем, то, прежде всего, вам необходимо выяснить, нужна ли лицензия для того вида деятельности, которым вы собираетесь заниматься.

По общему правилу, лицензируемыми считаются такие виды деятельности, которые могут нанести вред здоровью и жизни людей, их интересам, правам, нравственности, а также безопасности государства и его обороноспособности. Эти виды деятельности государство может регулировать только лицензированием, другие методы регулирования по отношению к ним не работают.

Основной нормативно-правовой документ, который регламентирует лицензирование – это Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года.

Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

Всего имеется 51 вид деятельности, на которые требуется лицензия, среди них:

  • деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
  • перевозки водным и воздушным транспортом;
  • оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
  • деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
  • производство лекарств и медтехники;
  • охранная и детективная деятельность;
  • перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
  • фармацевтическая и медицинская деятельность;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
  • образовательная деятельность;
  • перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

Документы, необходимые для получения лицензии

Документы для получения лицензии необходимо подавать сразу же после государственной регистрации или перед началом ведения лицензируемой деятельности.

Перечень необходимых документов:

  • заявление по установленной форме;
  • копии учредительных документов организации, заверенных у нотариуса;
  • необходимые документы, которые могут быть установлены положением о лицензировании конкретного вида деятельности;
  • опись прилагаемых документов.

Форма заявления устанавливается положением о лицензировании отдельного вида деятельности.

Куда обращаться для получения лицензии

Лицензирующие органы определены по видам деятельности в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957. Необходимо обращаться в их региональные управления.

Например, Ространснадзор занимается лицензированием пассажирских перевозок автомобильным транспортом, МВД России – частной охранной и детективной деятельности, а Росздравнадзор – фармацевтической деятельности.

В течение трех рабочих дней со дня представления заявления лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении или о возврате с мотивированным обоснованием причин возврата.

Если в заявлении будет выявлено нарушение требований или документы представлены не в полном объеме, то в течение трех рабочих дней лицензирующий орган вручает уведомление о необходимости устранения недочетов. На исправление даётся 30 дней.

В течение 45 рабочих дней со дня приема заявления и документов, осуществляется проверка полноты и достоверности сведений и принимается решение о предоставлении лицензии. Решение оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа. В течение 3 рабочих дней после подписания лицензии лицензирующим органом она передается вам.

Лицензионные требования

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ. В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:

  1. Наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
  2. Наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
  3. Наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;
  4. Соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами.

Стоимость лицензии

Размер государственной пошлины за лицензию установлен статьей 333.33 НК РФ, пункт 1, подпункт 92.

Размер госпошлины составляет 7500 рублей для всех видов лицензируемой деятельности, за исключением:

  • банковских операций (0,1 % уставного капитала, но не более 500 тыс. рублей);
  • производство, хранение, закупку, поставки этилового спирта и алкогольной продукции (от 800 тыс. до 9,5 млн. рублей);
  • розничная продажа алкогольной продукции – 65 тыс. рублей за каждый год срока действия лицензии;
  • предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами – 30 тыс. рублей.

Приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии, переоформление и аннулирование лицензии

Если у лицензиата меняются данные, указанные в статье 18 закона № 99-ФЗ, нужно обратиться в лицензирующий орган за переоформлением лицензии.

Переоформление требуется в случаях:

  • реорганизации юридического лица;
  • изменения личных данных и места жительства ИП;
  • смене юридического адреса и наименовании организации;
  • изменения адреса, по которому осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Порядок переоформления лицензии приводится в статье в статье 18 закона № 99-ФЗ, размер госпошлины составляет от 600 до 2600 рублей.

Лицензирующий орган в пределах своей компетенции может выдать лицензиату предписание об устранении выявленного нарушения или о недопустимости совершения нарушения. При выдаче такого предписания лицензирующий орган предупреждает лицензиата о приостановлении действия лицензии в случае невыполнения лицензиатом в установленный срок такого предписания.

После того, как требования лицензирующего органа выполнены, действие лицензии возобновляется.

Если в течение срока приостановления действия лицензии лицензиат не устранил нарушение, повлекшее за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Деятельность лицензии может быть прекращена и в добровольном порядке, если:

  • подано заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности;
  • прекращена деятельность физического лица в качестве ИП;
  • прекращена деятельность юридического лица (за исключением реорганизации).

Источник: https://kk.bank/business/onlayn-uslugi/usluga-biznes-start/litsenzirovanie-deyatelnosti/

Осуществление лицензирования

Срок действия лицензии Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года.

Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий. Статья 9.

Государственная регистрация

Товарный знак необходим для того, чтобы товары и услуги одних производителей можно было отличить от таких же или сходных товаров и услуг других производителей.

Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Для этого подается заявка во Всероссийский научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы (ВНИИГПЭ).

Создание юридического лица (регистрация). Лицензирование Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе.

При регистрации необходимо представить учредительные документы . а также другие документы, требуемые законом. С 1 июля 2002 года регистрация юридических лиц производится налоговыми органами.

Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц .

Тема 15

1 ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии. 2.

Лицензирование представляет собой постоянно осуществляемую деятельность органов государства. В этой деятельности отчетливо прослеживаются два параллельных направления: выдача лицензий и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий. Лицензионные условия — это совокупность установленных норм и правил, выполнение которых обязательно для получения и дальнейшего владения лицензией на осуществление лицензируемого вида деятельности.

Портал Юристъ — Ваш успех в учебе и работе!

N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Необходимо иметь в виду, что содержащийся в законе перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, не является исчерпывающим, поскольку его действие не распространяется на те виды деятельности, особый порядок лицензирования которых установлен законодательными актами Российской Федерации (банковская, страховая деятельность и т. Лицензирование видов деятельности осуществляют федеральные министерства и ведомства, а также исполнительные органы субъектов Российской Федерации.

Порядок ведения лицензионной деятельности также определен законом.

Лицензирование деятельности

N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Необходимо иметь в виду, что содержащийся в законе перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, не является исчерпывающим, поскольку его действие не распространяется на те виды деятельности, особый порядок лицензирования которых установлен законодательными актами Российской Федерации (банковская, страховая деятельность и т.п.).

Лицензирование видов деятельности осуществляют федеральные министерства и ведомства, а также исполнительные органы субъектов Российской Федерации.

Навигационное меню ->

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2.

Источник: http://munh.ru/licenzirovanie-juridicheskih-lic-96699/

§ 4. Лицензирование и саморегулирование деятельности юридических лиц

Лицензирование юридических лиц

Длязанятия определенными видами деятельностиюридическое лицо должно иметь лицензию,членство в саморегулируемой организацииили выданное саморегулируемой организациейсвидетельство о допуске к определенномувиду работ. Так, в абзац3 пункта 1 ст.

 49ГК были внесены изменения, согласнокоторым в случаях, установленных законом,отдельными видами деятельностиюридическое лицо может заниматьсятолько на основании специальногоразрешения (лицензии), членства всаморегулируемой организации иливыданного саморегулируемой организациейсвидетельства о допуске к определенномувиду работ. Соответственно правоспособностьи дееспособность возникают с моментавыполнения указанных требований.Саморегулирование в литературеопределяется как самостоятельная иинициативная деятельность, котораяосуществляется субъектами предпринимательскойили профессиональной деятельности исодержанием которой являются разработкаи установление стандартов и правилтакой деятельности*(17).

Допринятия Закона N 99-ФЗ, которыми быливнесены изменения в правовое регулированиеюридических лиц, право осуществлятьопределенные виды деятельности толькопри соблюдении условия о членстве всаморегулируемой организации (СРО) былопредусмотрено отдельными федеральнымизаконами.

В ГК РФ такие нормы отсутствовали,в нем была установлена лишь обязательностьналичия лицензии в случаях, предусмотренныхзаконом (абз. 2п. 3 ст. 49ГК РФ). Теперь эта норма дополнена, в нейуказано, в частности, что право осуществлятьдеятельность, для ведения которойнеобходимо состоять в СРО, возникает смомента вступления в данную организацию(п. 3 ст.

 49 ГК РФ в редакции ЗаконаN 99-ФЗ). Это, несомненно, важноенововведение.

Если раньше такое разрешениеможно было получить только на основаниилицензии, выдаваемой специальнымигосударственными органами, то в настоящеевремя его можно получить на основаниичленства в саморегулируемой организацииили выданного саморегулируемойорганизацией свидетельства о допускек определенному виду работ.

В целоминститут саморегулируемых организацийпостепенно заменяет традиционноелицензирование.

Поэтому указание нарядус лицензией на наличие членстваюридического лица в саморегулируемойорганизации для осуществления отдельныхвидов деятельности является своевременными необходимым дополнением, отражающимуже сложившуюся практику отношений вдопуске организаций к отдельным видамдеятельности.

Основополагающимзаконодательным актом, регламентирующимправовой статус саморегулируемыхорганизаций (СРО), в России, являетсяФедеральный закон от 01 декабря 2007N 315-ФЗ “О саморегулируемыхорганизациях”.

Необходимость появленияединого закона о СРО обусловленавведением в законодательные актытребования обязательного членства вСРО для субъектов отдельных видовпредпринимательской и профессиональнойдеятельности. Помимо этого, особенностиправового положения данных организацийопределяются также федеральнымизаконами, регулирующими правоотношенияв отдельных сферах предпринимательскойи профессиональной деятельности(например, Закономо рекламе). Таким образом, государстводелегировало участникам рынка частьсвоих контрольных и надзорных функцийза деятельностью субъектов в определеннойсфере экономики. Согласно ч. 2ст. 1Закона о СРО особенности саморегулированияотдельных видов предпринимательскойи профессиональной деятельностиопределены специальным законодательством.Такие особенности предусматривают,например, законы о банкротстве, обаудиторской деятельности, об оценочнойдеятельности и др.

Вто же время Законо СРО не распространяется на СРОпрофессиональных участников рынкаценных бумаг, акционерных инвестиционныхфондов, управляющих компаний испециализированных депозитариевинвестиционных фондов, паевыхинвестиционных фондов и негосударственныхпенсионных фондов, жилищных накопительныхкооперативов, негосударственныхпенсионных фондов, кредитных организаций,бюро кредитных историй. Отношения,возникающие в связи с деятельностьюподобных СРО регулируются специальнымзаконодательством. В числе такихспециальных правовых актов можно назватьзаконы о рынке ценных бумаг, обинвестиционных фондах, о жилищныхнакопительных кооперативах и др.

Саморегулированиеявляется комплексным правовым институтом,включающим нормы, регулирующие и частные,и публичные отношения. Можно придти квыводу о том, что саморегулированиеформируется на основе сочетания интересовгосударства и субъектов предпринимательскойдеятельности.

При этом реализация этихинтересов возложена на саму саморегулируемуюорганизацию, которая имеет особый, всравнении с иными общественнымиорганизациями, правовой статус. СРО -институт частного, а не только публичногоправа.

По своей сути членство всаморегулируемой организации – этосвоего рода поручительство за своегочлена при котором утверждается, чтодеятельность данного члена отвечаетнеобходимым требованиям. СРО – неорганизационно правовая форма, а скореестатус юридического лица.

Саморегулируемаяорганизация разрабатывает и утверждаетстандарты и правила предпринимательскойили профессиональной деятельности, подкоторыми понимаются требования косуществлению предпринимательской илипрофессиональной деятельности,обязательные для выполнения всемичленами саморегулируемой организации.

Федеральными законами могут устанавливатьсяиные требования, стандарты и правила,а также особенности содержания, разработкии установления стандартов и правилсаморегулируемых организаций.

Стандартыи правила саморегулируемых организацийдолжны соответствовать федеральнымзаконам и принятым в соответствии сними иным нормативным правовым актам.

Стандартами и правилами саморегулируемойорганизации могут устанавливатьсядополнительные требования кпредпринимательской или профессиональнойдеятельности определенного вида. Чтокасается лицензировании, то оно покасохраняется.

Речь идет о том, что дляопределенных в законе видов деятельностизаконодатель ограничил общуюправоспособность путем введенияобязательного лицензирования.Осуществляется регулирование наосновании таких правовых актов какФедеральныйзаконот 4 мая 2011 г.

N 99-ФЗ “О лицензированииотдельных видов деятельности”,Федеральныйзаконот 2 декабря 1990 г. N 395-1 “О банкахи банковской деятельности”, Федеральныйзаконот 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ “О рынкеценных бумаг” и др.

Лицензированиесуществует, прежде всего как формаконтроля за тем, чтобы на рынке появлялисьхозяйствующие субъекты, способныедействовать на профессиональной основе.Лицензирование направлено на предотвращениевозможного вреда от непрофессиональнойпредпринимательской деятельности.

Источник: https://studfile.net/preview/6704355/page:5/

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-40688.html

Защитник Права
Добавить комментарий