Конституция РФ закрепляет

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Конституция РФ закрепляет

12.12.2018

Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 года, став пятой конституцией в новейшей истории России с 1918 года.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Конституция 1993 года существенно отличается от своих предшественниц по многим историческим и правовым характеристикам.

Прежде всего, это объясняется тем, что ее проект составлялся, уточнялся и совершенствовался в течение трёх лет. Ни одна из предшествующих российских конституций не «рождалась» так долго.

Никогда ранее не тратилось столько усилий, чтобы сделать конституционные положения более совершенными по форме и доступными по содержанию.

Работа над проектом действующей Конституции началась в 1990 году, когда была учреждена Конституционная комиссия Съезда народных депутатов России, объединившая ведущих политиков, общественных деятелей, ученых нашей страны.

Конституционную комиссию возглавил первый всенародно избранный Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин. Ее ответственным секретарем был Олег Германович Румянцев.

В состав ее рабочей группы входили не только депутаты, но и многие известные ученые России.

Конституционная комиссия выработала общие принципы конституционного строительства Российской Федерации как суверенного и независимого государства, развивающегося в новых исторических и правовых условиях, определила структуру Конституции, названия и содержание её основных разделов и глав, последовательность изложения нормативного материала, сформулировала ряд важнейших правовых решений, создавших «несущую конструкцию» будущего главного закона России.

Работа Комиссии проходила публично, открыто, с привлечением широкого круга экспертов международных организаций (в частности, Венецианской комиссии Совета Европы) и зарубежных государств, в том числе Франции, Германии, США, Великобритании, Италии.

Итоги работы Конституционной комиссии – проекты Конституции и законодательных актов, переписка, стенограммы многочисленных заседаний и совещаний, экспертные оценки и заключения опубликованы в десятитомном издании под общим наименованием «Из истории создания Конституции Российской Федерации.

Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы 1990-1993 гг».

На завершающем этапе конституционной реформы работу над текстом Конституции продолжило Конституционное совещание, созванное Президентом Российской Федерации в мае 1993 года. Перед ним была поставлена задача согласования проекта Конституционной комиссии и президентского проекта Конституции.

Работу над новой Конституцией осложнило жесткое противостояние Съезда народных депутатов и Президента РФ, апогеем которого стали драматические события октября 1993 года. Съезд народных депутатов и Верховный Совет Российской Федерации были распущены, что позволило отвести угрозу гражданской войны.

К середине ноября 1993 года Конституционное совещание завершило работу над текстом Конституции, который не только вобрал в себя лучшие правовые решения двух проектов – Конституционной комиссии и Президента, но и существенно обогатил их содержание. История его создания отражена в 18-томном собрании «Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. 29 апреля – 10 ноября 1993 г».

Подготовленный Конституционным совещанием проект Конституции был опубликован в средствах массовой информации и вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 года. Получив большинство избирателей, Конституция вступила в силу 25 декабря того же года.

Перед ней были поставлены цели утвердить права и свободы, гражданский мир и согласие, сохранить исторически сложившееся государственное единство, укрепить незыблемость его демократической основы, обеспечить благополучие и процветание России (преамбула).

Ключевые координаты реализации этих целей закреплены в главе 1 Конституции, озаглавленной «Основы конституционного строя». Положения этой главы имеют высшую юридическую силу. Иные конституционные нормы не могут им противоречить (часть вторая статьи 116).

Закрепление в первой главе Конституции высших конституционных ценностей и норм позволило решить несколько задач.

Во-первых, оно защищает незыблемость положений первой главы о суверенитете и единстве Российской Федерации, о конституционной ценности прав и свобод личности, об основных началах ее организации, как демократического, федеративного, правового, социального и светского государства с республиканской формой правления.

Во-вторых, оно придает качество системности указанным конституционным ценностям и началам, связывая их в единую конституционную материю, что обогащает их содержание.

В-третьих, оно определяет вектор не только возможного изменения, но и толкования и правоприменения положений, закрепленных в других главах Конституции РФ.

Такое влияние хорошо прослеживается в формулировке статьи 18, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, что «они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

В-четвертых, оно обусловливает большую стабильность конституционному регулированию в целом. Пересмотр первой главы Конституции может быть осуществлен только с принятием новой Конституции (статья 135 Конституции РФ).

При вступлении в должность президент Российской Федерации приносит присягу народу на экземпляре Конституции Российской Федерации. Текст присяги закреплен статьей 82 Конституции.

Переплет специального экземпляра Конституции сделан из тончайшей кожи (варана) красного цвета, на обложке – накладной серебряный герб России и тисненная золотом надпись «Конституция России».

Официальное описание этого атрибута никогда не утверждалось.

В Конституции РФ нет иноязычных выражений типа «спикер», «парламент», «сенаторы», «импичмент».

Вместо известной во всем мире триады – «каждый имеет право свободно искать, получать и распространять информацию любым законным способом» в Конституции РФ используется формулировка «…искать, получать, передавать, производить и распространять информацию…».

С 1994 года указами президента России «О Дне Конституции Российской Федерации» и «О нерабочем дне 12 декабря» день 12 декабря был объявлен государственным праздником.

Государственная Дума Российской Федерации 24 декабря 2004 года приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, которые изменили праздничный календарь России.

С 2005 года 12 декабря более не является в России выходным днем, а День Конституции 12 декабря причислен к памятным датам России

Конституция Российской Федерации исполнила поставленные перед ней конституционно-правовые задачи, обеспечив смену общественно-экономической формации, сохранив единство государства, создав условия для полноценного развития и открытости миру уникального социально-экономического, интеллектуального и духовного потенциала России.

Прокуратура Нижневартовского района                 

Возврат к списку

Источник: http://www.prokhmao.ru/legal-advice/71290/

5.4 Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ

Конституция РФ закрепляет

урок:  

Лекция:  

Конституция РФ

Конституция РФ – это основной закон нашего государства, обладающий высшей юридической силой, принятый всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя и государственного устройства РФ, гарантирует права и свободы человека и гражданина. Это документ особой важности, каждый гражданин должен познакомиться с его содержанием для того, чтобы:

  • знать свои права и обязанности;
  • иметь представление об органах государственной власти (Президенте, Федеральном Собрании, Правительстве) и органах МСУ (местного самоуправления), их полномочиях;
  • знать, как устроено наше государство, какое оно по форме правления, форме государственного устройства и политическому режиму. 

Конституция состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав:

  1. Основы конституционного строя
  2. Права и свободы человека и гражданина
  3. Федеральное устройство
  4. Президент
  5. Федеральное собрание
  6. Правительство
  7. Судебная власть
  8. Местное самоуправление
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Второй раздел содержит заключительные и переходные положения. Всего в Конституции 137 статей. Их знание пригодится вам как в жизни, так и для сдачи ЕГЭ по обществознанию, особенно для решения задания 16.

Основы конституционного строя РФ

Основы конституционного строя РФ составляют первичную нормативную базу для всех правовых актов. К основным принципам конституционного строя РФ относятся:

  • Народовластие (прямая и представительная демократия)
  • Приоритет прав и свобод человека и гражданина
  • Верховенство закона
  • Федерализм
  • Суверенитет государства
  • Социальный характер государства
  • Светский характер государства
  • Республиканская форма правления
  • Политический плюрализм
  • Многообразие форм собственности

Основы конституционного строя изложены в главе I Конституции РФ и конкретизируются в других её главах. Коротко охарактеризуем статьи главы I Конституции РФ:

  • Статья 1 провозглашает нашу Родину демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Из данной информации мы можем извлечь то, что политический режим в РФ – демократический, форма государственного устройства – федерация, форма правления – республика. Чтобы вспомнить характеристику этих форм обратитесь к теме «4.2 Государстве, его функции»
  • Статья 2 посвящена человеку и гражданину, она закрепляет обязанность государства соблюдать и защищать наши права и свободы.
  • Статья 3провозглашает многонациональный народ России суверенным и единственным источником власти. Это означает то, что органы власти формируется народом. Как? Путём выборов. Кроме того, человек может обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, воздействовать на принимаемые ими политические решения в целях защиты своих интересов.
  • Статья 4закрепляет суверенитет территории РФ. Вспомните, это один из признаков любого государства, означающий независимость в решении внутренних и внешних вопросов. Данная статья объявляет верховенство Конституции и Федеральных законов для обеспечения целостности территории РФ.
  • Статья 5 конкретизирует федеративное устройство России и объявляет республики, края, области, города федерального значения и другие субъекты равноправными.
  • Статья 6 закрепляет основы гражданства, приобретаемое и прекращаемое на законных основаниях.
  • Статья 7 характеризует Россию как социальное государство. Это означает то, что политика должна быть направлена на благоустройство граждан, обеспечение их достойной жизни.
  • Статья 8 закрепляет основы рыночной экономики: свободу предпринимательства, конкуренции, разнообразие форм собственности и т.д.
  • Статья 9 посвящена охране земли и природных богатств.
  • Статья 10 закрепляет ещё один важный признак демократического государства – разделение властей на три самостоятельные ветви (законодательную, исполнительную и судебную).
  • Статья 11 регламентирует то, что государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, судами РФ и соответствующими органами, образуемыми в субъектах. Данная статья закрепляет принцип федерализма – двухуровневую систему государственных органов. Вспомните, первый уровень – федеральные органы, второй уровень – органы субъектов РФ.
  • Статья 12признает и гарантирует местное самоуправление (МСУ). Органы МСУ обладают самостоятельностью в пределах своих полномочий и не входят в систему органов государственной власти. Статья 133 Конституции закрепляет гарантии обеспечения деятельности органов МСУ. Во – первых, это право на судебную защиту, к примеру, граждане, проживающие на территории муниципалитета или сами органы МСУ могут обращаться в суд с требованием признания акта государственного органа власти недействительным, если последний ущемляет законные интересы граждан муниципалитета. Во – вторых, право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате исполнения решений, возложенных органами государственной власти. Несмотря на свою самостоятельность органы МСУ должны выполнять решения органов государственной власти (например, постановление Правительства об установке счётчиков на воду). Поэтому, затраты органов МСУ, связанные с исполнением этих решений компенсируются за счёт федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. В – третьих, запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Это означает то, что органы государственной власти не могут рассматривать и решать вопросы, отнесённые к ведению органов МСУ (владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью – жилищным и нежилым фондом; утверждение и исполнение местного бюджета; содержание инфраструктуры – газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канализации и прочие вопросы).
  • Статья 13провозглашает идеологическое многообразие, поэтому в РФ не может устанавливаться единая идеология. 
  • Статья 14 характеризует нашу страну как светское государство. В РФ как не может быть единой идеологии, так и религии единой быть не может. Закрепляется свобода совести и вероисповедания. Религиозные объединения отделены от государства. То есть государство не вмешивается в религиозную сферу само и не привлекает религиозные объединения к реализации государственных функций. Но это не значит, что два важных социальных института: государство и религия, не взаимодействуют. Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, оказывает им финансовую помощь, обеспечивает преподавание дисциплин религиозного характера. А религиозные учреждения помогают государству в решении общественных задач, к примеру, воспитание молодого поколения в духе толерантности, борьба с терроризмом и т.д.
  • Статья 15 провозглашает высшую юридическую силу Конституции на территории РФ, её прямое действие.
  • Статья 16 закрепляет неизменность основ конституционного строя, кроме как в случаях, предусмотренных самой Конституцией в главе 9. 

Правовой статус человека и гражданина

Конституция РФ в статье 2 закрепила статус человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». И в ней же закрепила обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека.

Глава II Конституции РФ закрепляет права и свободы человека и гражданина, принадлежащие ему от рождения.

 
Рассмотрим классификацию прав и свобод, которые составляют правовой статус человека и гражданина РФ:  

  • Личные (гражданские) права и свободы являются прирожденными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной или религиозной принадлежности, социального положения. К ним относятся: право на жизнь, право на имя, неприкосновенность личности, свобода передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища, запрет принудительного труда, тайна переписки, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания.
  • Политические права и свободы тесно связаны с принадлежностью лица к данному государству, то есть с гражданством и определяют участие граждан в общественной и политической жизни страны. К ним относятся: равенство всех перед законом, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода союзов, право обращаться в органы государственной власти и МСУ с предложениями, жалобами, заявлениями.
  • Социально – экономические права и свободы – это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. К ним относятся: право на труд, право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.
  • Культурные права и свободы обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся: право на образование, свобода творчества, свобода преподавания, право получения образования на родном языке и др.
  • Экологические права и свободы: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. 

Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина. Конституционными гарантиями прав и свобод человека и гражданина являются:

  • Государственная защита прав и свобод. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина РФ. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан о нарушении прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ и принимает меры по их восстановлению.
  • Право на самозащиту. Согласно ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Данное право граждане могут реализовать, обратившись в суд с иском либо заявлением и жалобой в компетентный орган или должностному лицу, либо самостоятельно своими действиями.
  • Судебная защита прав и свобод.
  • Право на международную защиту. Согласно статье 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека) в том случае, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
  • Квалифицированная юридическая помощь адвоката, нотариуса, юридического бюро.
  • Возмещение государством вреда, причинённого незаконными деяниями органов государственной власти или должностными лицами.

Правовой статус человека и гражданина состоит не только из прав и свобод, но и обязанностей. Обязанности – это действия, возложенные на человека и гражданина, требующие безусловного выполнения.
Конституционными обязанностями являются:

  • Соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15)
  • Уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17)
  • Обязанность родителей заботиться о детях и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ)
  • Обязанность каждого гражданина получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ)
  • Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ)
  • Платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ)
  • Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ)
  • Защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ).

Дополнительные материалы к уроку:

Источник: https://cknow.ru/knowbase/619-54-konstituciya-rf-osnovy-konstitucionnogo-stroya-rf.html

Что нужно знать каждому об основном законе страны?

Конституция РФ закрепляет

Что такое Конституция?

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации.

Документ обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и процедуры пересмотра Конституции.

Когда была принята Конституция?

Действующая редакцияКонституции была принята народом России 12 декабря 1993 года, путемвсенародного ания. В этот же день состоялись первые в современнойистории выборы в Государственную Думу. 

За принятие Конституции проало 58,43 %. 

Когда Конституция вступила в силу? 

Она начала действовать со дня опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

Из чего состоит Конституция? 

Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. 

В преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Кто может инициировать внесение изменений в Конституцию?

Инициировать изменение Конституции могут только Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные органы регионов и группа не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. 

Как могут вноситься изменения в Конституцию? 

Изменения Конституции, кроме отдельных глав, оформляются в виде федерального конституционного закона, принимаемого Государственной Думой и Советом Федерации, и одобренного законодательными органами не менее двух третей регионов Российской Федерации. 

Главы, касающиеся основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, а также порядка пересмотра Конституции, изменяются только по решению Конституционного собрания, которое созывается в случае если предложение об изменении поддержано тремя пятыми членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционное собрание может само принять новый текст Конституции либо может вынести этот вопрос на всенародное ание. 

Наиболее важными изменениями Конституции можно назвать увеличение срока полномочий Президента с 4 до 6 лет (решение было принято 30 декабря 2008 года). В этот же день был продлен срок полномочий депутатов Государственной Думы с 4 до 5 лет. Кроме того, поправки предусматривали ежегодный отчет Правительства перед Государственной Думой. 

21 марта 2014 годы был изменен состав Российской Федерации: 84 и 85 субъектами Федерации стали Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

В этом же году были объединены Арбитражный и Верховный суды: Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, были переданы в юрисдикцию Верховного Суда РФ.

Какие вопросы, согласно Конституции, относятся к ведению Государственной Думы?

  • Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; 
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; 
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; 
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Галерея карточек 

С некоторыми из положений основ конституционного строявы можете ознакомиться на наших карточках

Источник: http://duma.gov.ru/news/29021/

Раздел первый. Основные положения

Конституция РФ закрепляет

Статья 1

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель
А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Ц  Ч  Я

Конституция | Оптичeская копия | Гocударственные симвoлы | Пoстановления КС | Пoстановление ВC

Источник: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm

Конституция России имеет приоритет по отношению к международному праву

Конституция РФ закрепляет

Андрей Клишас.  ПГ / Юрий Паршинцев

Положения Конституции России не нуждаются в пересмотре — действующий Основной закон страны не препятствует правовому развитию нашего государства.

Такой точки зрения придерживается председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, который в преддверии Дня Конституции, 12 декабря, дал интервью «Парламентской газете».

 – Андрей Александрович, сегодня одна из тем, которая регулярно возникает на медийном поле, — Конституция РФ нуждается в изменении. На ваш взгляд, есть в этом необходимость?

 – Я не являюсь сторонником изменения Конституции. Убеждён, что закреплённые в ней ценности и принципы подтвердили устойчивость, преемственность основ демократического порядка России. А текст Конституции не препятствует правовому развитию и эволюции толкования Основного закона.

Однако попытки создания условий для пересмотра конституционных положений предпринимаются, в частности Европейским судом по правам человека.

Так, в одном из его решений предлагалось разрешить вопрос о предоставлении права осуждённым заключённым на участие в ании путём «некой формы политического процесса».

По существу нам предлагалось отменить запрет, установленный Конституцией (не имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. – Прим. ПГ), или истолковать данную норму Конституционным судом таким образом, чтобы этот запрет преодолеть.\

Проблема заключается не в противоречии норм международного права Конституции, а в их истолковании, которое даётся, в частности, Европейским судом по правам человека.

Закон о Конституционном суде закрепляет специальную процедуру, которая позволяет обеспечить соблюдение Конституции РФ, особенно в вопросах защиты прав и свобод граждан в случаях, когда толкование ЕСПЧ Европейской конвенции о защите прав человека противоречит Конституции РФ. Нормы международного права не обладают приоритетом перед Конституцией России.

Внесение поправок в Конституцию РФ не требуется.

 – Что отвечаете критикам Конституции, которые говорят, что она подразумевает верховенство международного права над Основным законом страны?

– Часть 1 статьи 15 Конституции РФ закрепляет её высшую юридическую силу, прямое действие. При этом законы не должны противоречить Конституции РФ. Часть 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает приоритет норм международного договора над законом.

Проблема заключается не в противоречии норм международного права Конституции, а в их истолковании, которое даётся, в частности, Европейским судом по правам человека.

При возникновении таких противоречий Конституционный суд в рамках специальной процедуры, о которой мы говорили ранее, рассматривает вопрос о возможности исполнения решений ЕСПЧ.

Следует отметить, что нормы международного права становятся составной частью российской правовой системы на основании федерального закон о ратификации. Поэтому в системе источников российского права они обладают такой же юридической силой, как и федеральные законы.

– В России действует усложнённый механизм пересмотра отдельных конституционных положений. Стоит ли его упрощать?

– Не думаю, так как такой механизм позволяет обеспечить стабильность Конституции. А, как показывает опыт зарубежных государств, задачи социально-экономического и политического развития могут быть решены без пересмотра Основного закона.

-В Госдуму депутатом от КПРФ Владимиром Бортко внесён законопроект о конституционном собрании. Нужен ли такой закон в принципе и почему, на ваш взгляд, он внесён сейчас?

– Принятие такого федерального конституционного закона в условиях, когда отсутствует общественный запрос на пересмотр Конституции РФ, не представляется необходимым.

Замечу, что с 1997 года это уже седьмая попытка внести в Госдуму такой законопроект — каждый раз он либо отклонялся, либо отзывался инициаторами.

И пока никаких дополнительных и новых аргументов, обосновывающих необходимость принятия законопроекта, не появилось.

Считаю, что внесённый законопроект неактуален.

– В сравнении с другими странами много ли у нас происходит «точечных» изменений в Конституцию?

– Поправки в Конституцию РФ принимались четыре раза (первая касалась увеличения сроков полномочий президента и Госдумы, вторая установила обязанность Правительства предоставлять ежегодный отчёт в Госдуме о своей работе, третья позволила объединить Высший арбитражный и Верховный суды России, четвёртая создала условия для появления 17 мест в Совете Федерации, на которые сенаторы могут назначаться не региональными властями, а главой государства (так называемой «президентской квоты»). — Прим. ПГ). 

Конституция РФ остаётся стабильным и живым документом благодаря решениям Конституционного суда, его правовым позициям.

При этом следует отметить, что, помимо этого, вносились изменения в часть 1 статьи 65 Конституции на основании федерального конституционного закона об образовании в составе России нового субъекта Федерации — это касалось как объединения регионов, так и воссоединения Крыма с Россией.

– Четыре поправки — крайне мало по сравнению, например, со странами Европы. В Германии за последние 60 лет в основной закон было внесено столько поправок, что он вырос в объёме в три раза.

Незначительное количество изменений в Конституцию РФ по сравнению с другими странами обусловлено усложнённым механизмом внесения поправок?

– Стабильность Конституции зависит не только от количества внесённых поправок, но и от возможности её толкования. Такое толкование позволяет обеспечить баланс между стабильностью конституционных положений и общественным запросом. Сейчас такой баланс найден.

Конституция РФ остаётся стабильным и живым документом благодаря решениям Конституционного суда, его правовым позициям. О востребованности данного механизма свидетельствует рост числа обращений граждан в Конституционный суд.

 – Один из вопросов, предусмотренных Конституцией, — определение перечня лиц, которые обладают правом законодательной инициативы. На ваш взгляд, стоит ли расширять данный перечень, предоставив право законодательной инициативы не только Правительству, но и отдельным федеральным министерствам?

– Расширять перечень субъектов права законодательной инициативы, которых более 700, не нужно.

Правительство РФ при внесении законопроекта в парламент должно представлять единую согласованную позицию федеральных органов исполнительной власти.

– Надо ли делать День Конституции выходным днём, как это принято в некоторых странах за рубежом? Тем более что он был в нашей стране выходным днём до 2004 года. 

– День Конституции, конечно, – это знаменательный государственный праздник. Он отмечается в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Дании, Казахстане, Норвегии, США, Японии, в других странах.

В ноябре этого года депутаты внесли законопроект об установлении Дня Конституции выходным днём в России — сейчас инициатива находится на рассмотрении Госдумы.

И если такой закон будет принят депутатами, то мы его поддержим.

Источник: https://www.pnp.ru/politics/konstituciya-rossii-imeet-prioritet-po-otnosheniyu-k-mezhdunarodnomu-pravu.html

Защитник Права
Добавить комментарий