Компенсация за семейное образование

Семейное образование в Омске продолжат компенсировать лишь определенным категориям (полный текст) — KVnews.ru

Компенсация за семейное образование

На состоявшейся в Конгресс-холле Омской областной конференции «Семейное образование: многовековые традиции и ближайшие перспективы» обсудили последние изменения регионального законодательства в образовании.

Не эффективное обучение, а укрепление семьи

Напомним, 29 ноября депутаты Заксобрания региона внесли поправки в региональный закон «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области», согласно которым с 1 сентября 2019 года изменится методика предоставления денежной компенсации родителям, избравшим для своих детей форму семейного образования. Компенсация перестанет быть государственной гарантией и перейдет в статус мер социальной поддержки.

На декабрь 2018 года по форме семейного образования в Омской области обучались 1283 ребенка. Из них 90 процентов – 1157 учащихся – проживают в Омске, лишь 10 процентов в области. Средний размер компенсации с 1 по 4 класс составляет 73 тыс.

рублей в год, с 5 по 9 класс – 94 тыс. рублей, с 10 по 11 класс – 113,6 тыс. рублей в год на одного ребенка. При условии, что он успешно пройдет итоговую аттестацию. Семейное образование должно проводиться вне образовательных учреждений, т.е.

не предполагает обучение ребенка в частных школах.

Перед началом конференции председатель Омской областной общественной организации «Сибирские многодетные семьи» Марина КАРАБАЕВА заметила, что одной из целей мероприятия является информирование общества, что такое семейное образование, чтобы избежать появления мифов об этой форме обучения и негативного отношения к ней. Она рассказала, что они с еще одной многодетной мамой Светланой АКОПАШВИЛИ забрали детей на семейное обучение три года назад и сейчас объединились и обучают их совместно. «Если бы мы просто хотели эффективного обучения, то просто нашли частную школу. Основная цель для нас – семейные взаимоотношения, потому что такое обучение предполагает установление более доверительных отношений между родителями и детьми и укрепление семьи. В нашем объединении это ставится во главу угла», – пояснила она.

В свою очередь Светлана АКОПАШВИЛИ рассказала об истории семейного образования в России, напомнила, что оно практиковалось еще в древней Руси и продолжалось вплоть до 1917 года, когда было упразднено.

С начала 90-х годов 20 века началось возрождение этой формы обучения: в 1992 году приняли закон о семейном образовании, который давал детям и родителям возможность выбирать способ получения образования.

Закон также предусматривал федеральную финансовую поддержку – выплату компенсации в размере норматива финансирования обучения ребенка в школе.

В 2004 году в связи с перераспределением полномочий между федеральным центром и регионами решение вопроса о финансовой поддержке семейного образования переложили на регионы. В итоге лишь некоторые области сохранили выплату компенсации, среди них и Омская.

О корнях тотальной безграмотности

Выступающие на конференции активно доказывали преимущества семейного образования, которые в основном базируются на недостатках традиционного школьного обучения.

«Современная школа возникла в эпоху индустриализма и была призвана ликвидировать безграмотность будущих рабочих. Общество сейчас радикальным образом изменилось, но школа продолжает работать, как в начале 20 века, где существует классно-поурочная система.

Она себя изжила и устарела.

Родители все чаще выбирают семейное образование, чтобы обеспечить своим детям индивидуальный подход и творческие методы обучения, – рассказала Светлана АКОПАШВИЛИ, но сразу же добавила: – При этом семейное образование никогда не заменит школу полностью.

Да и не всем детям оно подходит. Однако те, кто убедились в его преимуществах, уже вряд ли смогут отказаться от такой формы. Это здоровая альтернатива, не противопоставленная школе, а взаимодействующая с ней и помогающая и школе развиваться и находить новые формы обучения».

Директор центра развития интеллекта детей «Озарение» и многодетный отец Андрей ГРИГОРЬЕВ заметил, что сегодня школа не учит детей главному – учиться. Вместо выступления он продемонстрировал видеоролик про недостатки общеобразовательной школы, где, в частности, указывалось на низкое качество современных учебников, отсутствие логики при подаче материала.

Основной акцент авторы фильма сделали на тотальной безграмотности школьников, связывая ее с тем, что детей учат писать так, как они слышат, а это не соответствует принципам правописания в русском языке.

«Сегодня все особенности неграмотного письма принято считать за логопедические ошибки, а ребенка, который их допускает, отравляют к логопеду на коррекционные занятия, но до конца 80-х годов никто не слышал о логопедах. В школах они не работали, дети и без них успешно осваивали грамоту.

Ситуация изменилась после того, как начальная школа перешла на новую программу по русскому языку, которая обучает писать детей так, как они слышат. При этом горе-методисты стали грамотно переводить стрелки: по их словам, причина тотальной безграмотности в недостаточном фонематическом слухе у детей», – говорилось в фильме.

Существование у каждого второго омского школьника проблемы неграмотного письма подтвердила и руководитель школы скорочтения Анастасия СВЕТЛОВА, которая обучает двоих из трех своих детей на семейном образовании.

А в школах – Интернет и буллинг с моббингом

Приглашенный в качестве эксперта профессор кафедры философии ОмГПУ, доктор философских наук Виктор НИКОЛИН представил более обобщенно претензии к современному образованию:

— Третья технологическая революция была связана с планом электрификации. Четвертая технологическая революция состоит в том, что происходит переход к знаниям-кто. Советская школа строилась на двух видах знания – знание-что – это наука, знание-как – это технологии. Знание-кто – это саморазвитие человека.

Современная российская школа построена только на одном типе знания – знании-что. Произошла мощная деградация качества образования. Сейчас благодаря Интернету создается символический тип личности. Она не имеет ядра, а развивается только в условиях коммуникаций.

Эти условия специально созданы для того, чтобы выкачивать мозги из стран, которые только начинают развиваться.

Если у нас не произойдет качественного прорыва в образовании, мы будем получать символическую личность, которая очень хорошо представлена в форме игроманов. Это человек, который не в состоянии сформировать себя, не в состоянии развиваться, он как паразит присасывается к ресурсам Интернета, он не самостоятелен.

Качественный скачок происходит только тогда, когда возникает знание-кто для индивидуальной личности. А она творит в изоляции. Это принципиально разные типы личности. Ключевым моментом воспитания является социализация будущего. Она построена на семье и патриотизме.

Общество знания нового типа может быть построено только патриотами, которые любят свою страну, свою семью.

Говорить, что ребенку необходимо проходить ту ужасную социализацию, которая есть в обычной школе, где и наркомания, и, в частности, информационная наркомания… Главным врагом общеобразовательной школы сейчас является Интернет, а не альтернативные формы образования. И для того, чтобы спасти Россию, необходимо объединять все формы образования.

При этом Виктор НИКОЛИН подчеркнул, что обучать на семейном образовании нужно далеко не всех, а только 20 процентов детей.«Это не может быть массовым образованием, это не для всех», – заметил он.

Об экономической выгоде государству от наличия семейного образования говорила Олеся ГРИГОРЬЕВА, глава Ассоциации по защите интересов семьи, детства, отцовства и материнства. Она заметила, что такая форма уменьшает количество детей в общеобразовательных школах, а следовательно, уменьшает потребность в строительстве новых.

Почему родители забирают детей на семейное обучение, рассказала психолог Оксана КАЛАЧУК.

Она выделила семь факторов: неприятие школьного обучения самими родителями, исходя из собственного опыта, унижение детей – буллинг (психологическая травля), моббинг (травля коллективом), физическое и психологическое здоровье ребенка, когда школа не справляется с обучением, малышам ставят диагноз «необучаем», религиозные воззрения родителей, опережающее развитие ребенка или, наоборот, отставание и проблемы с состыковкой с дополнительным образованием ребенка.

Компенсации останутся, но не всем

Одними из последних предложили высказаться представителям министерства образования.

Первый заместитель министра образования Омской области Лариса УСТИНОВА, отвечая на царящую в атмосфере мероприятия напряженность, подчеркнула, что право на семейное образование абсолютно законно и отменять его никто не собирается.

Как не собирается отменять компенсации на семейное образование. Однако теперь получать их будут не все, кто изъявит желание учить своего ребенка самостоятельно, а лишь несколько категорий семей, которым такое образование необходимо по тем или иным причинам.

– До 1 сентября 2019 года право на выплату компенсаций будет предоставляться посредством закона о регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области, а с 1 сентября – по Кодексу о социальной защите отдельных категорий граждан.

Наша задача -урегулировать процесс поддержки родителей на законных основаниях, а не отменить эту меру поддержки. Это неправильно, когда в нормативах финансирования школ предусматривается компенсация родителям, которые обучают детей вне образовательных организаций.

Фактически эта мера поддержки должна быть урегулирована специальным законом, который действует на территории Омской области. Это Кодекс о социальной защите отдельных категорий граждан. В нем сконцентрированы все меры социальной поддержки по различным основаниям.

С 1 сентября начнет действовать кодекс, и родители не потеряют право на получение компенсации, – пояснила Лариса УСТИНОВА.

Она подчеркнула:

– Кому-то показано обучение в школе, кому-то – на дому. Это индивидуальные особенности каждого ребенка. Обобщать, что в школе плохо, а на семейном образовании хорошо, наверное, неправильно. Есть проблемы и в школе, есть и в семейном образовании.

Первый замминистра образования напомнила поборникам семейного образования о существующих преференциях, в частности, что выбравшие такую форму обучения имеют право на бесплатное обеспечение библиотечными ресурсами, лабораторным и другим оборудованием школы. Также дети-семейники имеют право участвовать в мероприятиях школы, в том числе в олимпиадах.

Она заметила, что закон предусматривает право сочетать разные формы образования, в частности, ребенок, получающий основное образование в семье, может часть уроков посещать в школе. Соответственно, компенсация будет пропорционально уменьшена.

Разработка закона будет завершена в первом квартале 2019 года, во втором его будут обсуждать, анализировать, в том числе с участием родителей, а в третьем он будет утверждаться Заксобранием.

Лариса УСТИНОВА пригласила участников конференции к диалогу, в ходе которого будет утверждаться окончательный перечень категорий семей, детей, имеющих право на компенсацию за семейное обучение.

Сейчас министерство образования выделяет следующие категории: многодетные родители, семьи с низким уровнем дохода (не превышает 1,5 прожиточных минимума), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями (участники конкурсов, спортивных соревнований), которым нужен особый режим, и дети, проживающие в сельской местности и находящиеся «на подвозе» до школы.

«Жалеть» или «поддерживать»

Виктор НИКОЛИН после выступления представителя министерства образования выступил более эмоционально, чем в первый раз: «Вы нас не слышите! Ваша позиция – просто кошмарить родителей.

Я откажусь от того, что вы будете меня «жалеть». Я имею право на бесплатное образование! Мы хотим четко знать, сколько будет платиться, за что.

Я многодетный, но я откажусь от ваших денег, потому что меня это унижает!».

— Я бы не употребляла такие выражения, как «пожалеть», – ответила Лариса УСТИНОВА. – Речь идет о поддержке для реализации законного права. Если необходима поддержка, значит, заявитель имеет право за ней обратиться. Она направляется на приобретение учебников, иных ресурсов, необходимых для ребенка. Дело не в жалости. Мы открыты к диалогу. Готовы услышать ваши предложения.

После конференции, общаясь со СМИ, она пояснила:

–  Мы решаем вопрос не об отмене этой меры, а об урегулировании.

Поскольку получение семейного образования – это образование вне школы, вне образовательной организации, то с точки зрения бюджетного законодательства нахождение этой компенсации внутри нормативов школ – это неправильно.

В этой связи оказание этой меры поддержки требует дополнительного правового регулирования отдельным законом. Только пять регионов РФ осуществляют эту меру поддержки. И отменять ее мы не планируем. Мы планируем сделать ее правильной, адресной, соответствующей законодательству.

На данный момент оценить, сколько семей в регионе продолжат получать компенсацию за семейное обучение исходя из новых правил, представители министерства образования сказать затрудняются. Тем более что список категорий, которым будут положены выплаты, пока остается открытым.

Ранее репортаж полностью был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 23 января 2019 года

Источник: http://kvnews.ru/news-feed/107316

Семейное образование: за и против

Компенсация за семейное образование

Отказаться от общеобразовательной школыи остаться на семейном обучении? Страшно или интересно? Мы пообщались састраханкой Мариной Гурьевой и нам показалось это страшно интересным, поэтомувторая часть материала – это психолога Елены Лавровой.

Марина, расскажите для начала, сколькоу вас детей, кто из них учится или учился в обычной школе, а кто на домашнемобучении, в каком классе?

Трое детей, старшая — дочь училась вшколе, средний сын на домашнем с первого класса, сейчас он во втором.

Как вы решились перейти на семейное обучениеи самое главное — почему?

Решиться было несложно. Мнойосновательно изучена эта тема, к тому же по образованию я педагог. Причинавыбора «семейного обучения»  —использование методик, благодаря которым обучение проходит в удовольствие, смаксимальным настроем, в удобное для ребенка время.

С максимально свободнымвременем для его любимых занятий и поиска новых увлечений. В нашей семье сильножелание вырастить детей с четким пониманием их личных предпочтений, в том числеи в будущей профессиональной деятельности. Научить детей не бояться ошибок.

Необращать внимание на оценочное субъективное суждение.

Как готовились к этому? Что изучали,чей опыт перенимали?

Подготовки особой не было. Самое сложное —  решиться, не взирая на непонимание со стороны.В интернете достаточно информации на эту тему. Много вариантов — выбирай, какойболее приемлем твоему ребенку.

Было немного волнительно,  у многих ли всегда четкая уверенность в  правильности принятия серьезных решений?Внезапно могут появиться разные ситуации, которые могут нарушить наши планы.

Можно долго представлять, как это, но узнать можно, лишь попробовав. Мыпопробовали и пока не пожалели.

Расскажите, пожалуйста, как официальнопроходит эта процедура? Что надо сделать, чтобы перевести ребёнка на домашнееобучение? Есть ли какая-то компенсация социальная, материальная родителям зато, что они будут сами учить своего ребёнка? Нужно ли для этого педагогическоеобразование?

В Министерство образования пишетсязаявление о переводе ребенка на СО. В министерстве бесплатно консультируют поинтересующим вопросам. Компенсации нет, если и есть, то добиться ее не оченьпросто. Образование не важно.

Как проходят ваши занятия дома? В какоевремя? Как организуете и распределяете время, отдых, нагрузку? Как формируетерасписание и опираетесь ли на классическую школьную программу?

Занятия проходят в разное время, взависимости от готовности ученика.

Устные — по дороге на занятия, втечение дня. Нагрузка распределяется равномерно, если вижу, что пересталпонимать, начал отвлекаться — занятия прекращаю. Стараюсь не смешивать предметыв течение дня.

Если занимаемся математикой, то по возможности русский языкпереносим на другой день. Остальные предметы изучает в свободном режиме. Иногдас помощью аудиокниг, иногда с помощью научно-популярных фильмов. Многорассказываем в свободной манере. По запросу сына.

Допустим, если сынинтересуется физическим явлением — муж объясняет и показывает на примере. Дляхимических экспериментов используем набор с реагентами. Четкой привязки кпрограмме нет, но контролирую знания, которыми нужно овладеть к окончаниюкласса.

По поводу средней школы пока нет четкого плана. Если на тот моментрешим обучать дальше дома, тогда и задумаемся о методах.

Если с начальными предметами родителямещё легко справиться, то как быть с курсом средней школы, вы будете приглашатьпедагогов на дом?

Категоричного настроя против школы нет.Могу вполне допустить, что при желании сын пойдет в обычную среднюю школу.Помимо домашнего обучения, сын посещает коллективные занятия в центре детскоготехнического творчества, изучает иностранный язык на групповых занятиях.

Один из главных аргументов сторонниковобщеобразовательной школы – а как же социализация? Что вы можете им ответить?

При сдаче аттестаций, ГИА, ЕГЭ ребенокполучает диплом о школьном образовании и имеет возможность поступить в ВУЗ.

Скаждым годом появляется все больше компаний, при поступлении на работу вкоторые, смотрят, прежде всего, на знания и способности, где дипломы нетребуются совсем.

В основном крупные, зарубежные IT-компании, но думаю, не загорами время, когда и в России будут цениться профессионалы, любящие дело,которым они занимаются, а не просто владельцы дипломов.

Мнениепедагога-психолога Елены Лавровой

Я не раз встречала в соцсетях радостныепубликации родителей о том, что они, наконец-то, перевели своего ребенка надомашнее  обучение, освободив его, тем самым, от требований и влиянияпрофдеформированных, по их мнению, учителей, а также от изучения ненужных емупредметов.

Важно разобраться в возможных формахобучения российских школьников и понимать, что переход на домашнее обучениевозможен строго по медицинским или педагогическим показаниям черезпсихолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

За учебную программу, выбор книг иучителей при переводе на домашнее обучение всё так же отвечает школа, вконтингенте которой числится ребенок. В остальных случаях у родителей имеетсявозможность перевести ребёнка на семейное обучение (СО), прикрепив его к любойшколе для прохождения в срок положенных аттестаций.

Согласно статье 17 и статье 63Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации» ребенок может получить образование вне организаций, осуществляющихобразовательную деятельность.

Такая форма получения образования называется«семейное образование» или «самообразование», и ответственность за этот процессздесь уже несут только родители.

Таким образом, под домашним и семейным  подразумевают различные друг от друга формыобучения.

На мой взгляд, урок как жанр изжил себяуже давно, именно поэтому большинство детей не получают удовольствия отхождения в школу и не любят академические домашние задания, но считаю, чтосемейное обучение, как и работа в режиме home-office, подходит не всем взрослыми детям.

Многих родителей, рассматривающихперевод ребенка на СО, привлекает возможность упростить себе жизнь, освободивсебя от ранних подъемов, участия в родительских чатах, выполнения огромногоколичества порой бессмысленных домашних заданий.

При этом совсем упускается извиду, что получить положительный опыт от СО возможно только при уменииродителей составить правильный режим жизни всех членов семьи, а такжеделегировать ребенку ответственность за усвоение обязательной программы,приобретении знаний и развитии навыков, необходимых для его успешнойсамореализации в жизни.

Не каждому взрослому такое под силу: если у вас плохоразвиты  организаторские способности и выне готовы стать менеджером процесса развития и обучения ребенка (не путать с«учиться за него»),  невладеете ресурсами (энергетическими и, в том числе, финансовыми) дляорганизации полноценной среды не только для обучения, но и для социализацииребенка (СО не равно «сидеть дома»),  если вы сами не готовы к постоянному обучению, то не стоит менятьпривычный образ жизни семьи и ребенка, переводя его на СО.

 Также, если для вас важны оценки ребенка в качествеединственного показателя уровня его знаний, то, скорее всего, через время вызахотите вернуться к очной форме обучения в школе.

Больше всего родителей, рассматривающихСО, волнует вопрос социализации ребенка, так как укоренившееся еще с советскихвремен  мнение о том, что социализацияребенка возможна только в школьных условиях, бытует и по сей день.

Ещё 20-х годах XX века всемирноизвестный воспитатель и педагог, авторитет в вопросах школьного коллектива,А.С. Макаренко,  доказал, что тольковысокоразвитый коллектив способствует социализации личности.

Речь идет о такойгруппе детей, которую объединяют общие цели, имеющие общественно ценный смысл,и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Также А.С.

Макаренковыделил значимые признаки коллектива: наличие положительных традиций иувлекательных перспектив, атмосферы взаимопомощи, доброжелательности, доверия,сознательной дисциплины.

В большинстве общеобразовательных школ классныеколлективы, обращу ваше внимание, создаются искусственно, без учета интересовдетей, их интеллектуальных способностей и уровня умственного развития, опираясьлишь на их возраст.  Ко всему этому, удетей в школе не так много времени на то, чтобы взаимодействовать друг сдругом. О какой социализации может идти речь в условиях занятости детейурочными занятими до 5-6 часов в день и 55-ти минут перемен?!

К сожалению, в российском менталитетезаложено негативное отношение к умным людям, в нашем обществе всё еще постыднобыть умным.

Умственные способности ребенка, превосходящие данные егосверстников в классе, нередко выступают почвой для травли одаренного ребенка.

Именно этот фактор является одним из основополагающим при решении родителейперевести ребенка на СО с целью создать условия для более спокойного,комфортного вхождения ребенка в мир человеческих взаимоотношений.

Хочу предостеречь родителей, которыезадумываются о семейном обучении с целью «защитить ребенка от дурного влияния».СО не подразумевает изоляцию взрослеющего ребенка от общения со сверстниками.

Данные американских исследованийпоказывают, что дети, находящиеся на СО, успешнее устанавливают психологическийконтакт и социальные связи со взрослыми людьми, становятся ответственными всоциально-политическом плане гражданами и реже нарушают закон, чем выпускникигосударственных школ.

По мнению психолога Ларри Шаерса (Larry Shyers),изучавшего эту проблему, причина данного феномена заключается в том, что детина семейной форме обучения имеют в лице родителей более достойные образцы поведения,нежели их сверстники в школах.

Как известно, первичная социализация детейпроисходит именно в семье.

В целом, наиболее распространеннымиспособами социализации ребенка на СО выступают посещение кружков, секций,  клубов по интересам, музеев различных мастер-классов, квестов,праздников, игротек.

Сейчас для каждого ребенка можно найти подходящий вариант,что позволит заниматься любимым делом и одновременно общаться с товарищами поинтересам разного возраста, с незнакомыми взрослыми.

Отмечу, что при этомвнимание нужно уделять не только успехам ребенка в деле, которым он занимается,но еще и тому, улучшается ли его способность к общению, появились ли у негодрузья и знакомые.

СО позволяет детям увлеченно и синтересом получать необходимые во взрослой жизни и для будущей профессиизнания, навыки и умения через ту форму подачи материала, которая ему понятна иинтересна. Важно, чтобы ребенок получал удовольствие от учебы и понимал, чтоделать с полученными знаниями, о чем часто забывают сами учителя.

Для кого же подходит СО? На мой взгляд, тем семьям,  в которых взрослые думают на долгосрочную перспективу вперед и стремятся развить все способности ребёнка в полной мере, воспитав в нем счастливую личность.

Источник: https://prozhektor.info/society/semejnoe-obrazovanie-za-i-protiv/

Форум для родителей-практиков семейного образования

Компенсация за семейное образование

Название разделаТемыСообщенияПоследнее сообщение
1043Alinaanahata11 ноября 2019 19:49
41386Alinaanahata1 декабря 2017 20:53
1592184Муза19 ноября 2019 15:50
32454Alinaanahata18 февраля 2019 14:31
1011296Alinaanahata14 ноября 2019 22:56
12215Alinaanahata14 октября 2018 18:24
39373Miriahm22 января 2019 0:31
43528olgabouchirb8 августа 2019 22:19
556497Alinaanahata22 ноября 2019 20:37
217Alexey28 августа 2019 23:56
373486Alinaanahata29 июля 2019 20:52
2674Юлия25 июля 2019 16:21
251956System11 сентября 2016 16:15
61015Alinaanahata4 февраля 2019 14:55
155Alinaanahata26 октября 2017 16:27
14Familyeducation12 октября 2015 13:16
22Familyeducation5 мая 2012 16:39
3131Janny3 августа 2016 22:28

Здравствуйте, Guest

Familyeducation Администратор Откуда: Московская обл. СсылкаДата регистрации на форуме:25 нояб. 2008 Профиль | Сообщение отправлено: 24 ноября 2010 19:39Сообщение отредактировано: 18 сентября 2017 0:46 1. На форуме ведется обсуждение в деловом тоне именно темы семейного образования и именно практиками СО. 2. ФОРУМ ФУНКЦИОНИРУЕТ В ДВУХ РЕЖИМАХ: ОБЫЧНОМ И РЕЖИМЕ СТАТЕЙ.Правила открытия новой темы и участия в ней следующие.Каждый участник может открыть новую тему в любом разделе. Он называет тему, дает ее описание и присылает первый пост. После рассмотрения администратором форума тема открывается или отклоняется. В РЕЖИМЕ СТАТЕЙ каждый участник может написать не более двух постов, которые нельзя ни редактировать, ни удалять. Объем сообщения – не более половины страницы текста (900 знаков). После публикации 10 постов предварительное обсуждение заканчивается. Администратор вправе раньше закончить предварительное обсуждение темы.Затем пишется обобщающий текст – статья. Каждый участник может писать статьи, с учетом результатов предварительного обсуждения темы, и присылать их на форум. Статьи рассматриваются и будут опубликованы или отклонены.Далее, опубликованная статья открывается для обсуждения. Каждый участник может комментировать статью, но не более двух раз.По всем вопросам писать администратору. Для уточнения деталей можно прямо задать вопрос участнику обсуждения, используя опцию «Личные сообщения».Цифры 2, 10 и 2 могут меняться по решению администрации сайта.3. На форуме проявляется уважительное отношение к другим участникам. 4. Недопустима грубая лексика, коверкание языка. 5. Недопустимы оценки психологического состояния других участников, мнимые предположения об их состоянии, выяснение отношений исходя из личной неприязни.6. Недопустимы флейм, флуд.7. Оскорбления, неуважительное отношение в Личных сообщениях (ЛС) недопустимы. Если окажется, что оскорбления в ЛС были – пользователь изгоняется с форума.8. Не рекомендуется перепечатывать материалы (части материалов) с других сайтов. При использовании информации из стороннего источника объём скопированного текста не должен превышать половины от общего объёма текста вашей записи и обязательно сопровождаться активной ссылкой на первоисточник(и).9. Реклама продукции и коммерческих организаций не разрешена.10. Самореклама, пропаганда своих взглядов на не относящиеся к теме форума вопросы неуместна.11. Неоднозначные исторические и политические высказывания недопустимы.12. Администратор форума может закрыть тему, может удалить также пост целиком, если данный пост в какой-то его части нарушает правила форума. Администратор вправе удалить пост без объяснений, удалению поста всегда есть причина, значит, имело место несоблюдение правил форума. Администратор может перенести тему в другой раздел, он модерирует разделы и темы. 13. Участникам, систематически нарушающим правила форума, администраторами выносятся предупреждения. После пяти предупреждений участник будет заблокирован и не сможет больше участвовать в обсуждениях. * * *Кроме изложенных здесь правил, на форуме действуют неписаные правила, принятые в обществе.Дополнение 1. В интересах участников при описании конфликтных ситуаций не обязательно указывать свое подлинное имя и местоположение. Дополнение 2. Конфиденциальные сообщения можно посылать другим участникам, используя опцию “Личное сообщение” (ЛС). Они предназначены для конструктивного диалога между родителями по вопросам СО. Если в личных сообщениях проявляется неуважительное отношение к другим участникам, то это негативно влияет на отношения участников форума, неуважительное отношение и оскорбления в ЛС влекут соответствующие санкции (см. пункт 13 Правил). Дополнение 3. Мы не гонимся за увеличением количества участников. Мы ничего не “рекламируем”. Мы обсуждаем уже утвердившуюся форму образования. Наши взгляды и подходы изложены в разделе сайта “Взгляд на проблему”.Если кому-то не нравятся правила форума, он вправе создать свою страничку в интернете, свой форум и устанавливать там свои правила.
Familyeducation Администратор Откуда: Московская обл. СсылкаДата регистрации на форуме:25 нояб. 2008 Профиль | Сообщение отправлено: 1 сентября 2013 18:43 Частные лица открыли на своем сайте небольшую площадку, на которой действуют, как сказано выше, и правила форума, и неписаные правила, принятые в обществе или действующие, когда Вы входите в чей-то дом, на чью-то небольшую площадку, созданную для общения разных людей, сходных по убеждениям (в данном случае – это семейное образование детей). Все участники форума – гости этой небольшой площадки.Приветствуется то, что люди приходят под своими именами, а не под никами, хотя это дело добровольное, и никак не приветствуем, когда участник регистрируется несколько раз под разными никами. Вы же не можете войти в дом под разными именами, а только как одно лицо. Здесь то же самое. Это не «портал», не государственный сайт, у него небольшие масштабы, и хотелось бы это сохранить, потому что изменение этого пространства и этих подходов ведет к потере самоидентификации.
Familyeducation Администратор Откуда: Московская обл. СсылкаДата регистрации на форуме:25 нояб. 2008 Профиль | Сообщение отправлено: 1 сентября 2013 18:43 Если кому-то это не по душе и кто-то хочет создать свою площадку, в интернете для этого есть масса возможностей: блоги, сайты, группы в соцсетях и т.д.
Familyeducation Администратор Откуда: Московская обл. СсылкаДата регистрации на форуме:25 нояб. 2008 Профиль | Сообщение отправлено: 12 октября 2015 13:16 администратор не обязан объяснять свои действия. Препирательства с администратором приведут к строгим мерам вплоть до блокирования пользователя.

Источник: http://www.familyeducation.ru/speeches/

Компенсации за семейное образование: существуют или нет?

Компенсация за семейное образование

Уже несколько лет в различных регионах России родители спорят с администрациями школ по поводу финансирования обучения детей на дому.

Такая форма образования, как образование семейное, существует в нашей стране достаточно давно. В отличие от вынужденного надомного образования (связанного с состоянием здоровья учащегося), образование семейное – дело, по сути, добровольное.

Ранее даже в федеральном законодательстве четко оговаривался вопрос финансовой компенсации родителям, забравшим ребенка из школы и обучающим его в домашних условиях. Однако в 2000-е годы документы, регламентирующие порядок компенсации, один за другим были отменены.

Ничего не сказано о ней и в Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации», принятом в 2012 году, что в результате оставило для администрации школ множество лазеек, которые они при желании используют. Директора школ стали заявлять родителям, что ст.

5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 действительно гарантирует право на бесплатное образование, но воспользуются родители этим правом или нет — это их выбор. В том случае, если они не воспользовались, никаких прямых компенсаций не предусмотрено.

На первый взгляд, в словах представителей администраций школ есть логика. Но если вчитаться в новые нормативно-правовые акты повнимательнее, можно понять, что тут не все так просто.

Действующее законодательство не запрещает выплату компенсаций за образование в семье.

А исчезновение прямых норм в федеральном законе, скорее всего, связано с тем, что теперь все расходы по образованию несут сами субъекты федерации, а значит, именно они должны принять постановление о выплатах компенсаций. Такие «местные» законы приняты не везде, что усложняет родителям получение компенсаций за домашнее обучение ребенка.

Семейное образование, как одна из форм обучения, проговаривается в статье 17 ФЗ №273. А значит, оно совершенно законно.

Учитывая тот факт, что средства образовательным учреждениям выделяются на обучение всех школьников (вне зависимости от их наличия в «списках»), идея «лишать» денег детей, учащихся дома, выглядит совершенно нелогично.

Более того, это противоречит статье 43 Конституции РФ, в которой речь идет о поддержке различных форм образования и самообразования.

В результате, в одних регионах из-за семейного образования развернулись судебные баталии, в других – органы местной власти решили снять противоречия, урегулировав вопросы выплат специальными региональными нормативными актами.

Так, например, компенсации за семейное обучение выплачиваются в Омске, где на сегодняшний день в домашних условиях получают образование около 500 детей. Выплаты были введены в 2013 году.

В 2016 и 2017 годах министерство образования Омской области инициировало законопроект об их отмене из-за сложностей с контролем качества обучения, однако после «бурных» (по словам омских журналистов) обсуждений, депутаты регионального заксобрания сняли законопроект с рассмотрения и оставили все, как было. То есть на начало 2017/2018 учебного года выплаты сохранены.

В Пермском крае материальная сторона семейного образования регулируется Постановлением Правительства Пермского края от 17.09.

2013 № 1224-п «Об утверждении Порядка предоставления компенсации затрат родителям (законным представителям) на получение обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в Пермском крае».

Прикамье вообще считается одним из передовых регионов России в вопросе домашнего обучения детей. Здесь регулярно проводятся межрегиональные конференции, посвященные данному вопросу, родители не только учат детей в индивидуальном порядке, но координируют свои усилия, открывают частные мини-школы.

Но, в целом, большинство регионов России от идеи компенсации за семейное образование отказались.

Так, например, в Москве, где отсутствуют местные нормативные акты о выплатах на «домашнее» образование, родители массово обращаются с исками о компенсации в суды. Однако Фемида не на их стороне.

И районные, и городской суд посчитали, что школы, не выплачивающие родителям компенсации на «семейное» обучение, действуют законно. Похожая ситуация сложилась и в ряде других субъектов Федерации.

Конечно, было бы неплохо, чтоб точку в этих дискуссиях поставил именно федеральный законодатель, прописав норму о компенсациях в законе на государственном уровне таким образом, чтобы это больше не вызывало разночтений и разногласий, но, при этом, соответствовало самой системе финансирования образования. Однако в ожидании этого шага родителям приходится добиваться решения данного вопроса терпеливо и очень настойчиво.

Что делать, если в вашей школе вам отказывают в компенсации за обучение ребенка на дому?

Получение компенсации нужно обсуждать с директором школы на стадии написания заявления о переводе ребенка на семейное обучение. Если же он не желает принимать ответственности на себя – то с руководством регионального департамента образования.

Если же и там к вам не прислушаются, а вы будете принципиально настроены довести дело до логического завершения, вам нужно будет либо готовить документы в суд, либо вместе с другими родителями инициировать обращение в региональные правительства и заксобрания с просьбой урегулировать вопрос при помощи принятия специального нормативного акта на уровне области, края или республики.

Олег Полевой

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/i-have-the-right/kompensatsii_za_semeynoe_obrazovanie_sushchestvuyut_ili_net/

Вызов родителей: кто должен платить за хоумскулеров

Компенсация за семейное образование

В Омской области набирает обороты противостояние чиновников и родителей, которые перевели своих детей на семейную форму обучения. В ближайшее время здесь должны пересмотреть порядок выплаты соответствующих денежных компенсаций. Ежегодно бюджет региона на эти цели тратит 140 млн рублей.

Родители обвиняют власти в том, что они хотят сэкономить на их детях и ставят крест на семейном образовании. Но в министерстве образования региона заявляют: никто не собирается его отменять, детей можно обучать и за свой счет. А получать денежные компенсации смогут лишь те, кто действительно в этом нуждается.

В чем преимущества и опасности домашнего обучения и кто за это заплатит — разбирались «Известия».

Дела семейные

Семейное образование в новой России отпраздновало свое 26-летие. В 1992 году появилась возможность, как в царские времена, обучать детей дома. Сейчас в Омской области так называемых хоумскулеров 1273 человека — 0,56% от общего количества учащихся общеобразовательных школ (в 2017 году их было 810, в 2016-м — 447).

Областные чиновники отмечают, что активный уход детей из школ пришелся на 2013 год, когда в Прииртышье была установлена денежная компенсация для таких учащихся. По словам министра образования Омской области Татьяны Дерновой, до этого времени на семейном обучении числилось всего 60 человек.

Омская область — один из немногих регионов, наряду со Свердловской, Тульской, Тамбовской областями и Пермским краем, где компенсация есть. Однако в областном министерстве образования заявляют: в других регионах компенсации чисто символические.

В Прииртышье же в нынешнем году выплаты составляют в среднем от 47,2 до 133,5 тыс. рублей и зависят от уровня образования. Из бюджета на это выделяется 140 млн рублей. К слову, размер норматива на одного обучающего в школе в этом году составляет 46,2 тыс.

рублей.

Портрет среднестатистической семьи хоумскулеров составили сами омские родители, проведя мини-исследование. Опрос более 200 человек показал, что возраст большинства таких детей (68 %) — от 7 до 10 лет, 97% их родителей имеют высшее образование, а 10% — ученые степени.

Чтобы ребенок стал хоумскулером, семье достаточно лишь уведомить об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого она проживает.

Далее родители имеют право выбирать любое время для аттестации и любой период, за который она необходима. Как правило, она проходит раз в полгода.

К моменту сдачи аттестации надо выбрать школу, можно даже в другом городе.

Учебное заведение на этот период зачисляет ребенка, а после сдачи происходит отчисление. Если экзамены прошли успешно, законный представитель обращается за компенсацией затрат, понесенных на обучение. Экзамен провален — ребенок обязан вернуться в школу. Никакой компенсации не выплачивается.

Страшное наказание

Причины, по которым родители отказываются от обычных школ, у всех разные: одни стараются воспитывать своих детей в национальных традициях и выбирают специализированные объединения, других перевестись на семейную форму обучения заставляет бесконечный буллинг, третьи просто устают от денежных поборов.

Многодетная мать, заместитель председателя общественной организации «Сибирские многодетные семьи» Алеся Григорьева говорит, что перейти на семейное образование заставило отношение учителей и сверстников к ее детям. После неприятных инцидентов в семье решили: лучше обучаться дома. И вот уже более трех лет в школу они ходят, только чтобы пройти аттестацию.

«Мы живем в сельской местности, поэтому дети не имеют возможности получить необходимый уровень образования, который бы мне хотелось, — рассказывает она. — Мы нанимаем педагогов или репетиторов только по английскому языку.

И не потому, что так нужно для школьной аттестации. Дети должны широко и открыто смотреть на мир, а не быть стесненными рамками лишь русского языка. Обучаем детей либо сами, либо прибегаем к помощи интернет-ресурсов.

Таковых сейчас достаточное количество».

По мнению многодетной матери, самый сложный период при переходе на семейное образование — первые полгода. Когда и дети, и родители думают, что должны создать условия как в школе: вставать рано утром, составлять расписание, заниматься определенными предметами.

«Страх уходит после первой аттестации, — добавляет Алеся Григорьева. — Сейчас для моих детей самое страшное наказание — вернуться в школу».

Родители, воспитывающие инвалида или ребенка, по каким-либо причинам не признанного таковым, также становятся «семейниками». Для инвалидов предусмотрены различные преференции, в частности, к ним может приходить педагог и проводить занятия на дому. Но, как уверяет Алеся Григорьева, размер компенсаций таким семьям гораздо меньше, вот они и выбирают семейное обучение.

«Среди наших подопечных есть школьники, занимающиеся именно по семейной форме обучения, — комментирует руководитель онлайн-школы английского языка EnglishDom Максим Сундалов. — И чаще всего аргумент мам или пап звучит так: «Не хочу, чтобы у ребенка отбили желание учиться и сломали ему психику».

Но справляются с такой формой обучения далеко не все. Надо понимать, что, во-первых, она требует много сил и времени. И, во-вторых, необходимо довольно много финансовых вложений.

Со школьником младших классов родители еще могут заниматься сами, обходясь без репетиторов, но чем дальше, тем сложнее это делать».

Оценка разности

За два последних учебных года в омские школы вернулись 68 детей. Основные претензии и опасения чиновников и педагогов, которым приходится принимать аттестацию у таких учеников, к качеству образования и трудностям в общении со сверстниками.

Министр образования Омской области Татьяна Дернова вспомнила случай, когда ребенок, обучающийся в частной школе, сдал в ней пробный экзамен по математике и набрал 80 баллов. Но государственную аттестацию едва не завалил, получив минимум.

Естественно, в вуз на бюджетное место ему пройти не удалось.

«Мы не говорим, что против семейного образования. Мы озвучиваем возможные риски, которые должны знать и понимать родители, выбравшие такую форму обучения», — отмечает Дернова.

У директора частной «Авторской экспериментальной школы» Татьяны Ходжер своя статистика. Незадолго до начала каждого учебного года к ней приходят родители детей, не прошедших аттестацию, и просят принять их в следующий класс.

Так как они не сдали экзамены, им приходится прекращать семейное обучение, а в обычной школе их оставляют на второй год.

Таких хоумскулеров за последние пару лет было семь, и им все-таки пришлось проходить неосвоенную программу по второму разу.

По данным городского департамента образования, в Омске в 2017–2018 учебном году успешно прошел промежуточную аттестацию 791 человек. Не смогли пройти восемь человек (чуть менее 0,7%), четверо из которых продолжают обучение в очной форме.

«В течение 2017–2018 учебного года зачислены в общеобразовательные организации и продолжают обучение по очной форме 54 несовершеннолетних, ранее обучавшихся по семейной форме.

В 2018 году не пройдена государственная итоговая аттестация за уровень основного общего образования одним несовершеннолетним, три человека не прошли промежуточную аттестацию и не допущены к государственной итоговой аттестации», — сообщили в департаменте образования Омска.

Но родители считают, что подобные цифры весьма условны и реалиям никак не соответствуют. К примеру, многодетный отец профессор Виктор Николин всех своих десятерых детей обучал дома сам. Они успешно проходят или прошли аттестацию и поступили в вузы. Родитель уверен: две трети омских школьников на самом деле двоечники, в то время как дети-«семейники» в половине случаев — отличники.

«Нередко при аттестации нам для решения дают олимпиадные задачи, занижают оценки из-за неправильного оформления. Пропустил ребенок, допустим, одну строчку, все, ошибка, — подтверждает Алеся Григорьева. — Почему-то нам все время пытаются доказать, что мы враги своим детям. Хотя семейное образование было всегда, и очень успешно практиковалось в дворянских семьях».

Битва за ресурсы

С 1 сентября 2019 года компенсации за семейное обучение в Омской области решено отменить. С этого момента преференции будут распределять адресно тем, кто действительно в них нуждается. Кто подпадет под эти критерии, пока не решено, но в региональном правительстве полагают: компенсации все-таки должны использоваться по прямому назначению.

Пока же некоторые родители «злоупотребляют правами». Например, их дети получают образование в частных школах, и для них в регионе тоже существует господдержка.

Субсидии идут в расчете на каждого ребенка по нормативам финансирования муниципальных школ.

По данным областного министерства образования, отдельные семьи, проживающие за пределами Омской области, получают здесь временную прописку ради компенсации.

«Только в Омске, по данным на октябрь 2018 года, по 53 детям, находящимся на семейной форме, отсутствует информация о прохождении промежуточной аттестации за 2017–2018 годы, — приводит свою статистику ведомство. — Все эти дети находятся либо за пределами России, либо имеют временную регистрацию в Омске. Из указанных 53 детей, 11 вернулись на обучение в школы».

Но родители хоумскулеров заявляют: это их право выбирать форму образования для своих детей, и отмена выплат антиконституционна. Кто-то даже готов уехать из Омска, лишь бы заработать денег на обучение в частных школах.

Источник: https://iz.ru/825301/viktoriia-strelnikova/vyzov-roditelei-kto-dolzhen-platit-za-khoumskulerov

Защитник Права
Добавить комментарий