Кем принята конституция

«Конституция оставалась мертвым текстом»

Кем принята конституция

— Тамара Георгиевна, 40 лет назад была принята так называемая брежневская конституция. Какие, на ваш взгляд, были плюсы и минусы Конституции 1977 года?

— Было бы несерьезно сравнивать ее с Конституциями, дающими образцы развития того, что теоретики называют конституционализмом. Брежневская Конституция продолжала сохранять положение о руководящей роли одной партии и закрепляла это в своей первой главе об основах политического и общественного устройства — в известной статье 6.

В этой конституции не признавалось требование разделения властей.

И то, и другое отрицало принципиальные характеристики конституционализма в современном цивилизованном обществе. Только на основе принципа разделения властей возможно как-то пытаться, правда, с большим или меньшим успехом, исключить произвол из государственно-правовой практики.

Не говоря уже о том, что к демократическим процедурам эта Конституция никакого доверия не насаждала, потому что не была обеспечена многопартийность в системе выборов и выбирать приходилось, как тогда призывали, из «единого блока» коммунистов и беспартийных, рабочих и крестьян и «прослойки» интеллигенции.

Фактически, эффективность выборных процедур и сменяемость власти в качестве их цели не могли быть обеспечены в отсутствие разделения властей, идеологического и политического многообразия и многопартийности, а провозглашение демократических выборов, как и в прежние времена, оставалось декорацией.

— Но какие-то положительные моменты у принятия той конституции назвать можно?

— В том, что касалось формирования органов власти, о чем уже шла речь, не было никаких значимых шагов вперед. Остались прежние советские идеологизированные институты — Советы депутатов трудящихся и фактически заменившее все государственные структуры партийное руководство. И такая организация власти исключала демократический процесс.

Но какие-то подвижки были. Профессиональное сообщество конституционалистов-юристов пыталось внедрить их через участие в разработке проекта. Есть один очень красочный пример, который надо рассматривать в качестве положительного —

впервые в России было введено право граждан обжаловать действия власти в суде.

Была такая статья 58 конституции. Чтобы человек не оставался полностью объектом деятельности государства, а приобретал какие-то черты субъекта во взаимоотношениях с ним.

— Как реализовывалось это право?

— Реализация этой нормы даже не могла начаться, поскольку никакие нормы Конституции непосредственно не действовали и требовалось сначала разработать другие законы. В Конституции было написано, что право на обжалование решений и действий государственных органов власти в суд граждане смогут реализовывать только после принятия закона, который будет устанавливать эти процедуры.

Более 10 лет с момента принятия Конституции этот закон не разрабатывался, а право граждан на обращение в суд с жалобами на власть не реализовывалось, т.е. официально и не признавалось существующим. Это — свидетельство того, что даже тогда,

когда провозглашалось что-то, соответствующее общечеловеческим демократическим представлениям, Конституция оставалась мертвым текстом.

И судебная власть — в качестве должного механизма реализации конституционно провозглашаемых прав — никогда не могла обрести на основе этой Конституции положение самостоятельной власти. Хотя принципы ее независимости провозглашались, они не могли получить реальное воплощение.

— Но в горбачевские времена она сохранила свое действие, была отменена лишь 6 статья?

— Постепенно, конечно, в перестроечные времена стали вноситься изменения в первоначальный текст.

Согласно изменениям 1988 года был учрежден Комитет конституционного надзора СССР, что знаменовало появление механизма реализации Конституции.

Комитет мог, например, толковать конституционные нормы, в частности, признал, что нормативные акты о правах и свободах человека не могут применяться, если они не были опубликованы.

Далее уже после 1991 года, исходя из опыта развития СССР и учитывая критику брежневской Конституции, на уровне Конституции РСФСР признали принцип разделения властей.

Но на фоне этого признания проявляли себя и в России связанные с наследием, в том числе последней брежневской конституции, негативные черты конституционного регулирования советского образца.

Существовало, например, положение о том,

что высший законодательный орган страны, Съезд народных депутатов, может принять к своему рассмотрению любой вопрос.

И он принимал — в том числе и такие, которые относились к судебной компетенции. Например, каким образом делить имущество между журналистскими коллективами, которые претендовали на то, чтобы работать как самостоятельные. Отсутствие реального разделения властей приводило вот к таким парадоксам.

— Тем не менее брежневская Конституция была первой, которая писалась при всенародном обсуждении…

— Такая возможность вынесения на всенародное обсуждение наиболее важных вопросов была закреплена в ней впервые. Но я прекрасно помню атмосферу обсуждения самого проекта конституции.

Граждане и профессионалы-юристы, действительно, предлагали что-то, и потом масса этих предложений была обобщена.

Но никаких обязательных норм и государственных структур, которые обеспечивали бы хотя бы их официальное рассмотрение, не существовало.

И то, что вы называете всенародным обсуждением, не имело никаких правовых последствий.

Речь по-прежнему шла о декорациях – такую роль играли не только конституционные декларации, но и организация процедур общественного обсуждения при принятии этого Основного закона.

Реальные же гарантии для обеспечения провозглашенных прав не были установлены.

На конституционном уровне сохранялись многие институты, которые сейчас кажутся настолько устаревшими, что они принципиально не могут даже теоретически рассматриваться как допустимые.

— Например?

— Главным объектом защиты со стороны государства было право социалистической государственной собственности –

только она и рассматривалась как основа экономической системы.

Никакая другая собственность на равную с ней защиту претендовать не могла. В личной собственности могли находиться только предметы личного потребления и домашнего хозяйства,

и это имущество запрещалось использовать для «извлечения нетрудовых доходов».

Ни парламент, ни парламентские механизмы обсуждения законов не были созданы. Идеологического многообразия и многообразия представительства в законодательных органах просто в жизни не было. Как это могло появиться, если не существовало многопартийной системы? Боюсь, современный читатель в ответ на такие упреки скажет — а зачем эти разные партии, которые все равно не имеют никакой силы?

Да, поскольку механизм, существовавший тогда, не был фактически разрушен, мы по-прежнему имеем одну партию, только она одна представлена в государственном аппарате и способна исключить всякое влияние других. Плюрализм, действительно, не укоренился, и он не имеет государственной и общественной поддержки.

Это не просто отголоски 1977 года, это повторение старого опыта.

Ведь даже если теперь какая-то одна партия не провозглашается единственной руководящей силой, разве нет в реальности только у нее рычагов в руководстве? Старые рельсы оказываются опасны. Нет оснований петь «Аллилуйю» брежневской конституции. Страна пришла все-таки к осознанию необходимости обратиться к перестроечным процессам. Хотя их мы не сумели поддержать и сохранить.

Источник: https://www.gazeta.ru/science/2017/10/07_a_10921118.shtml

Крашенинников: Модель США не была принята разработчиками Конституции РФ

Кем принята конституция

Во вторник страна отмечает знаковый для новой России государственный праздник – День Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года.

Одним из тех, кто участвовал в подготовке Основного Закона страны, стал глава Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Впечатлениями о том, как рождался исторический документ, он поделился с читателями “Российской газеты”.

Павел Владимирович, в 1977 году, когда была принята последняя из советских Конституций, названная “брежневской”, западные идеологи с издевкой писали о советской “приверженности конституционализму”. Мол, каждый новый правитель пишет Основной Закон “под себя”. Ельцин не стал исключением?

Павел Крашенинников: Считаю полезным кратко пройтись по истории российского конституционализма.

Первая Конституция России готовилась при Александре Втором, но убийство императора поставило на ней крест. Следующий этап – Основные Законы Николая Второго и создание в 1906 году Государственной Думы, просуществовавшей до 1917 года.

В 1918 году была принята Конституция РСФСР, в 1924-м – Конституция СССР, закрепившая создание союзного государства в лице России, Украины, Белоруссии и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики. В 1936 году была принята новая Конституция СССР – так называемая “сталинская”.

Следующей стала “брежневская”, хотя ее подготовка началась еще в 1962 году, при Хрущеве.

В Минюсте предложили модернизировать адвокатуру и повысить ее статус

Подготовка “ельцинского варианта” 1993 года велась в изменившихся условиях, прежде всего с учетом необходимости предотвратить развал страны.

Трещины шли тогда по всем направлениям – в политической сфере, в экономике, в межнациональных отношениях. Задачей Конституции было сцементировать государство, субъекты федеративных отношений, людей.

Еще Гераклит сказал когда-то вещие слова: “За закон народ должен биться, как за городскую стену”.

С распадом СССР в декабре 1991 года мы остались с Конституцией РСФСР. Как только депутаты Верховного Совета РСФСР начали вносить в нее поправки, вся конструкция законодательной базы “поплыла”, и в законотворчестве начался настоящий хаос, названный журналистами и политиками тех лет “войной законов”.

Ситуация была похожа на нелепую попытку отремонтировать дом путем замены отдельных кирпичей и балок на новые.

В то время я присутствовал в Верховном Совете в качестве эксперта и был свидетелем, как “с голоса” принимаются поправки в Конституцию РСФСР, в законы, носящие откровенно конституционный характер.

Все чаще вслух стал задаваться вопрос: “Что же мы это, товарищи, делаем? Ломаем дом, в котором живем. Давайте строить новый, пока этот не рухнул”.

Говорят, что поражение – всегда сирота, а у победы полно родственников. Так и с Конституцией, что ни политик тех дней, то участник создания Основного Закона. Кто реально писал исторический проект?

Павел Крашенинников: В подготовке документа принимали участие действительно многие люди.

Первым, кто поставил политическую цель разработать новую Конституцию России, был Борис Николаевич Ельцин. В 1993 году он издал Указ “О Конституционном совещании”.

Предполагалось собрать в команду представителей органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций. Первое заседание Конституционного совещания прошло летом 5 июня 1993 года в Москве в Кремле.

В рамках Конституционного совещания конкуренция шла между двумя основными концепциями Конституции: “государственнической” и “основным законом для граждан”.

Был дан отрицательный ответ на предложения уйти от наличия национальных республик в составе Федерации

На самом деле коренного противостояния здесь нет. Это просто взгляд, если можно так сказать, с разных сторон. Важно, что удалось отстоять нормы, посвященные защите прав и свобод гражданина России, выраженной в главе второй Конституции, и заложить мощную правовую основу для развития отраслевого законодательства, Гражданского и Семейного кодексов и других актов.

Какое участие в этом процессе принимал сам президент?

Павел Крашенинников: Он лично принимал участие в заседаниях Конституционного совещания. Докладчики были разные: Румянцев, Собчак, Алексеев, Шахрай и другие. Но точку в дискуссиях ставил сам президент.

В конце 1993 года, в октябре – ноябре, “президентский” проект Конституции РФ прошел окончательную доработку во вновь созданных органах Конституционного совещания: Общественной и Государственной палатах, а также в Комиссии конституционного арбитража Конституционного совещания, после чего был вынесен президентом на референдум 12 декабря 1993 года.

Не раз приходилось слышать, что наша Конституция якобы списана с американской или как минимум американские советники участвовали в работе над Основным Законом. Так ли это?

Павел Крашенинников: Это не так. Единственно верное в этих историях то, что наши эксперты внимательно изучали весь комплекс конституционных актов других стран. И Конституцию США, и европейские конституции. И индийскую, которая, кстати, самая обширная по объему в мире – более 400 статей.

Специальные вузы начнут готовить судебных представителей

Особое внимание уделяли опыту иностранных государств с федеративным устройством.

Изучали, как решается нашими коллегами задача создать эффективные принципы федеративных отношений, обеспечивающие прочность государства при минимизации государственного аппарата.

Смотрели иностранный опыт, как максимально “насытить” права человека и гражданина. Это было тогда действительно актуально, гораздо актуальнее, нежели сейчас. И иерархию законов, безусловно, исследовали, как это можно сделать.

Мы знаем, что бушевали страсти, спорили по многим вопросам. Какие из них были самые острые?

Павел Крашенинников: Ключевым был вопрос равенства субъектов Федерации. Унитарный принцип государства, если это иметь в виду под вариантами, даже не обсуждался. В итоге было принято взвешенное решение.

В Конституции дан перечень всех субъектов Федерации. Установлен перечень полномочий, находящихся в исключительном ведении федеральных органов власти, и перечень полномочий совместного ведения.

Установлены границы полномочий субъектов Федерации, порядок их изменений. Принята необходимость утверждения общенациональных символов и институтов – флаг, герб, гимн.

В целом создана система, которая укрепила Россию, объединила страну и людей, что и было на тот момент архиактуальным.

Кстати, в одном из вариантов проекта символика предлагалась в приложении к Основному закону.

Выстраивать отношения между федеральной властью и регионами как в США мы не стали. И правильно сделали

Важно, что был дан отрицательный ответ на предложения уйти от наличия национальных республик в составе Федерации. Напомню, тогда высказывались предложения создать субъекты Федерации исключительно по территориальному признаку.

Здесь сработал известный политический принцип: политика – это искусство возможного. Если бы попытались пойти по этому пути – не удалось бы сохранить страну. Поэтому за основу мы взяли существующее на тот момент устройство Федерации.

Делались альтернативные предложения. Например, предлагали зафиксировать федеральное устройство государства федеративным договором по аналогии с первой советской Конституцией 1924 года или Конституцией РСФСР.

Горбачев в свое время, кстати, был сторонником союзного договора.

Но если федеративное устройство государства выстраивается на уровне договора, то включается механизм, предполагающий подписание договора сторонами, а значит, начинается торг, раскол, автоматически вырастает статус регионов и понижается статус федеральной власти.

Что касается ушедших в историю договоров России и субъектов, то, надо сказать, что они сыграли важную роль в сохранении целостности страны.

Крашенинников: Новый закон защитит от некачественной юридической помощи

В США тоже существует федеративное устройство…

Павел Крашенинников: Как раз американская модель и не была принята разработчиками нашей Конституции. Это я говорю в адрес любителей теории американского влияния на российский конституционализм.

Выстраивать отношения между федеральной властью и регионами по примеру США мы не стали. И правильно сделали. Не потому, что договорный принцип в чем-то ущербен или неправилен.

Конституция США – сугубо национальный продукт политической и экономической жизни XVIII века граждан другого континента. У нас своя история, следовательно, иные решения.

А что мы взяли из опыта других стран?

Павел Крашенинников: Чему мы были просто обязаны поучиться у наших зарубежных коллег – так это вопросам обеспечения свобод и прав граждан. Такого опыта правовой деятельности у России не было. Конституция четко и эффективно определила статус национальных республик, решила вопросы государственного языка, обеспечила защиту коренных и малочисленных народов.

Определено, что внешняя политика является исключительным полномочием федеральных органов власти, равно как, например, таможенное, уголовное законодательство.

Был установлен запрет на ограничение свободного перемещения товаров внутри России.

Эти формулировки – насущный на тот момент ответ на желание отдельных регионов взять на себя больше государственных полномочий, что в итоге разнесло бы Россию вдребезги.

Той же цели служило введение единой денежной единицы – рубля, управление которой стало исключительной компетенцией федерального центра, с прямым запретом выпуска региональных денег.

Ключевой вопрос

Сегодняшние оппоненты Конституции раз за разом возвращаются к теме ее пересмотра. Нынешний вариант Основного Закона называют подчеркнуто “ельцинским”, переходным, якобы исчерпавшим себя, а потому требующим либо существенной корректировки, либо полной замены. Как вы считаете, у нас есть еще порох в пороховницах?

Павел Крашенинников: Дискуссии особенно жарко разгораются в период важных политических решений.

Однако, возвращаясь к политической и правовой истории, стоит отметить, что первая советская Конституция действовала 12 лет. “Сталинская” – 41 год. “Брежневская” – 14 лет. “Ельцинская” работает уже 24 года.

Есть надежда, что на этом чехарда с основными законами страны закончится, по крайней мере – на ближайшие сто лет.

Источник: https://rg.ru/2017/12/11/krasheninnikov-model-ssha-ne-byla-priniata-razrabotchikami-konstitucii-rf.html

История Конституции Российской Федерации

Кем принята конституция

Структура библиотеки » Отдел гуманитарных наук » Конституции РФ 20 лет »

История Конституции Российской Федерации

История Конституции России – это череда постоянных изменений, которые и привели к созданию современного варианта действующей конституции. Годы принятия Конституций отображают определенные этапы в развитии страны и исторические процессы.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года. Она состояла из 6 разделов: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», «Общие положения Конституции РСФСР», «Конструкция советской власти», «Активное и пассивное избирательное право», «Бюджетное право», «О гербе и флаге РСФСР».

После объединения республик в единое государство в январе 1924 года Вторым съездом Советов была принята Конституция СССР, которая состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

Следующее принятие Конституции СССР было в 1936 году. Согласно этому документу всем гражданам предоставлялось равное всеобщее, избирательное право, право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Провозглашались неприкосновенность личности, тайна переписки.

На смену Конституции 1936 года 7 октября 1977 года пришла новая Конституция, официально закрепившая однопартийную политическую систему и действовавшая до распада Советского Союза.

Исходным событием для принятия новой Конституции стало создание Первым Съездом народных депутатов РСФСР в 1990 году Конституционной комиссии, председателем которой был Борис Николаевич Ельцин, а ответственным секретарем – Олег Германович Румянцев.

Эта комиссия разработала несколько вариантов проекта российской конституции, которые сыграли важную роль и при разработке окончательного варианта. В частности, именно вариант Конституционной комиссии лег в основу главы о правах и свободах человека и гражданина.

Вместе с тем процесс разработки и принятия Конституции Российской Федерации затянулся на три года. В течение этих лет страна продолжала жить по старой Конституции РСФСР. Однако ее статьи расходились с проводимыми преобразованиями.

С целью устранения несоответствий в нее вносились изменения и дополнения, которые в конечном итоге влияли на ее содержание. Зачастую одна статья начинала противоречить другой. В период с ноября 1991 года по декабрь 1992 года в Конституцию было внесено более 400 поправок.

В 1992 году появились два проекта, один из которых был разработан Сергеем Михайловичем Шахраем, а другой – Анатолием Александровичем Собчаком и Сергеем Сергеевичем Алексеевым, а в 1993 году – общий проект Шахрая-Собчака-Алексеева.

15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном ании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном ании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года».

Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проало большинство избирателей, принявших участие в ании, при том условии, что участие в ании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей.

Термин «всенародное ание» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ.

Голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие конституции проало большинство – 58,43 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года. 

День 12 декабря объявлен государственным праздником, но выходным днём этот день в России не является. 12 декабря –  памятная дата России.

Конституция РФ является основным законом государства и закрепляет юридические, политические и идеологические характеристики страны. Президент РФ принимает присягу на экземпляре Конституции РФ.

Конституционное право должно соблюдаться на всей территории Российской Федерации. Нарушение конституционного права влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством РФ.

Подробную информацию Вы можете узнать

по телефону 24-57-03, доб. 134 (отдел гуманитарных наук)

Если Вас интересуют другая информация по данной теме,

задайте свой вопрос по Виртуальной справке

Информацию подготовила Елисеева И. С.

Источник: http://old.nbrkomi.ru/page/3282/

«Об истории этапов принятия Конституции РК»

Кем принята конституция

 Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Она разрабатывалась и принималась в условиях кризисного состояния, в котором находилась республика после распада СССР.

Ее принятие позволило нормализовать казахстанскую систему государственных взаимоотношений, способствовало переориентации внутриполитического направления государственного механизма управления.

Конституцией 1993 года была закреплена независимость Казахстана, законодательно оформлен институт президентства и на Президента Казахстана возложена политическая ответственность за функционирование всей исполнительной ветви власти на высшем и местном уровнях.

Принятие первой демократической Конституции – историческое, масштабное событие в жизни Казахстана. В то же время Конституция 1993 года была рассчитана лишь на краткосрочные перспективы. Она послужила своеобразным законодательным плацдармом к дальнейшему развитию демократического государства, элементом формирования государственности.

Но жизнь не стоит на месте, необходимость глубоких преобразований и реформ обусловили разработку и принятие новой Конституции. Время показало, что нужен новый Основной Закон страны, расширяющий полномочия Президента и конкретизирующий действия государственного аппарата.

Президентом была создана комиссия по разработке проекта новой Конституции. Президентская республика с расширенными, но сбалансированными полномочиями остальных ветвей власти – таким видели Казахстан разработчики проекта. Такой Конституция и получилась.

Конституция Республики Казахстан 1995 года

«Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущим поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию», — такими словами начинается Основной Закон Республики Казахстан.

Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днем Конституции Республики Казахстан.

Принятию основного закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением республики. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 миллионов граждан.

Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений.

Конституция 1995 года является качественно иной по содержанию, в отличие от Конституции Республики Казахстан 1993 года. По Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским и правовым государством (статья 1).

Высшими ценностями государства являются человек, его жизнь, права и свободы.

В новой Конституции впервые содержатся нормы, касающиеся не только прав гражданина, но и прав человека, которые принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми (право на жизнь, на свободу совести и др., например, статьи 12–22).

Республика Казахстан является унитарным (неделимым, не состоящим из других федеративных образований) государством (статья 2) с президентской формой правления.

Народ в нашей стране является единственным источником государственной власти и осуществляет ее непосредственно через республиканский референдум, свободные выборы, а также путем делегирования своей власти государственным органам (статья 3).

Президент Республики Казахстан является центральной фигурой политической системы, возвышается над ветвями власти, что соответствует государству с президентской формой правления, с реальной системой сдержек и противовесов (статьи 40–48).

Наиболее радикальным изменениям подвергся конституционный раздел о Парламенте (статьи 49–63). По Конституции 1995 года в стране действует двухпалатный законодательный орган – Парламент, с верхней палатой – сенатом, и нижней – мажилисом (статьи 49–50).

Всего в Конституции 9 разделов и 98 статей. В случае необходимости Парламент может вносить изменения и дополнения.

Конституция Республики Казахстан, принятая в 1995 году, является самым главным законом для нашей страны и всех людей, которые в ней живут.

Знать свои права и уважать закон в нашем обществе должен каждый. Законы и существуют для того, чтобы справляться с возникающими спорами, конфликтами.

В демократическом обществе граждане должны быть способны разумно решать спорные вопросы. Необходимо всегда помнить, что важно не просто знать свои права и обязанности, важно их соблюдать.

Только тогда мы будем жить в мудром и справедливом государстве.

За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в нее вносились три раза: в 1998, 2007 и 2011 годах. В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей основного закона.

Изменения коснулись сроков и полномочий президента, депутатов сената и мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего.

Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что 10 депутатов мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.Более существенные поправки в Конституцию были приняты в 2007 году.

В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов президента страны.

19 лет на общенародном референдуме многонациональный народ Казахстана в лучших традициях демократии выразил свою волю, единодушно высказался за принятие новой Конституции – Основного закона, по которому динамично развивается наше суверенное государство.

Масштабные реформы, осуществленные в Республике Казахстан за годы независимости по инициативе Главы государства Нурсултана НАЗАРБАЕВА, уровень развития во всех сферах жизни общества, высокое международное признание убедительно подтверждают, что Конституция является прочным стержнем общественно-политических, социально-экономических, культурных преобразований. Основной закон в повседневной жизни играет роль гаранта всех прав и свобод гражданина, обеспечивает все необходимые условия для его гармоничного развития.

Прокурор отдела

специальных учетов Управления

Аманбаева Л.А.

Источник: http://pravstat.prokuror.gov.kz/rus/sub/news/ob-istorii-etapov-prinyatiya-konstitucii-rk

Конституция Республики Беларусь

Кем принята конституция

Действующая Конституция Республики Беларусь 1994 года является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.

Конституция Республики Беларусь

В Республике Беларусь действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года. Она была принята 15 марта 1994 года на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 года.Действующая Конституция Республики Беларусь 1994 года является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.Отличительными чертами действующей Конституции Республики Беларусь являются:

  • политический плюрализм;
  • закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности;
  • установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;
  • закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права;
  • верховенство права;
  • разделение и взаимодействие властей;
  • прямой характер действия норм Конституции.

Конституция воздействует на развитие правовой системы, определяет правотворческую компетенцию государственных органов, в ней определяются как объекты, так и границы правового регулирования. В Конституции закрепляются виды нормативных актов и их соподчиненность.Верховенство по отношению ко всем иным правовым актам – важнейшее юридическое свойство Конституции. Соответствующие правила (о верховенстве Конституции) закрепляются в самом Основном Законе. Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.В Преамбуле Конституции сформулированы основные идеи и принципы, которыми должны руководствоваться народ и власть в процессе государственного строительства и общественного развития. Это ответственность за настоящее состояние и будущее Беларуси; осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества, неотъемлемое право на самоопределение; опора на многовековую историю развития белорусской государственности; утверждение прав и свобод каждого гражданина; обеспечение гражданского согласия и незыблемых устоев народовластия и правового государства.

В первом разделе Конституции “Основы конституционного строя” дается характеристика белорусского государства как унитарного демократического социального правового, закреплена взаимная ответственность гражданина и государства.

Во втором разделе “Личность, общество, государство” закрепляются личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы граждан, определяются обязанности граждан, ответственность государства перед обществом и личностью, его обязанность обеспечить материальные гарантии и возможности для полного осуществления прав и свобод граждан.

Третий раздел “Избирательная система. Референдум” закрепляет основные принципы избирательной системы, устанавливает порядок проведения республиканских и местных референдумов.

В четвертом разделе “Президент, Парламент, Правительство, Суд” определяются статус и полномочия Президента; порядок формирования, состав, компетенция, формы и методы деятельности органов государственной власти, определяется структура судебной власти и принципы осуществления правосудия в республике.

Пятый раздел “Местное управление и самоуправление” определяет, через какие структуры гражданами осуществляется местное управление и самоуправление, их статус и полномочия.

В шестом разделе “Прокуратура. Комитет государственного контроля” содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов – Прокуратуры и Комитета государственного контроля.

В седьмом разделе “Финансово-кредитная система Республики Беларусь” устанавливается, что на территории республики проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная и валютная политика, определяется порядок формирования доходов бюджета, осуществление общегосударственных расходов, составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Восьмой раздел “Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения” определяет место и роль Конституции, формирование всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов, а также раскрывает вопросы действия Конституции и порядок ее изменения.

“Заключительные и переходные положения” содержатся в последнем, девятом, разделе Конституции.

В нем обозначены правовые средства для обеспечения перехода к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением в действие Конституции, а также содержатся нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.

Конституция Республики Беларусь воплотила в себе преемственность и опыт многовекового исторического пути Беларуси, ознаменовала новый этап в политическом и социально-экономическом развитии страны. Она основывается на неотъемлемом суверенном праве белорусского народа иметь свою государственность и быть полноправным субъектом мирового сообщества.

В Конституции Республики Беларусь нашел отражение опыт конституционного строительства таких государств, как Австрия, Бельгия, Дания, Италия, США, Франция, ФРГ, Швеция и других стран с учетом особенностей условий развития нашего общества и его исторических традиций.

Белорусская Конституция гарантирует каждому гражданину свободы и права, необходимые для созидательного труда, достойной жизни и гармоничного всестороннего развития личности.Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения определены в разделе VIII Основного Закона.

В статье 138 говорится, что вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.В статье 140 закреплено положение о том, что изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум.

Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проало большинство граждан, внесенных в списки для ания.Разделы I “Основы конституционного строя”, II “Личность, общество, государство”, IV “Президент, Парламент, Правительство, Суд” и VIII “Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения” могут быть изменены только путем референдума.

Первые изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь были внесены в результате проведенного 24 ноября 1996 года республиканского референдума, на который были вынесены два проекта обновленного Основного Закона.За проект, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, проали 5175664 человека, или 70,5% от общего числа избирателей.

За проект Верховного Совета – 582437 человек, или 7,9% от общего числа избирателей. На основании результатов референдума Конституция была принята в новой редакции.

Наряду с ранее предусмотренными нормами о разнообразии форм собственности, политическом плюрализме, приоритете общепризнанных принципов международного права, судебной защите гражданами своих прав и свобод появилось положение о верховенстве права, перераспределены полномочия между Президентом, Парламентом и Правительством, расширены некоторые права и свободы.

Внесение изменений в Основной Закон позволило обеспечить эффективную деятельность исполнительной, законодательной и судебной властей, а также главы государства в интересах белорусского народа.

Проведение референдума 1996 года явилось единственным легитимным способом устранить те конституционные положения, которые находились в противоречии с правовыми нормами, общественными потребностями и задачами создания экономически стабильного, социально ориентированного, правового государства.Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 года. Его итогом явилось изъятие из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.

Согласно данным Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, в этом ании приняли участие 90,28% избирателей. За новую редакцию части первой статьи 81 Конституции высказались 79,42% граждан от общего числа внесенных в списки для ания.

Полный текст Конституции Республики Беларусь размещен на портале Национального центра правовой информации Республики Беларусь

Источник: http://president.gov.by/ru/constitution_ru/

Этот день в истории: 7 октября 1977 года принята последняя Конституция СССР

Кем принята конституция

7 октября 2016
09:47

7 октября 1977 года Верховный Совет СССР принял новую конституцию, которая оказалась четвертой и последней в истории советской страны. Этот Основной закон, получивший гордое название «конституция развитого социализма» прекратил свое действие в 1991 году, как только перестал существовать сам Советский Союз.

Старт конституционному процессу в новом советском государстве дала Первая Конституция, которая была принята в 1918 году в связи с образованием РСФСР.

Она отражала актуальный на тот момент призыв «Вся власть Советам!», который из простого лозунга превратился в основополагающий принцип строительства нового государства.

В связи с чем, Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

Вторая Конституция (первая Конституция СССР) была принята в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года в связи с образованием СССР.

Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами — Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР — Президиум ЦИК СССР.

ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего — Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

После индустриализации, коллективизации и фактической кардинальной реформы власти, которая стала результатом победы И.В.

Сталина в ожесточенной внутрипартийной борьбе, принцип «Вся власть Советам» хотя и продолжал существовать формально, однако реальное значение полностью утратил.

Это обстоятельство потребовало соответствующего законодательного оформления, в результате чего появилась Третья конституция — Конституция СССР от 1936 года, которую в народе окрестили «сталинской».

Из самого этого прозвища следовало, что единоличная власть вождя теперь поддерживалась конституционно, как и главенство партийных структур над государственными. И кроме того, новый Основной Закон окончательно закрепил приоритет союзного законодательства над республиканским, утвердив таким образом жесткую (практически царскую) централизацию власти.

Последняя Конституция СССР («брежневская») была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Она хотя и не вносила существенных изменений в государственный строй, однако ее общий дух вносил некоторую либерализацию во внутриполитическую практику, как бы подчеркивая окончательный конец сталинской эпохи.

Одним из моментов такой либерализации стал ввод нового понятия — «трудовой коллектив», который вносился в список легальных общественных организаций и наделялся формальным правом законодательной инициативы и правом выдвижения кандидатов в органы власти.

Что хотя и чисто номинально, но уравнивало трудовые коллективы в правах с КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и другими легальными организациями.

Эта видимость «опоры на трудовой народ» так импонировала руководству страны, что законодательная база деятельности трудовых коллективов постоянно расширялась. Результатом чего стало появление в 1983 году специального закона «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями».

Брежневская конституция внесла еще ряд изменений чисто косметического характера.

Например, советы депутатов трудящихся были переименованы в советы народных депутатов, а срок их полномочий продлен до 2,5 лет (срок полномочий Верховного Совета продлили до 5 лет).

Важным было и то, что эта конституция законодательно закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6), которая и так существовала фактически. Этот последний в истории СССР Основной закон вошел в историю как «конституция развитого социализма».

За весь период действия последней Конституции СССР поправки в ее текст вносились шесть раз и касались в основном статей, посвященных деятельности органов власти.

А формальный конец ее действия наступил вместе с прекращением существования самой страны, для которой она была написана. Это случилось 8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Республика Беларусь).

В этот день президентами РСФСР и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кравчуком, а также председателем Верховного Совета Белоруссии Станиславом Шушкевичем было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (известное как Беловежское соглашение).

В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекратил своё существование как субъект международного права и геополитической реальности.

Источник: https://eadaily.com/ru/news/2016/10/07/etot-den-v-istorii-7-oktyabrya-1977-goda-prinyata-poslednyaya-konstituciya-sssr

Защитник Права
Добавить комментарий