Исполнительский сбор

Что такое исполнительский сбор, откуда он берется и каков его размер

Исполнительский сбор
RSS

Алексей Дудин

15 июля 2014 года

Многих должников интересует, что такое исполнительский сбор, откуда он берется и каков его размер. Давайте вместе разберемся с этими вопросами.

Согласно правилу, установленному пунктом 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ (например, судебный приказ или исполнительный лист) впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель устанавливает должнику срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.

Данный срок указывается судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства и составляет пять дней (со дня получения должником постановления).

Если в установленный приставом для добровольного исполнения срок должник не погасит числящуюся за ним задолженность, то служитель Фемиды вынужден начать процедуру принудительного исполнения требований исполнительного документа, тратя на это свои силы и время.

Исполнительский сбор, согласно положениям пункта 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

О возможности процедуры принудительного взыскания задолженности (в случае ее не погашения в установленный для добровольного исполнения срок), а также о взыскании исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительских действий (расходы на розыск должника и его имущества; расходы на перевозку, хранение и реализацию имущества должника и т.п.) должник информируется судебным приставом-исполнителем в тексте постановления о возбуждении исполнительского производства.

Согласно положениям пункта 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 000 рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 000 рублей, с должника-организации – 50 000 рублей.

В тех ситуациях, когда есть несколько должников, отвечающих солидарно перед одним взыскателем (например, как это бывает в случае с должником и поручителем, отвечающим перед банком) исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 000 тысячи рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

Согласно положениям пункта 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В том случае, если исполнительский сбор наложен в процессе исполнения исполнительного документа, то соответствующее постановление судебного пристава-исполнителя (по исполнительскому сбору) подлежит исполнению без возбуждения отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого оно вынесено. Такое правило закреплено в пункте 15 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В том же случае, если взыскание исполнительского сбора не было осуществлено в ходе основного исполнительного производства (в рамках которого взыскивалась задолженность перед взыскателем), то судебный пристав-исполнитель в cсоответствии с положениями пункта 16 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» возбуждает (после окончания основного исполнительного производства) отдельное исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора.

Источник: http://www.hotdolg.ru/debitoru-c2b/chto-takoe-ispolnitelskij-sbor/

Предлагается не взыскивать исполнительский сбор с должника-физлица при урегулировании спора сторонами

Исполнительский сбор

25 июня в Госдуму внесен проект поправок в Закон об исполнительном производстве (№ 739148-7), который направлен на совершенствование правового регулирования в части взыскания исполнительного сбора при самостоятельном урегулировании спора сторонами, а также на защиту прав и законных интересов лиц, получающих социальные выплаты, в ходе осуществления исполнительного производства.

Обоснование необходимости изменения законодательства

Как отмечается в пояснительной записке, Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики от 26 декабря 2018 г.

№ 4, о котором ранее писала «АГ», указал, что обязанность добровольного исполнения требования исполнительного документа не может противопоставляться праву сторон урегулировать спор путем заключения мирового соглашения, отступного или иного соглашения об урегулировании спора.

Иное означало бы, что исполнительский сбор взимается вопреки взаимным интересам взыскателя и должника, а также публично-правовой цели этой меры ответственности.

ВС РФ утвердил последний в 2018 г. обзор судебной практикиБольше всего правовых позиций опубликовала Судебная коллегия по экономическим спорам

Конституционный Суд РФ также указывал (Постановление от 30 июля 2001 г. № 13-П; Определение от 1 апреля 2008 г. № 419-О-П), что исполнительский сбор является штрафной мерой, а не обязанностью возмещения расходов по совершению исполнительных действий.

Таким образом, если требование исполнительного документа не исполнено в связи с реализацией законного права на урегулирование спора посредством указанных выше процедур, такое поведение должника не может расцениваться как нарушающее законодательство об исполнительном производстве. Соответственно, взыскание исполнительского сбора приводит к возложению денежного взыскания на добросовестного участника гражданского оборота.

В этой связи в Закон об исполнительном производстве предлагается внести поправки о том, что если исполнительное производство прекращено в связи с заключением мирового соглашения, отступного или иного соглашения, исполнительский сбор не взыскивается.

поправок

В частности, Закон предлагается дополнить ст. 30.1 о предварительной проверке имущественного положения должника-гражданина.

Отмечается, что при поступлении в подразделение судебных приставов такого исполнительного документа уполномоченное лицо не позднее следующего дня должно запросить через систему межведомственного электронного взаимодействия у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций, а также у органов, осуществляющих госрегистрацию прав на имущество, и у Госавтоинспекции сведения об имуществе должника. Указанные ведомства должны предоставить запрошенные сведения в течение 5 дней со дня получения запроса.

При наличии у должника доходов и имущества, на которые в соответствии со ст.

101 Закона не может быть обращено взыскание, исполнительный документ не позднее трех дней, следующих за днем получения этой информации, возвращается взыскателю без возбуждения исполнительного производства.

Тот, в свою очередь, вправе повторно предъявить такой документ, но не ранее чем через 6 месяцев со дня его возвращения при предъявлении информации об изменении имущественного положения должника.

В ч. 2 ст. 43 Закона предлагается внести п. 13 о том, что обязательство заемщика прекращается при отсутствии иного имущества должника, на которое в рамках исполнительного производства может быть обращено взыскание, если единственным источником дохода должника являются выплаты, установленные ст. 101 Закона.

Статью 52 о правопреемстве предложено дополнить ч. 2.1, в которой указано, что при замене должника в постановлении необходимо указать срок для добровольного исполнения требований. При этом правопреемник должен быть предупрежден о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора в порядке ст. 112 Закона.

Предлагается также новая редакция ч. 4 той же статьи.

Так, для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для правопредшественника, за исключением исполнения постановления о взыскании исполнительского сбора – оно не подлежит исполнению правопреемником, поскольку, как указано в пояснительной записке, носит индивидуальный персонифицированный характер.

Часть 3 ст. 70 также предлагается изменить. В частности, постановления об обращении взыскания на денежные средства, а также о прекращении (окончании, отмене) исполнения размещаются в электронном сервисе государственной информационной системы ФССП и обязательны для исполнения банками и иными кредитными организациями.

Кроме того, предлагается указать, что исполнение банком или иной кредитной организацией постановления об обращении взыскания на денежные средства осуществляется перечислением их на депозит подразделения судебных приставов.

В случае получения исполнительного документа непосредственно от взыскателя взысканные денежные средства перечислятся на указанный им счет (ч. 7 той же статьи).

В п. 6 ч. 1 ст. 101 предлагается внести дополнение о том, что взыскание не может быть обращено, в том числе, на социальные доплаты к пенсии, субсидии и средства иной государственной социальной помощи, а также материальное обеспечение инвалидов.

В новой редакции п. 9 отмечается, что взысканию также не подлежит страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пособия по временной нетрудоспособности. В эту же категорию предлагается отнести пенсии (п. 9.1).

Данную норму также предлагается дополнить ч.

3, в которой отмечается, что по обязательствам о возмещении ущерба, причиненного преступлением, об уплате административного, судебного штрафа или штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления, иным требованиям по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, а также об уплате задолженностей перед поставщиками коммунальных услуг ограничения по обращению взыскания, установленные п. 9.1 ч. 1 данной статьи, не применяются.

В предлагаемой редакции ч. 5.1 ст.

112 указано, что неисполненные постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные в отношении должника, впоследствии выбывшего из исполнительного производства или проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, а также в рамках исполнительных производств, подлежащих прекращению по основаниям, установленным п. 2–5, 10–13 ч. 2 ст. 43 Закона, подлежат отмене.

Проектом предусмотрено внесение корреспондирующих изменений во взаимосвязанные федеральные законы. Предполагается, что он вступит в силу с 1 июня 2020 г.

– с началом действия изменений в Закон об исполнительном производстве от 21 февраля № 12-ФЗ, в соответствии с которым банки и иные кредитные организации, обслуживающие счета должника, обязаны исполнять требования о взыскании денежных средств или об их аресте, содержащиеся в исполнительном документе.

ФССП получит отличный инструмент разгрузить себя

Комментируя «АГ» законопроект, старший партнер «Байбуз и партнеры» Вадим Байбуз отметил, что взыскание исполнительского сбора при самостоятельном урегулировании спора сторонами представляется ему все-таки вопросом правоприменительной практики, нежели отдельного правового регулирования. «ВС сказал свое слово по этому вопросу в Обзоре № 4. Следовательно, нет необходимости совершения каких-либо действий со стороны законодателя», – пояснил он.

Руководитель GR-практики юридической компании BMS Law Firm Дмитрий Лесняк отметил, что, во-первых, возникает вопрос, на чьей стороне законодатель в этой инициативе.

С одной стороны, пояснил он, разгрузятся приставы, что благоприятно скажется на исполнительной системе, так как сейчас эффективность ее работы низкая, в том числе из-за слишком большого количества исполнительных производств. Это позитивно и для граждан, так как расчеты по мировым соглашениям будут производиться в зале суда.

«Но здесь надо учитывать, что к делу следует сразу прикладывать копию расписки о получении денежных средств и отсутствии претензий, чтобы впоследствии у другой стороны не появились какие-либо притязания», – добавил эксперт.

По мнению советника юстиции РФ третьего класса, председателя Правления РО МОО «Ассоциация ветеранов Службы судебных приставов» Алексея Шарона, принятие законопроекта в нынешнем виде не понравится взыскателям – в особенности банкам и кредитным организациям.

Во-первых, пояснил он, предлагается сильно облегчить работу судебных приставов. Так, если должником является гражданин, то первоначально делопроизводитель направляет запросы в ФНС, ГИБДД, банки и Росреестр – о наличии имущества у должника.

Эксперт отметил, что в законопроекте не сформулировано, куда направляется запрос о месте получения доходов должника (потому что в России нет органа, где ведется актуальный учет такой информации).

«Авторам проекта, видимо, неизвестно, что имущество должника может находиться по месту его жительства, или что пристав может, например, принимать меры к выделу доли и обращению взыскания на долю в имуществе супруги должника и т.п., – отметил Алексей Шарон.

– То есть ФССП получает отличный инструмент разгрузить себя от хлопот по взысканию долгов с граждан».

Во-вторых, добавил эксперт, авторы законопроекта предлагают ввести иммунитет от взыскания с трудовых пенсий и пенсий, которые получают правоохранители.

Исключение сделано только для взыскания налогов, штрафов и коммунальных платежей: «Так, если гражданин задолжал иные обязательства – например ущерб от ДТП, – он спокойно может не возмещать ущерб, так как имущества за ним не зарегистрировано, официального дохода нет или это пенсия».

Эксперт подчеркнул, что проект, по его мнению, является популистским – в угоду ФССП и должникам – и не способствует повышению финансовой дисциплины, уважению к закону, вырабатыванию у граждан привычки исполнять свои обязательства.

«Отсутствие эффективного механизма принудительного исполнения обязательств может привести лишь к тому, что участники оборота будут решать долговые проблемы иными, в том числе внеправовыми, способами», – подытожил Алексей Шарон.

Единственным «светлым пятном», по мнению эксперта, является отмена взыскания исполнительского сбора при заключении мирового соглашения и иных соглашений, прекращающих обязательство: «Действительно, сейчас стороны нередко договариваются закончить спор миром, но должник при этом все равно остается должен государству исполнительский сбор – 7 % от суммы долга. В предпринимательских спорах это могут быть десятки миллионов рублей. Освобождение должника от сбора, если он закончит дело миром, дает большие возможности прекратить спор на взаимовыгодных условиях. Такие изменения могу оценить как положительные: меньше споров, кредитор получает должное».

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/predlagaetsya-ne-vzyskivat-ispolnitelskiy-sbor-s-dolzhnika-fizlitsa-pri-uregulirovanii-spora-storonami/

Что такое исполнительский сбор судебных приставов, когда взыскивается и как уменьшить

Исполнительский сбор

В отношении компании инициировали исполнительное производство. Если компания задержит исполнение решения суда, приставы вправе взыскать дополнительную выплату. Из статьи можно узнать, что такое исполнительский сбор и как снизить его сумму.

Исполнительский сбор – это отдельная выплата, которую требуют от должника судебные приставы, если:

  • компания пропустила срок добровольного исполнения судебного акта либо
  • в течение суток после получения копии документа о возбуждении производства не исполнила акт, который подлежал незамедлительному исполнению (ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Когда взыскивается исполнительский сбор, деньги перечисляют в федеральный бюджет.

Сколько должник обязан будет заплатить, решают судебные приставы. Сотрудник ФССП рассчитывает размер выплаты по специальной формуле. Взимают 7 % от суммы взыскания или стоимости имущества. Есть несколько правил:

  1. Исполнительский сбор нельзя назначать ниже определенного значения: меньше 1 тыс. руб. для граждан и ИП, меньше 10 тыс. руб. для юрлиц (ч. 3 ст. 112 закона № 229-ФЗ).
  2. ФССП вправе взимать сбор и за неисполнение неимущественного требования. В этом случае физлицо или ИП заплатит 5 тыс. руб., юрлицо – 50 тыс. руб. (ч. 3 ст. 112 закона № 229-ФЗ).
  3. При наличии солидарных должников сбор выплачивают все должники. Величину выплаты пристав определяет по общей схеме (ч. 3.1 ст. 112 закона № 229-ФЗ).

Если должник не погасил задолженность по периодическим выплатам, сумму сбора определяют по каждой выплате отдельно (ч. 4 ст. 112 закона № 229-ФЗ).

Судебный пристав принимает решение о взыскании исполнительского сбора, если от должника не поступили документы о своевременном исполнении судебного акта. Пристав:

  • определяет величину сбора,
  • издает постановление о взыскании,
  • утверждает документ у старшего пристава.

В каких случаях исполнительский сбор не взыскивается или возвращается

В законе перечислили случаи, когда судебные приставы не могут потребовать выплату исполнительского сбора. Правило работает, если исполнительное производство инициировали на основании какого-либо из перечисленных документов.

Например, если это судебный акт о применении мер обеспечения иска или предварительной защиты (ч. 5 ст. 112 закона № 229-ФЗ). Также Верховный суд указал, что сбор платить не нужно при заключении мирового соглашения на этапе взыскания (определение ВС от 25.07.

2018 по делу № А40-56800/2017).

В ряде случаев сотрудник ФССП обязан отменить неисполненное постановление об исполнительском сборе (ч. 5.1 ст. 112 закона № 229-ФЗ).

Исполнительский сбор, который взыскали с должника, вернут ему в случае отмены:

  • основного исполнительного документа;
  • судебного акта или иного документа, который послужил основанием для выдачи исполнительной документации;
  • постановления о взыскании сбора.

Компания, которую обязали выплатить исполнительский сбор, вправе оспорить в суде взыскание, а также добиться отсрочки, рассрочки выплаты либо уменьшения суммы (ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ).

Как исполнительский сбор можно снизить

В законе предусмотрели возможность уменьшить исполнительский сбор (ч. 7 ст. 112 закона № 229-ФЗ). Максимально его снижают на 25% от первоначального значения. Суд учитывает:

  • степень вины должника в том, почему исполнения вовремя не было;
  • материальное положение должника;
  • иные существенные обстоятельства.

Если нет оснований, при которых должник согласно ГК отвечает за нарушение обязательств, суд освободит его от уплаты сбора.

Чтобы добиться снижения суммы исполнительского сбора, нужно убедить суд в небольшой степени вины компании или доказать, что у нее сложное положение.

Как уменьшить исполнительский сбор судебных приставов сообразно степени вины компании

Пленум ВС РФ издал постановление № 50 от 17.11.2015 № 50, где рассмотрел основания для уменьшения исполнительского сбора. В том числе ВС указал, что следует учитывать степень вины компании-должника в несвоевременном исполнении. Чтобы оценить этот фактор, суд должен узнать, что именно должник сделал. Он:

  • предпринял что-либо в рамках непосредственно исполнения либо
  • пытался получить отсрочку или рассрочку исполнения. 

Например, суд снизил сумму сбора, так как должник согласовывал график погашения основного долга (постановление ФАС Уральского округа от 12.01.2009 по делу № А76-5141/08).

Кроме того, суд учтет действия пристава.

Источник: https://www.arbitr-praktika.ru/article/2190-qqe-17-m4-05-04-2017-kak-umenshit-ispolnitelskiy-sbor

Статья 112. Исполнительский сбор | ГАРАНТ

Исполнительский сбор

Статья 112. Исполнительский сбор

1.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

2.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

3.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.

3.

1. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор взыскивается солидарно в размере, установленном частью 3 настоящей статьи.

4. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

5. Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

7) по запросу центрального органа о розыске ребенка;

Часть 5 статьи 112 дополнена пунктом 8 с 17 марта 2019 г. – Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 24-ФЗ

8) по исполнительным документам в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита (займа).

5.1.

Неисполненные постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита (займа), а также в рамках исполнительных производств, подлежащих прекращению по основаниям, установленным пунктами 4, 5, 10 – 12 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, отменяются судебным приставом-исполнителем.

6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

7.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

8. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

9. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

10. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.

11. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Источник: http://base.garant.ru/12156199/ea54c1918750348cf1860e01a0121200/

Исполнительский сбор. Расходы по совершению исполнительных действий

Исполнительский сбор

После изучения главы 7 студент должен:

  • знать:
    • – особенности правовой природы исполнительского сбора;
    • – понятие и порядок взыскания исполнительского сбора;
  • уметь:
  • – определять расходы по совершению исполнительных действий;
  • – выявлять проблемы взыскания исполнительского сбора по исполнительным производствам, должником по которым выступает публичное образование;
  • владеть навыком определения случаев при возмещении расходов по совершению исполнительных действий.

Правовая природа исполнительского сбора

В настоящее время институт исполнительского сбора сравнительно слабо исследован юридической наукой. Это в известной степени служит предпосылкой для возникновения дискуссионности относительно правовой природы исполнительского сбора и появления различных его трактовок.

Отметим, что до принятия в 2007 г. Закона об исполнительном производстве как таковое отсутствовало и легальное определение исполнительского сбора, а это, в свою очередь, расширяло диапазон высказываемых мнений и предлагаемых определений рассматриваемого правового института.

И. Б. Морозова и А. М. Треушников полагают, что исполнительский сбор введен с целью финансирования деятельности по обеспечению принудительного исполнения.

По мнению авторов, если взыскатель готов идти на некоторые потери, логичнее бы было взыскивать исполнительский сбор с взыскателя при обращении его к судебному приставу-исполнителю с исполнительным документом о принудительном исполнении. Порядок уплаты исполнительского сбора взыскателем действовал еще в дореволюционной России.

Во всех случаях окончательно исполнительский сбор в бесспорном порядке взыскивается с должника[1]. Таким образом, исполнительский сбор рассматривается как определенная плата за принудительное исполнение.

Другой автор, В. Анохин, предлагает рассматривать исполнительский сбор в качестве платы за услуги, оказываемые судебным приставом-исполнителем по реализации имущества во исполнение требований исполнительного листа[2].

В этом контексте интересна позиция Минюста России, которое в письме от 21 декабря 2000 г.

№ 06-5893 разъяснило, что исполнительский сбор не является платой судебным приставам за исполнение, а представляет собой правовой инструмент принудительного воздействия на должников в исполнительном производстве, который побуждает своевременно и в полном объеме исполнить требования судебных актов и актов уполномоченных органов.

В свою очередь, В. В. Ярков утверждает, что посвященная исполнительскому сбору статья устанавливает новый вид расходов, которые взыскиваются с должника, по сути дела, за сам факт возбуждения исполнительного производства в случае неисполнения им требований исполнительного документа добровольно.

Поэтому исполнительский сбор представляет собой имущественную санкцию, применяемую к должнику за отказ от добровольного исполнения[3].

Следует заметить, что исполнительский сбор взыскивается с должника не только в случае отказа от добровольного исполнения требований исполнительного документа, но и в случае несвоевременного исполнения требований исполнительного документа. В соответствии с точкой зрения, высказанной Л. В.

Белоусовым, исполнительский сбор представляет собой новый для нашего законодательства и практики принудительного исполнения исполнительных документов вид имущественной ответственности должника, не выполнившего без уважительных причин в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, требований исполнительного документа.

Его назначение – обеспечить добровольное исполнение исполнительного документа. Исполнительский сбор можно рассматривать как своеобразную штрафную санкцию за неисполнение в добровольном порядке исполнительного документа.

Далее автор уточняет, что исполнительский сбор – это дополнительный вид имущественной ответственности к неисправному должнику, санкция за правонарушение, каким является неисполнение в добровольном порядке требования исполнительного документа, заключающаяся в возложении на должника новой гражданско-правовой обязанности. Этот вид обязанности не зависит ни от материального положения должника, ни от усмотрения (благорасположения или нерасположения к должнику) самого судебного пристава-исполнителя[4].

Вряд ли возможно согласиться с Л. В. Белоусовым в том, что исполнительский сбор является дополнительным видом имущественной ответственности, заключающейся в возложении на должника гражданско-правовой обязанности. Возникающие при уплате исполнительского сбора правоотношения носят сугубо властный характер и соответственно не могут рассматриваться в качестве гражданско-правовых.

В юридической литературе высказывается мнение о том, что исполнительский сбор является санкцией, призванной побудить должника к исполнению своих обязанностей до направления исполнительных документов в службу судебных приставов. Исполнительский сбор сочетает в себе свойства трех видов платежей в доход государства: сбора, пошлины и штрафа, однако ни к одному из этих видов не относится в полной мере[5].

Вместе с тем Конституционный Суд РФ в постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П по делу о проверке конституционности положений подп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст.

81 Федерального закона “Об исполнительном производстве” в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества “Разрез “Изыхский” указал, что такой сбор в перечне налогов и сборов, которые устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ, не указан, и, следовательно, он не относится к сборам в смысле ст. 57 Конституции РФ, а также не является государственной пошлиной в смысле ст. 1 Федерального закона “О государственной пошлине”[6]. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Законом об исполнительном производстве денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности. Таким образом, в данной трактовке высшей судебной инстанцией исполнительский сбор рассматривается в качестве административного штрафа. Более того, некоторыми авторами в связи с этим предлагалось и вовсе отказаться от закрепления в законе категории “исполнительский сбор” как являющегося неудачным и искусственно введенным в законодательство термином[7].

Источник: https://studme.org/84791/pravo/ispolnitelskiy_sbor_rashody_soversheniyu_ispolnitelnyh_deystviy

Исполнительский сбор у судебных приставов – что это такое, порядок взыскания, размер

Исполнительский сбор

Почти по любой взыскиваемой задолженности суд использует исполнительский сбор – еще одно взыскание для должников, не выполнивших свои обязательства своевременно. Но бывают ситуации, когда имеет место уменьшение исполнительского сбора или избавление от такой выплаты.

Подробнее об исполнительском сборе

Итак, что такое исполнительский сбор у судебных приставов? Это обязанность финансовой выплаты, накладываемая на задолжавшего деньги человека при исполнительном производстве, если решение суда не было выполнено в рамках срока добровольной выплаты.

Данный срок предполагает пять дней с момента передачи человеку постановления о старте судопроизводства.

Если время вышло, но деньги выплачены не были, суд способен внедрить принудительную меру исполнения, которая может включать в себя взыскания по счетам, запрет на выезд за территорию страны, удержания из заработной платы, а также ввести исполнительский сбор.

Бывают варианты событий, требующие незамедлительного исполнения, когда должник получает только 1 день на исполнение оплаты. При отсутствии выплаты, суд выносит решение о применении описываемого нами сбора.

При этом размер исполнительского сбора судебных приставов является неизменным и составляет 7 процентов от задолженности по судебному решению. Однако, сумма должна быть не меньше 1 000 рублей, если речь идет о задолжавшем гражданине, и 10 000 рублей, если деньги должна компания. Данный размер сбора идет вместе с задолженностью и переходит в казну государства.

Существует ряд моментов, касающихся начисления дополнительной выплаты:

  • Для неимущественных требований используется фиксированная сумма, которая для граждан и ИП составляет 5 тысяч рублей, а для компаний – 50 тысяч.
  • Если решение выполнено частично, сбор рассчитывается на основе невыполненной доли задолженности. Деньги взымаются на следующие сутки после завершения периода добровольной оплаты.
  • Что касается задолженностей в валюте, сумма сбора принимается в рублях. Чтобы рассчитать выплату, суд использует перевод задолженности в рубли на основе курса ЦБ.
  • Для алиментов и прочих периодических выплат сбор рассчитывается по каждому долгу отдельно.
  • Если используется взыскание по залоговому имуществу, сумма сбора распространяется только на размер взыскиваемой задолженности.

Какие условия являются обязательными для сбора

Основываясь на действующем законодательстве РФ, имеют место четыре условия, согласно которым возможно вынесение решения по исполнительскому сбору:

  • Если срок добровольной оплаты вышел.
  • При наличии документального подтверждения получения должником решения о старте судопроизводства (личный отказ от получения также учитывается).
  • Должником не были выполнены требования исполнительной документации.
  • Если должник не обеспечил суд доказательствами собственной неспособности выплатить сумму.

Как избежать выплаты сбора

Существует ряд законных методов, как не платить исполнительский сбор приставам или же добиться уменьшения суммы.

  • Обеспечить суд доказательствами, что вы объективно неспособны выполнить постановление.

Что значит подобный момент? В качестве должника человек способен доказать суду, что он не может выполнить требования, в связи с непреодолимыми обстоятельствами, которые не могут быть предотвращены никоим образом. Законодательство не предоставляет списка или примеров таких ситуаций, но возможны различные варианты.

Так, если вы пребывали на амбулаторном лечении, находились в долгосрочном отъезде по службе или были в заграничном отпуске, можно предоставить доказательства суду, что может помочь получить освобождение от исполнительского сбора.

Если производство одобрит доказательства, выплату долга следует осуществить как можно быстрее.

  • Оспаривать судебное решение о сборе.

Оспаривание сбора может использоваться, если судом были допущены значительные ошибки во время присуждения выплаты дополнительной суммы. Оспаривание возможно лишь в судебных условиях путем подачи административного иска на основе 22 главы КАС России. В иске взыскатель должен быть указан в качестве заинтересованного гражданина.

В чем заключается разница между приостановлением производства и решением суда? Обжалование исполнительского сбора предполагает требования приостановления судопроизводства или действия решения о самом сборе.

Первый вариант – это временное приостановление всего судопроизводства или отдельной его меры. Рассмотрение подобного ходатайства производится в суде за 10 дней с момента извещения участников.

Второй вариант предполагает остановку только взыскания суммы сбора, при этом рассмотрение осуществляется на следующие сутки.

Для обжалования решения суда имеется 10 дней с момента, когда должнику пришло постановление о начисленном исполнительском сборе.

Если срок пропущен, суду все равно придется рассмотреть полученный иск, но следует приготовиться совершить ходатайство о возвращении срока, а также предоставить документы о невозможности своевременной подачи иска по уважительной причине. Если доказательства отсутствуют, суд может отказать в отмене сбора.

  • Вынесение просьбы суду о снижении суммы или отмене сбора

Если оспорить начисление не вышло, в ход может пойти следующий метод – снижение или отмена сбора, что предусматривается 112 статьей ФЗ о судопроизводстве.

Увы, но суд неспособен произвольно уменьшать сумму сбора – возможно снижение не более, чем на ¼.

Чтобы снизить или избавиться от необходимости платить дополнительные деньги, потребуются доказательства о чрезвычайной ситуации, ставшей помехой для выплаты денег за период в пять дней. Также потребуется подать заявление об отмене.

Исковое заявление может помочь приостановить судопроизводство без самого заседания, лишь на основе решения пристава. Для этого необходимо незамедлительно получить у суда определение о решении по исковому заявлению и вынести его приставу, занимающемуся производством, приложив к документу ходатайство о временной остановке дела.

Что касается снижения суммы, это требование можно выносить лишь после взыскания сбора. Если иск будет одобрен, суд возвратит часть денег.

  • Оформление рассрочки или отсрочки для взыскания сбора.

Далее рассмотрим, как не платить сбор вовремя – для этого необходимо оформить отсрочку или рассрочку по решению суда. При подаче подобного иска возможно затребовать паузу в судопроизводстве, но в законодательстве РФ есть пункт, согласно которому суд не обязан удовлетворять данные просьбы. Так что исход будет напрямую зависеть от предоставленной должником доказательной базы.

В каких ситуациях суд дает добро на снижение сбора или его отсрочку

Если рекомендации о том, как отменить сбор не помогли, необходимо принять во внимание случаи снижения, отсрочки или рассрочки выплаты. Для удовлетворения подобных исков приставы берут в учет:

  • Виновность должника. Отмена начисленной суммы возможна, если должник просрочил выплату без неосторожности или умышленно. Для ИП и юридических лиц рекомендуется доказывать чрезвычайную ситуацию, но не заявлять о неприятностях с контрагентами или отсутствии бюджета на выплату долга. Для других должников необходимы доказательства того, что ими были приняты все меры, чтобы исполнить судебное постановление.
  • Состоятельность должника. Как поясняют в Верховном Суде РФ, отсутствие денежных средств у любых организаций не становится поводом для отмены сбора, если отсутствовали любые попытки погасить задолженность.
  • Оперативную выплату задолженности. Это предполагает перечисление средств сразу после окончания времени на добровольную выплату, но отмена сбора в такой ситуации будет невозможной. Должник может рассчитывать лишь на снижение суммы, если докажет объективность причин задержки выплаты.

Что такое исполнительский сбор для кредитных поручителей

Бывают ситуации, при которых для кредитных поручителей также устанавливается стандартный исполнительский сбор. В законодательстве о судопроизводстве указано, что при солидарном взыскании денег, включая поручителей, 7% суммы могут взыскать с любого задолжавшего лица. При этом поручители приравниваются к заемщикам.

Оспаривание подобных решений поручителями возможно в рамках установки суммы или же обращения в судебные инстанции с упомянутыми выше исками об избавлении, снижении, отсрочке или рассрочке выплаты.

В каких ситуациях суд не может запрашивать дополнительную сумму

Каждая ситуация, предполагающая запрет для судопроизводства о выставлении задолжавшему лицу исполнительского сбора, отражена в пятом пункте 112 статьи Федерального закона. Перечислим данные случаи:

  • Если имеет место поручения для приставов из прочих отделов.
  • Если исполнительный лист дополнительно предъявляется к выполнению, но раньше в рамках судопроизводства уже было решено применять сбор, и отмены постановления не было.
  • По судопроизводству на предмет взыскания 7-процентной суммы, а также расходов на любые исполнительные операции.
  • В рамках исполнительных листов для обеспечительных мер, включая арест имущества должника.
  • Если с территории Российской Федерации принудительно выдворяются граждане других стран или не имеющие гражданства лица.
  • При отбытии принудительных работ.
  • На основе запросов о поиске ребенка.

Как можно произвести возврат уплаченной дополнительной суммы

Также в законодательстве нашей страны прописаны ситуации, в рамках которых суд должен возвратить должнику выплаченную 7-процентную сумму:

  • При отмене судебного акта, основываясь на котором произошел старт судопроизводства.
  • При отказе от исполнительной документации.
  • Если произошла отмена судебного постановления о взыскании дополнительной денежной суммы.
  • При снижении судом размера суммы, когда инстанции возвращают задолжавшему лицу лишние деньги.

Чтобы вернуть 7-процентный сбор, должник обязан составить заявление именно в тот судебный отдел, который ответственен за взыскание дополнительной денежной суммы. Заявление должно содержать в себе реквизиты личного банковского счета, подходящего для денежных зачислений, или же точный адрес, чтобы использовать почтовый перевод денежных средств.

Постановление российского правительства гласит, что заявление о возврате дополнительной суммы должно содержать заверенную судебной инстанцией копию решения о снижении или полном избавлении от выплат.

Также в этой роли может использоваться акт судопроизводства, отменяющий решение пристава об установлении 7-процентной суммы. Копия обязана содержать отметку с датой, когда решение обретает силу.

Также подача заявления возможна посредством доверенности, а возврат денег производится за 1 месяц.

Источник: https://sodrugestvo.org/page/ispolnitelskiy-sbor

Защитник Права
Добавить комментарий