Домашнее задание на каникулы

Вопрос экспертам: должны ли дети выполнять на каникулах домашнее задание

Домашнее задание на каникулы

Рассказываем, имеют ли учителя право задавать на летние каникулы домашнее задание и спрашивать его с учеников в новом учебном году.

Сколько каждый год родительских нервов тратится и детских слез проливается, когда речь заходит о домашних заданиях, которые школьники получили на лето.

Родительские форумы переполнены вопросами «Может ли учитель давать уроки на каникулы», «Должен ли ребенок вести читательский дневник», «Имеет ли право учитель поставить школьнику двойку за задание на лето», которые так и остаются без ответов.

Тревога взрослых понятна, ведь об уроках на каникулы дети вспоминают в лучшем случае за две недели до 1 сентября. Что это значит? Что за 10-14 дней ученик должен выполнить объем работ, который учитель давал ему на 2-3 месяца. Звучит как утопия.

В итоге последние дни отдыха, который уже сложно назвать таковым, проходят в атмосфере суеты и смятения. Родители пытаются взять ситуацию под контроль: усаживают ребенка за тетрадки, ругаются с ним, в конце концов, берутся за дело сами и выполняют все упражнения за ребенка.

Мы подумали, что, вероятно, родители хотели бы избежать суеты в этом году, и попросили учителей из разных школ рассказать, дают ли они своим детям задания на каникулы и требуют ли от них его обязательного выполнения.

Давайте рассмотрим этот вопрос со всех сторон.

Итак, если следовать букве закона, то Федеральный закон 273-ФЗ относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет их как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (п. 11 ч. 1 ст. 34).

То есть никаких заданий в каникулы быть не может. И родители, и дети могут спать спокойно.

Вот только цель летних заданий вовсе не получение образования как такового, а повторение уже пройденного материала. Зачем? Чтобы 1 сентября ребенок легко вошел в учебный процесс.

Так, некоторые семьи считают приемлемым потратить определенное количество времени в летние каникулы на разбор тем, которые вызвали у ребенка затруднение.

Получается, что домашние задания на лето должны быть необязательными, а носить лишь рекомендательный характер.

Самое главное — решение о выполнении того или иного задания и его объеме обсуждается только на семейном совете.

Если же было принято решение «заданиям быть», то родители и дети могут быть уверены, что учитель работу проверит. Обратная связь крайне важна, так дети будут чувствовать заботу и неравнодушие педагога и поймут, что и летом трудились не зря.

Давайте разберемся с понятиями. Что значит задания на лето?

Дети, которые в полном объеме освоили образовательную программу, переходят в следующий класс. В течение учебного года ребята в соответствии с планом, установленным школой, проходят промежуточные аттестации.

Если что-то пошло не так и кто-то из учеников получил за аттестацию неудовлетворительную оценку, это считается академической задолженностью, которую ребенок обязан ликвидировать в течение года с момента ее появления.

Сроки «погашения» задолженности определяет школа.

Часто школьники в начале лета ходят на дополнительные консультации с учителем, а затем получают задание на лето.

Его выполнение обязательно и будет проверено преподавателем в начале учебного года.

Если речь идет о литературе, то чтение — важное подспорье в дальнейшей учебе. И превратить его можно в интересную игру, если вести дневник. Можно бумажный, с картинками и наклейками, а можно электронный, превратив его в своеобразный блог, обсуждая с друзьями и т. п. Такая переписка — дополнительная практика в русском языке.

Летние задания необходимы, но должны быть не механическими и скучными, а полезными и практико-ориентированными.

Чего не стоит делать? Не стоит перегружать ребенка учебой летом. Не лишать удовольствий. Не попустительствовать. Не пугать школой, как полицейским.

Задание на лето от меня получают только те школьники, которые планируют выбрать физику в качестве предмета для экзамена. Это касается только десятиклассников.

Для них в июне я устраивала дополнительные занятия (посещение — по желанию), на которых мы разбирали сложные темы. После каждого занятия школьники уходили с домашним заданием.

И на лето они тоже получили несколько упражнений, решение которых я обязательно потом спрошу.

Конечно, я не могу ставить эти задания им в обязанности и считаю, что все зависит от желания человека.

Я стараюсь заинтересовать детей, вместе с ними найти мотивацию.

К тому же у многих школьников в конце года еще есть силы немного поработать. А если есть силы, почему бы не позаниматься?

В свое время, когда я сама училась в школе, я летом занималась, и это мне очень помогло в учебе. ЕГЭ по физике экзамен сложный, и он требует тщательной подготовки.Что касается ребят помладше, я на них не наседаю. Если у них есть желание, они могут решать задачи на сайте «Решу ОГЭ», но это необязательно.

Задания на лето от учителя могут носить исключительно рекомендательный характер. И адресованы они родителям, в зависимости от того, какие моменты в обучении они хотели бы улучшить и закрепить.

Детям можно озвучить совет или пожелание в соответствии с их интересами и возможностями. Учебный год можно начать с предложения детям проявить инициативу: рассказать о книгах, о своих летних увлечениях, открытиях.

Недопустима критика и неодобрение в адрес детей, которые подобную инициативу проявить не готовы.

Контроль за летними дневниками по чтению, дневником наблюдения за природой, пособиями, прописями создает стресс для детей с первых учебных дней, разрушает и без того хрупкий позитивный настрой к школе и учебе. И в корне бессмысленно.

Потому что, если ребенок успешно и с увлечением занимался, он будет рад об этом рассказать и без контроля. А если подобная работа не проводилась, то ребенок будет испытывать давление, неуверенность, страх перед осуждением, что сильно повредит его учебе в дальнейшем.

В конце учебного года родители моих учеников поинтересовались, как заниматься с детьми на каникулах. Сейчас издается много пособий для подготовки и повторения материала, и я отправила несколько таких PDF-файлов по русскому и по математике в школьный чат. Также посоветовала выполнять упражнения на портале «Учи.ру», если у ребят будет желание.

Разумеется, есть и список литературы на лето (сказки, рассказы, повести).

У детей было два варианта: короткий, включающий 21 произведение, для тех, кому чтение дается нелегко, и расширенный (из 37 пунктов) — для ребят, которые любят книги.

В начале лета, пока я еще была в школе, предложила своим ученикам приходить ко мне на дополнительные занятия, чтобы подтянуть знания по предметам, в которых они чувствуют себя неуверенно. И на эти занятия ходили те, кому это было действительно нужно (всего 15 человек!).

Я считаю, что такая форма работы отлично показывает себя именно в младшей школе. Многие дети в первый месяц лета не уезжают из города и в лучшем случае выходят погулять раз в неделю. Поэтому занятия для них не только шанс подтянуть знания, но и возможность пообщаться с друзьями. Встречи получаются в удовольствие.

Проведение дополнительных занятий летом в комфортном для школьников режиме представляется мне хорошей идеей. Ведь за три месяца каникул ребята многое забывают и возвращаются в школу tabula rasa. Приходится начинать все сначала. Чтобы избежать полного выветривания полученной за год информации, нужно, чтобы ребята хотя бы немного подпитывали себя знаниями.

Shutterstock.com

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/vopros-ekspertam-dolzhny-li-deti-vypolnyat-na-kanikulakh-domashnee-zadanie.htm

Домашнее задание на каникулы — законно ли это?

Домашнее задание на каникулы

Зачем человеку каникулы? Затем, чтобы отдохнуть! Но не все учителя так считают, и задают домашние задания.

Во всех российских школах начались зимние каникулы, которые по времени совпадают с новогодними каникулами для взрослых. Поэтому, отдыхать будут и школьники, и их учителя, и родители. Правда, как оказалось, некоторые учителя хотят отдыхать единолично, как в печально известном анекдоте:

Звонок в 3 часа ночи:— Марья Ивановна, это папа вашего ученика Васи Петрова. Вы спите?— Сплю, конечно!

— А мы математику учим!

А на каникулы нам задали весь учебник..

Домашние задания, которые задали на каникулы в некоторых классах превосходят все мыслимые и немыслимые пределы. А ведь первоначально, на родительском собрании, учителя обещают задать совсем немного, только чтобы дети были в тонусе и не забыли того, чему научились. Кстати, больше всего такая практика распространена в начальной школе.

В итоге второклассники, третьеклассники и четвероклассники получают по 50 номеров по математике и с десяток упражнений по русскому языку, несколько проектов по окружающему миру. А ведь еще нужно книги читать по списку.

Вот посмотрите, какой перечень заданий по математике был задан ученикам 4-го класса (в котором учится мой сын):

Дополнительно к этому заданы упражнения по русскому языку, которые, как и номера по математике нужно решить на оценки в отдельных тетрадях по 24 листа. То есть учительница отлично понимает, что на 12 тетрадных листов выполнение ее задания не поместится.

Но ведь и дети, и их родители тоже хотят отдохнуть полноценно — сходить на елки, покататься на коньках, поиграть в снежки и поздравить всех родных и друзей. Да и мозг ребенка тоже должен получить полноценный отдых от ежедневных школьных нагрузок.

Так для чего же нужны каникулы? Для отдыха или для учебы? И законно ли так загружать школьников в их законное время отдыха?

Законодательство о каникулах

В силу Федерального закона 273-ФЗ каникулы являются академическим правом всех обучающихся. В соответствии с законодательством каникулами называются плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии календарным учебным графиком.

В каникулы школа может осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся, организовывать физкультурно-спортивные лагеря, тренировочные сборы и спортивные соревнования. При этом у учеников в силу ч. 4 ст. 34 есть право как посещать такие мероприятия, не предусмотренные учебным планом, так и не посещать их.

Значит у школы есть право привлекать к любой деятельности в каникулы только с согласия их законных представителей или самих учеников (с 14 лет).

Из этих правовых норм можно сделать вывод, что возложение на учеников обязанности по освоению в каникулярное время общеобразовательной программы (по выполнению домашних заданий можно рассматривать как нарушение.

Кроме того, существует еще и такой документ, как СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которым не только ограничено время на выполнение домашнего задания для учеников каждого класса, но и установлено требование к времени их отдыха в выходные и каникулярные дни.

Ну и, наконец, существует Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г, в статье 31 которой закреплено право детей на отдых. Каникулы по закону — это время отдыха, а не работы над домашним заданием.

Так можно давать задания на каникулы или нет?

Прямого запрета в законодательстве на это нет. Но есть уже довольно старое (но действующее) письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.02. 1999 г.

№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе», в котором указано на недопустимость домашних заданий на выходные и каникулярные дни.

Поэтому, если учитель их задает, его действия, при желании, можно рассматривать, как незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся. За такие действия даже предусмотрена административная ответственность по статье 5.57 КоАП РФ.

Все хорошо в меру

Конечно, на каникулах нужно отдыхать.Как детям, так и их родителям, ведь выполнение домашних заданий в начальной школе без них обходится редко. Но и забывать полученные знания тоже не нужно.

Поэтому, важно найти золотую середину в этом вопросе. Например, заниматься по специальной тетради, разработанной по ФГОС и содержащей комплексные упражнения по всему курсу.

Или выполнять по паре упражнений из учебников раз в несколько дней.

Но, если дети будут на каникулах проводить за уроками столько же времени, сколько в обычные школьные дни, то полноценного отдыха у них не получится. И как они смогут выдержать учебную нагрузку в самой длинной третьей четверти, остается вопросом.

А как думаете вы? Задали ли вашим детям домашнее задание на каникулы?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/domashnee-zadanie-na-kanikuly--zakonno-li-eto-5c2755a95d92d200abad7d10

Закон о домашнем задании на каникулы

Домашнее задание на каникулы

Некоторые убеждены в том, что нужна отмена ЕГЭ и возврат к советской системе экзаменации учащихся.

Однако существует и другая точка зрения: ЕГЭ позволяет проверить уровень знаний учащихся и дать дорогу выпускникам из провинции поступить в престижные столичные вузы.

На сегодняшний день есть два обязательных экзамена – это русский язык и математика.

ЕГЭ по обществознанию 2019 интересен тем, что он интегрированный и позволяет выпускникам почувствовать себя немного юристом, социологом, экономистом, политологом или правоведом.

На сайте ФИПИ также можно найти информацию о дате проведения экзамена и порешать варианты КИМов.

Из этого документа можно узнать, что этот экзамен состоит из 29-ти заданий. В первой части 20 заданий имеют максимальный первичный балл – 35. Знание этих документов необходимо для того, чтобы успешно сдать экзамен по обществознанию и получить высокие результаты.

Демоверсия ЕГЭ по обществознанию нужна для того, чтобы ознакомиться с примерными видами заданий, которые будут в контрольно-измерительных материалах непосредственно на экзамене.

Следует большое внимание здесь обратить на систему оценивания экзаменационных работ.

Это нужно, чтобы выпускник чётко понимал, как точно нужно выполнять задания 2-й части, где присутствует развёрнутый ответ.

Если одиннадцатиклассник в задании видит два знака вопроса, значит необходимо дать два ответа. Всегда в задании №14 проверяют позиции из Кодификатора 4.14 и 4.1.

Закон об образовании каникулы

Задания 1 – 3 (базовый уровень) и задание 20 понятийные, проверяющие уровень подготовки выпускников. («Органы государственной власти РФ» и «Федеративное устройство РФ»). Можно быть уверенным, что всегда задание 16 направлено на знание основ Конституционного строя РФ.

4-6 – это задания, которые направлены на проверку сформированности умений учащихся 11 класса в теме «Человек и общество», включая познание и духовную культуру. Каждый выпускник школы должен быть активным гражданином нашего государства, понимающим, в каком государстве он живёт, знающим основы своего государства, права и обязанности, гарантируемые Конституцией РФ.

2 часть (9 заданий) представляет собой в совокупности базовые общественные науки, формирующие весь курс средней школы: Задания 21 – 24 объединены в одно составное задание с фрагментом научно-популярного текста, направленные на проверку умения находить главное из текста. Надо найти только то предложение, в котором находится ответ.

В 23 задании даётся дополнительное задание по данному тексту, например: 24-е задание предполагает использование информации текста, но также необходимо знание курса «Обществознание» в целом.

25-е задание проверяет умение раскрывать ключевые обществоведческие понятия.

Выпускник должен здесь показать смысловую основу понятия, выделить главную мысль.

№26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия.

Примеры – это возможность экспертам увидеть, насколько теоретические знания выпускник сможет применить в жизни. Ученик 11-го класса должен системно показать, что он знает по теме.

В 2018 году добавлен 1 балл в системе оценивания к этому заданию (всего – 4 балла за задание).

Здесь должно быть три пункта плана, два из которых раскрыты подпунктами.

Последнее задание, №29, – альтернативное (представлено в пяти вариантах). Надо выбрать одно высказывание из представленных и раскрыть смысл высказывания, представить теоретическое содержание, обозначив ключевые понятия и проиллюстрировать примерами, фактами.

Здесь также с 2018 года добавлен 1 балл, посвящённый корректности использования теоретических понятий, положений и рассуждений.

В 2018 году произошли некоторые изменения в системе оценивания экзамена по обществознанию.

Добавился балл в 28 задание, и теперь он оценивается в 4 балла.

Добавился балл в 29 задание, и теперь он оценивается 6-ю баллами.

Максимальный первичный балл, который можно набрать на ЕГЭ по обществознанию – 64 балла.

Хоть и существуют регламенты, ограничивающие домашние задания на выходные и каникулы, но, к сожалению, задавали и задавать будут.

Все дело в том, что многие ученики не могут воспринимать и усваивать ту информацию, которую дают на уроках, поэтому многие учителя “для закрепления” задают на дом.

Мы же тоже учились и нам задавали домашние задания, на выходные и каникулы, в том числе. В общем, это дело каждого ученика и его родителей – делать домашние задания или нет, а заставлять учителя вообще ничего не могут, т.к.

Это в первую очередь нужно ученикам, а не учителям для лучшего усваивания информации.

Допустимые нормативы выполнения

Последнее задание, №29, – альтернативное (представлено в пяти вариантах). Надо выбрать одно высказывание из представленных и раскрыть смысл высказывания, представить теоретическое содержание, обозначив ключевые понятия и проиллюстрировать примерами, фактами.

Здесь также с 2018 года добавлен 1 балл, посвящённый корректности использования теоретических понятий, положений и рассуждений.

В 2018 году произошли некоторые изменения в системе оценивания экзамена по обществознанию.

Добавился балл в 28 задание, и теперь он оценивается в 4 балла.

Добавился балл в 29 задание, и теперь он оценивается 6-ю баллами.

Максимальный первичный балл, который можно набрать на ЕГЭ по обществознанию – 64 балла.

Хоть и существуют регламенты, ограничивающие домашние задания на выходные и каникулы, но, к сожалению, задавали и задавать будут.

Все дело в том, что многие ученики не могут воспринимать и усваивать ту информацию, которую дают на уроках, поэтому многие учителя “для закрепления” задают на дом.

Мы же тоже учились и нам задавали домашние задания, на выходные и каникулы, в том числе. В общем, это дело каждого ученика и его родителей – делать домашние задания или нет, а заставлять учителя вообще ничего не могут, т.к.

Это в первую очередь нужно ученикам, а не учителям для лучшего усваивания информации.

Может ли учитель задавать письменное

И все-таки, согласно Сан Пи Н 2.4.2.1178-02 “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях”, в 1 классе домашнее задание детям вообще не задается, со 2 по 6 классы задание не задается на выходные, праздники и каникулы, а с 7 по 11 кл.

В вышеуказанные дни задание задается, но в облегченном варианте.

Только, к сожалению, в наших школах это все практически не соблюдается. Если мой ребенок в субботу учится до 15.00, а домой приезжает в 16.00 (школа не рядом с домом), то считай пол субботы уже прошло.

А если учесть, что мы каждый день ложимся не раньше 2 ночи, так как делаем уроки ( очень много задают, 7 класс, школа с углубленным изучением иностранного языка), то в воскресенье хочется и выспаться, остается лишь вечер воскресенья!!!! Не знаю уже куда писать, ведь нужно же делать скидку на то, что школа углубленная, но почему то каждый учитель считает своим долгом задать огромное количество домашнего задания!!! первый раз слышу что домашнее задание на выходные может быть незаконным : D помнится я когда в школе училась, так на выходные нам учителя еще больше домашки задавали, аргументируя это тем, что: ну у вас же выходные!

Я уже не говорю, что и суббота, и воскресенье заняты занятиями с репетиторами по иностранному яз. при чем каждый учитель, по своему предмету, задавал стооолько, как будто думал что его предмет единственный в школе изучается : D В нём говорится, что в первом классе нет домашних заданий вообще.

А в классах с 2-го и по 6-й нельзя давать учащимся домашние задания на каникулы, праздничные дни и выходные. Лично у меня в школе никогда не стоял вопрос о законности дз, хотя нам задавали просто кучу задания.

В 7-11 классах домашние задания во всех вышеперечисленных случаях можно задавать, но в более облегчённом варианте. Многие родители, так же как и вы, обеспокоены здоровьем своих детей. Во втором-шестом на выходные, праздники, каникулы тоже нельзя.

Также касательно домашних заданий существуют следующие требования: в начальной школе на собраниях говорят, что не положено задавать, но 45 минут не хватает ( в начальной школе 35-40) , чтоб объяснить тему, привести несколько примеров на эту тему, проверить каждого ученика понял ли он все от этого урока, для этого и задают, чтоб убедиться, что понял и на следующем уроке спрашивают все ли разобрались , есть ли вопросы , и разбираются коли они есть чем больше ребенок пишет , тем быстрее научится красиво писать, быстро читать, быстрее отвечать , но конечно все в меру должно быть. Если Вы не в русской школе учитесь, тогда еще можно понять. Ну а в седьмом-одиннадцатом просто не рекомендуется.

В углубленных школах ещё больше задают)) маленький вопрос учёба это отдых? у нас этого либо ни кто не знает, включая самих учителей, либо кто уже пытался с этим бороться наткнулся на такой ответ преподавателя как, можете и не делать, но ребенок тогда будет получать двойки. И если дома родители будут выражаться по отношению к учителю так, как Вы здесь, ни о какой культуре и т.п.

Нет это труд ,труд,труд…имео труд сделал из обезьяны человек…

понятно что это законно ,но вопрос в каком объёме? У нас вообще в школах сейчас и не учат вовсе, только задают на дом, а в самой школе за урок, проверяют как ребенок выучил материал дома с родителями.

и среду, то со среды на понедельник задание на дом задаётся. И никто не виноват, если ребёнок вместе с родителями оставляют это задание на выходные.

На выходных больше времени так может лучше задать по больше на выходных и по меньше на будни согласитесь будет правильней? Если русский язык в пятницу и понедельник, то задание не задается.

)enoto4ka [1.1K] права на все 100% всем и всегда задавали…я ученик 10 класс и всё же как трудно не было но на выходных делать легче чем по будням…но тут можно ещё возраст учитывать начальная школа,средняя школа,и старшая…спасибо за внимания….

Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»).

Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.

Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет.

Такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы.

В статье 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации разрабатывают самостоятельно.

Существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых. Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день.

Каникулы – время отдыха, а не работы над домашним заданием. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 – 3 классах – 1,5 ч., в 4 – 5 классах – 2 ч., в 6 – 8 классах – 2,5 ч., в 9 – 11 классах – до 3,5 ч. Следует отметить, что эти нормативы являются примерными.

Путешествие в Страну знаний Вот и пролетел

Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности.

Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут.

Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры.

Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов.

Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?

Многие дети, которые приходят в первый класс, достаточно хорошо готовы к обучению в школе.

Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам.

В соответствии с Сан Пи Ном это является недопустимым.

Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права.

Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.

Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности.

Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут.

Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры.

Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов.

Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?

Многие дети, которые приходят в первый класс, достаточно хорошо готовы к обучению в школе.

Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам.

В соответствии с Сан Пи Ном это является недопустимым.

Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права.

Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.

Источник: http://oxbridge.spb.ru/acts/zakon-o-domashnem-zadanii-na-kanikuly

Вопрос экспертам: должны ли дети выполнять на каникулах домашнее задание

Домашнее задание на каникулы

Рассказываем, имеют ли учителя право задавать на летние каникулы домашнее задание и спрашивать его с учеников в новом учебном году.

Сколько каждый год родительских нервов тратится и детских слез проливается, когда речь заходит о домашних заданиях, которые школьники получили на лето.

Родительские форумы переполнены вопросами «Может ли учитель давать уроки на каникулы», «Должен ли ребенок вести читательский дневник», «Имеет ли право учитель поставить школьнику двойку за задание на лето», которые так и остаются без ответов.

Тревога взрослых понятна, ведь об уроках на каникулы дети вспоминают в лучшем случае за две недели до 1 сентября. Что это значит? Что за 10-14 дней ученик должен выполнить объем работ, который учитель давал ему на 2-3 месяца. Звучит как утопия.

В итоге последние дни отдыха, который уже сложно назвать таковым, проходят в атмосфере суеты и смятения. Родители пытаются взять ситуацию под контроль: усаживают ребенка за тетрадки, ругаются с ним, в конце концов, берутся за дело сами и выполняют все упражнения за ребенка.

Мы подумали, что, вероятно, родители хотели бы избежать суеты в этом году, и попросили учителей из разных школ рассказать, дают ли они своим детям задания на каникулы и требуют ли от них его обязательного выполнения.

Учитель начальных классов школы «Макарун» Елена Памурзина:

Давайте рассмотрим этот вопрос со всех сторон.

Итак, если следовать букве закона, то Федеральный закон 273-ФЗ относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет их как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (п. 11 ч. 1 ст. 34).

То есть никаких заданий в каникулы быть не может. И родители, и дети могут спать спокойно.

Вот только цель летних заданий вовсе не получение образования как такового, а повторение уже пройденного материала. Зачем? Чтобы 1 сентября ребенок легко вошел в учебный процесс.

Так, некоторые семьи считают приемлемым потратить определенное количество времени в летние каникулы на разбор тем, которые вызвали у ребенка затруднение.

Получается, что домашние задания на лето должны быть необязательными, а носить лишь рекомендательный характер.

Самое главное — решение о выполнении того или иного задания и его объеме обсуждается только на семейном совете.

Если же было принято решение «заданиям быть», то родители и дети могут быть уверены, что учитель работу проверит. Обратная связь крайне важна, так дети будут чувствовать заботу и неравнодушие педагога и поймут, что и летом трудились не зря.

Директор школы № 2120 Алла Шурухина:

Давайте разберемся с понятиями. Что значит задания на лето?

Дети, которые в полном объеме освоили образовательную программу, переходят в следующий класс. В течение учебного года ребята в соответствии с планом, установленным школой, проходят промежуточные аттестации.

Если что-то пошло не так и кто-то из учеников получил за аттестацию неудовлетворительную оценку, это считается академической задолженностью, которую ребенок обязан ликвидировать в течение года с момента ее появления.

Сроки «погашения» задолженности определяет школа.

Часто школьники в начале лета ходят на дополнительные консультации с учителем, а затем получают задание на лето.

Его выполнение обязательно и будет проверено преподавателем в начале учебного года.

Если речь идет о литературе, то чтение — важное подспорье в дальнейшей учебе. И превратить его можно в интересную игру, если вести дневник. Можно бумажный, с картинками и наклейками, а можно электронный, превратив его в своеобразный блог, обсуждая с друзьями и т. п. Такая переписка — дополнительная практика в русском языке.

Летние задания необходимы, но должны быть не механическими и скучными, а полезными и практико-ориентированными.

Чего не стоит делать? Не стоит перегружать ребенка учебой летом. Не лишать удовольствий. Не попустительствовать. Не пугать школой, как полицейским.

Учительница физики в Калужской СОШ № 44, участник программы «Учитель для России» Юлия Попова:

Задание на лето от меня получают только те школьники, которые планируют выбрать физику в качестве предмета для экзамена. Это касается только десятиклассников.

Для них в июне я устраивала дополнительные занятия (посещение — по желанию), на которых мы разбирали сложные темы. После каждого занятия школьники уходили с домашним заданием.

И на лето они тоже получили несколько упражнений, решение которых я обязательно потом спрошу.

Конечно, я не могу ставить эти задания им в обязанности и считаю, что все зависит от желания человека.

Я стараюсь заинтересовать детей, вместе с ними найти мотивацию.

К тому же у многих школьников в конце года еще есть силы немного поработать. А если есть силы, почему бы не позаниматься?

В свое время, когда я сама училась в школе, я летом занималась, и это мне очень помогло в учебе. ЕГЭ по физике экзамен сложный, и он требует тщательной подготовки. Что касается ребят помладше, я на них не наседаю. Если у них есть желание, они могут решать задачи на сайте «Решу ОГЭ», но это необязательно.

Учитель начальных классов Мария Черкасова:

Задания на лето от учителя могут носить исключительно рекомендательный характер. И адресованы они родителям, в зависимости от того, какие моменты в обучении они хотели бы улучшить и закрепить.

Детям можно озвучить совет или пожелание в соответствии с их интересами и возможностями. Учебный год можно начать с предложения детям проявить инициативу: рассказать о книгах, о своих летних увлечениях, открытиях.

Недопустима критика и неодобрение в адрес детей, которые подобную инициативу проявить не готовы.

Контроль за летними дневниками по чтению, дневником наблюдения за природой, пособиями, прописями создает стресс для детей с первых учебных дней, разрушает и без того хрупкий позитивный настрой к школе и учебе. И в корне бессмысленно.

Потому что, если ребенок успешно и с увлечением занимался, он будет рад об этом рассказать и без контроля.

А если подобная работа не проводилась, то ребенок будет испытывать давление, неуверенность, страх перед осуждением, что сильно повредит его учебе в дальнейшем.

Учительница начальных классов школы № 22 г. Калуги, участник программы «Учитель для России» Надежда Крейзо:

В конце учебного года родители моих учеников поинтересовались, как заниматься с детьми на каникулах. Сейчас издается много пособий для подготовки и повторения материала, и я отправила несколько таких PDF-файлов по русскому и по математике в школьный чат. Также посоветовала выполнять упражнения на портале «Учи.ру», если у ребят будет желание.

Разумеется, есть и список литературы на лето (сказки, рассказы, повести).

У детей было два варианта: короткий, включающий 21 произведение, для тех, кому чтение дается нелегко, и расширенный (из 37 пунктов) — для ребят, которые любят книги.

В начале лета, пока я еще была в школе, предложила своим ученикам приходить ко мне на дополнительные занятия, чтобы подтянуть знания по предметам, в которых они чувствуют себя неуверенно. И на эти занятия ходили те, кому это было действительно нужно (всего 15 человек!).

Я считаю, что такая форма работы отлично показывает себя именно в младшей школе. Многие дети в первый месяц лета не уезжают из города и в лучшем случае выходят погулять раз в неделю. Поэтому занятия для них не только шанс подтянуть знания, но и возможность пообщаться с друзьями. Встречи получаются в удовольствие.

Проведение дополнительных занятий летом в комфортном для школьников режиме представляется мне хорошей идеей. Ведь за три месяца каникул ребята многое забывают и возвращаются в школу tabula rasa. Приходится начинать все сначала. Чтобы избежать полного выветривания полученной за год информации, нужно, чтобы ребята хотя бы немного подпитывали себя знаниями.

Shutterstock.com

Источник: https://news.rambler.ru/education/40600012-vopros-ekspertam-dolzhny-li-deti-vypolnyat-na-kanikulah-domashnee-zadanie/

Образовательная реформа: какой объем домашнего задания должен быть у школьников и каким он является в странах Европы

Домашнее задание на каникулы

Украинские ученики работают дома гораздо больше.

В Украине активно идет реформа образования и уже вскоре должны начаться изменения в системе средней и старшей школы, в частности относительно объемов домашнего задания. В странах Европы дети получают гораздо меньше заданий на дом, имея больше времени на отдых.

Об этом говорится в сюжете ТСН.Тиждень.

У современных учеников обучение занимает 55 часов в неделю. Это больше, чем рабочая неделя взрослого человека. Разглядеть время на отдых в детском графику сложно. Изменить что-то помогло бы сокращение объема домашних заданий.  

ТСН. Тиждень 1 сентября 20:47

  • 1
  • Telegram
  • Messenger
  • Viber

55 часов в неделю – примерно столько учится современный ученик. И это больше, чем рабочая неделя взрослого человека. Разглядеть время в детском графике сложно.

У нас оказывается до сих пор существуют санитарные нормы, которые чиновники придумали 20 лет назад. Соответственно – шестиклассник должен сидеть над домашней работой не более двух с половиной часов. А старшеклассник – аж четыре! Но реальность – иная. И дети, порой, учатся больше.

Дети с особыми образовательными потребностями смогут дольше учиться в школе

Никита запрыгивает на гироскутер и показывает тетрадь с заданиями на все лето. Почему домашние задания он, мягко говоря, не любит – имеет 5 причин.

“Неправильно сделали, а учителя говорят, ах ты такой негодяй делай еще дома. Ты их делаешь вечером, а не утром. Утром у тебя мозги промыты, все хорошо, ты отдохнул. Потом приходишь домой – домашка. Мама говорит: а ну быстро сел за свою парту и начал делать домашку. Ты конечно учишься и можно сказать ничему и не учишься”, – рассказывает парень.

Но самую главную скажет потом. Завтра он пойдет только в четвертый класс. А уже так ненавидит домашние задания. И это при том, что около часа он делает на группе продленного дня. С учительницей рядом.

“Качество этих домашних заданий, оно не очень, потому что он не совсем понимает, что он сделал”, – рассказывает мама.

В Украине появился первый образовательный омбудсмен: с какими вопросами к нему можно обращаться

Домой еще английский и природоведение. Их, вам видимо это до боли знакомо, делает мама. Вот сейчас с репетитором он наверстывает то, что в школе не понимал. И что я слышу, домашние задания Даши он решает и быстро, и правильно.

“Просто я задаю полностью по аналогии, как мы решали. И детям все понятно”, – рассказывает репетиторка Дарья Селихова.

Никита полюбил их, потому что знает как делать. Для ребенка на гироскутере, окруженного гаджетами, домашние задания должны быть как минимум понятны, еще лучше – интересные и творческие, говорит советник министра образования Иванна Коберник.

“Если какой-то учитель задает 50 примеров с сегодня на завтра или послезавтра это не значит, что надо отменить домашнее задание. Это означает, что учителя требуют новых методик. Домашние задания, которые ты можешь переписать из интернета, это плохие домашние задания”, – уверяет она.

Не должно быть домашних заданий по основам здоровья, музыки, физкультуры и трудового обучения.

В Украинском центре оценивания качества образования сообщили, когда нормы нового правописания появятся в тестах ВНО

“Когда я слышу, что задаются какие-то вышивки бисером и вся семья сидит вышивает ночами и понятно, что учитель совершенно не посчитал сколько времени требует та или иная работа”, – отмечает Коберник.

Но как разгрузить детей обязательными предметами, особенно в старшей школе, где в среднем уроков аж 22? Министерство уже готовит изменения. Но давайте сначала посмотрим, как это делают во Франции и Германии.

Официально во Франции домашние задания запрещены законом с 1956 года, где сказано, что больше 6 часов обучения в день плохо влияют на психическое и физическое развитие ребенка. Современные французские учителя говорят, что закон устарел и небольшие получасовые домашние задания помогают лучше понять материал.

Первые два года обучения во французской начальной школе домашних заданий у детей нет вообще. Потом их постепенно добавляют, но в целом, это устные задания – выучить стихотворение или прочитать небольшой текст.

Домашние задания в школах разделяют на 2 части – на будни и на выходные. Если дети делают все задания на выходных, то потом в течение недели, им хватает 30 минут в течение недели, чтобы все сделать и быть свободными.

Так детей учат планировать свою неделю.

Ник – украинец по происхождению – делится опытом:

-Сколько времени ты делаешь домашнее задание?

-Где-то 30 минут.

-А на выходные?

-Где-то 5 часов.

-Ты любишь делать домашние задания?

-Нет, но это обязательно, если я не буду их делать, меня будут наказывать и дома, в школе.

Девушки показали лучшие результаты ВНО, чем парни – Украинский центр оценивания качества образования

Когда я рассказываю детям, что их сверстники в Украине делают домашние задания около двух часов – у них шок. На каникулы летом, которые длятся 2 месяца (июль и август), домашние задания во Франции не задают.

Немец Даниэль поет в детском хоре оперы Берлина. Разучивает партии с “Турандот” и “Кармен”. Репетиции и выступления занимают много времени

“На следующей неделе каждый день будет репетиция и как минимум по 3 часа, и потом шесть спектаклей в сентябре”, – рассказывает его мама.

А еще Даниэль успевает на баскетбол. Его младшая сестра Анастасия занимается плаванием и балетом. Дети ходят в шестой и третий класс начальной школы Берлина. Говорят – на домашние задания тратят до часа в день. Уроки оба делают в школе, в группе продленного дня. Там с задачами помогает воспитатель.

“Мы вообще-то в школе делаем, так успеваем. Дома мы обычно не очень садимся за уроки”, – говорит Даниэль.

Непривитых детей не будут пускать в школы. В МОН объяснили, как они смогут получить образование

Повторяют материал дома, если мама настаивает. Выходные и каникулы у немецких школьников – для отдыха. Привычный для украинских детей список литературы на лето Дане и Насте не дают, хотя мама это не одобряет. Впрочем продолжаются самые длинные каникулы года не три месяца, как в Украине, а шесть недель.

Зато в школе устраивают читальные дни. Тогда дети несут в класс одеяло и любимую книгу и все вместе читают в уютной атмосфере. Мама школьников говорит, такой расслабленный подход кажется ей необычным, однако намерение учителей она понимает.

С оценками в немецких школах тоже не спешат. Учителя и родители сами решают, когда пришло время оценивать знания детей. Это может быть с третьего или с четвертого класса.

В то же время, о важности такого дня как 1 сентября, в Финляндии ни сном ни духом. Ведь новый учебный год здесь начинается в начале августа. Возможно, в этом один из секретов финского благосостояния, представьте, минус один месяц отпуска. При этом, начинается обучение в сверхрасслабленном режиме.

“Мы начинаем обучение в августе в среду или в четверг. Но учителя приходят, конечно, в понедельник, и готовятся к учебному году. Первые несколько школьных дней обычно сокращены. Поэтому мы начинаем учебный год очень мягко”, – говорит директор школы Сату Арокари.

В Минобразования назвали топ-10 специальностей с самым высоким проходным баллом

Обучение в школе как и в Украине, по месту жительства, чтобы ребенку до школы было пешком 5 минут. Ребенок не устает в дороге. Дети ходят по школе в носках, и никакой школьной формы – все для удобства. Сидеть, лежать, ходить можно везде, единственное обязательно – гулять на каждой перемене. А еще – минимум домашних заданий.

“Домашней работы у нас не слишком много. Может, 15 минут в день. Мы думаем, что всю работу мы можем сделать и здесь, в школе, а дома лишь немного попрактиковаться. А потом дети имеют время на хобби, на игры. Мы очень ценим, что они имеют это время”, – рассказывает учительница местной школы.

Когда все таки может быть трудно детям – это в старшей школе, это отдельные учреждения, туда принимают только с хорошими оценками, и тех, кто хочет учиться в университете. Задач там бывает действительно много. Но в зависимости от своих потребностей школьник может учиться два, а может, и четыре года. И в целом здесь не принято никуда торопиться, ведь детство и без того быстро заканчивается.

То есть в Европе долгий учебный год. Летние каникулы только 2 месяца. Программу не надо втискивать в 8, как у нас. Что же предлагают нам?

Блоги Зарема Сеитаблаева

Учителям советуют делать уроки парами в средней и старшей школе. Тогда вместо 6 домашних заданий только 3. А еще изменить санитарные нормы, где установлено максимальное время для выполнения уроков дома. Вместо 4 часов в день для старшачкив – будет полтора часа. Не больше. Учителям придется это учитывать.

И то, чего еще надо дождаться. Реформа старшей школы. В 2026 году.

“Дети будут выбирать профиль школы, в которой они будут учиться. Это будет означать сокращение предметов и даст возможность выбирать те предметы, которые в старших классах они хотят изучать углубленно. Что значит, другие предметы они учат в меньшем объеме”, – объясняет Коберник.

А еще в виде эксперимента в некоторых школах уже вводят интегрированные уроки. Когда один предмет вмещает несколько. История Украины совместно с всемирной. Или вместе химия, физика и биология в классах с гуманитарным уклоном.

А вот как все это совместить и где найти таких широкопрофильных учителей? Это уже домашнее задание для чиновников. Потому что пока Никите приходится покинуть каратэ, шашки, футбол с друзьями и общение с мамой, чтобы успевать с уроками.

Наталья Ярмола

Источник: https://tsn.ua/ru/ukrayina/obrazovatelnaya-reforma-kakoy-obem-domashnego-zadaniya-dolzhen-byt-u-shkolnikov-i-kakim-on-yavlyaetsya-v-stranah-evropy-1403949.html

Защитник Права
Добавить комментарий