Что такое класс комплект

§ 3. О распределении, комплектации классов и оплате труда учителей в МКШ | Методическое пособие для малокомплектных школ Казахстана

Что такое класс комплект

Большоезначение имеет распределение начальных классов между учителями.В двухкомплектнойшколе целесообразным считается такое распределение классов, когда один учительведет 1 и 3, другой -2 и 4 классы.

Такое распределение дает возможность учителюуделять больше внимания учащимся 1-х и 2 – классов, не имеющим достаточногонавыка самостоятельной работы, в то время как учащиеся 3 и 4 классов лучшеподготовлены для выполнения самостоятельных и практических заданий.

Если число учащихся в2-х начальных классах составляет 30 и более человек, то каждый учительзанимается с отдельным классом.*   Если в школе трикласса (1, 2, 3 или 4) и два штатных учителя, то наиболее опытный учительдолжен вести два класса (в первом случае 1 и 3, а во втором – 2 и 4, 2 и 3 или3 и 4).

Ни в коем случае нельзя делить какой-то класс пополам, чтобы уравнятьнагрузку учителей.Если учащихся в 3-хначальных классах 25 и более человек, а в 4-х начальных классах 10 и болеечеловек, то учащиеся объединяются в два класс-комплекта, с каждым из которыхзанимается учитель.

В этом случае при 3-х начальных классах одинучитель может вести занятия с одним классом, второй – с класс-комплектом. При4-х классах – оба учителя ведут занятия с классами-комплектами.

Примечание;

*  трикласса – это случай, когда в населенном пункте, имеющем МКШотсутствуют учащиеся одного класса Практика передовыхучителей показывает, что при работе в одно комплектной школе с 1 и 3 классами сконтингентом до 10 учащихся целесообразно первые два урока проводить только спервым классом, хотя бы первую четверть, где один учитель одновременно ведетчетыре (1, 2, 3, 4) класса и с контингентом до 15 учащихся, где один учительодновременно ведет три (1, 2, 3 или 2, 3, 4 и т.п.) класса, целесообразнопервый урок проводить с одним (первым) классом в течение первого полугодия. Втретьей четверти первый урок можно передать 2 классу, а в четвертой четверти 3,4 классам.Имеется положительныйопыт работы, когда в однокомплектной школе практикуется проведение 6 уроков по30 минут вместо 4 уроков по 45 минут с тем, чтобы общая продолжительностьработы учителя, включая перемены, не превышала 4 астрономических часа. В этомслучае при работе с тремя классами целесообразно первые два урока проводить содним (первым), следующие два урока с тремя (1, 2, 3), а в последние два урокатолько с двумя (2 и 3) классами. Такой расклад часов по классам отводится впервом полугодии, а третьей четверти два первых урока передается 2 классу, а вчетвертой четверти – 3 (или 4) классу. В этом случае работыс четырьмя классами целесообразно первый урок проводить с одним (первым),второй урок с двумя классами (1 и 3), третий и четвертый уроки со всемичетырьмя классами, пятый урок с тремя (2, 3, 4) классами, а последний урок сдвумя (2, 4). Примерно такой расклад часов используется для 2 классов во второйчетверти, в третьей и четвертой четвертях по усмотрению учителя можно датьпервые уроки для 3 и 4 классов.Такое распределениеуроков позволит учителю в 1 четверти научить учащихся первого класса читать,писать, решать задачи и примеры, а в последующих четвертях восполнить имеющиесяпробелы в знаниях учащихся других классов. Однако при указанном соединении трехили четырех классов ни в коем случае нельзя допускать объединение учащихся длякаких-либо общих занятий, кроме физкультуры, музыки и пения.При этом необходимоиметь в виду, что совместные занятая по физкультуре ' или музыке должныпроводиться с учетом требований программы для каждого класса в отдельности.Например, подготовительная часть уроков физкультуры может состоять из общихупражнений для двух классов (1, 2 и 3, 4) и отдельных упражнений для каждого изних в соответствии с программой.

Припроведении основной части уроков физвоспитания учащиеся каждого класса должныупражняться в беге, прыжках и т. д. в соответствии с требованиями и нормамипрограмм для каждого класса, а массовые физкультурные игры для детей могут бытьобщими для учащихся 1,2 и 3, 4 классов. Такие же требования предъявляются и курокам музыки и пения.

Учителя малокомплектных школ должны знать, что урокифизкультуры, музыки и пения должны проводиться только под руководством учителяи оставлять   учащихсяодних для самостоятельноговыполнения какого-либо задания категорически запрещено.

Учительмалокомплектной школы руководствуется в своей деятельности интегративнымподходом в обучении на основе принципа внутрипредметных и межпредметных связей.Специфические условия в мало комплектной школе обязывают его обращать особоевнимание на правильное сочетание работы класса под руководством учителя исамостоятельной работы учащихся на уроке.

Учитель должен распределить времямежду двумя, а часто и четырьмя классами таким образом, чтобы когда он работаетс одним классом, ученики других классов выполняли работу самостоятельно.

 В учебнойдеятельности учитель MKLLI овладеваетсовременными технологиями, методиками и механизмом их реализации, позволяющимидобиваться качества обучения (УДЕ – укрупненные дидактические единицы, работа впарах сменного состава, разноуровневая дифференциация, умелая организациясамостоятельной работы (СР), блочно-модульный способ работы, педагогикасотрудничества: взаимообучение и в разновозрастных группах учащихся и др.)

Многолетний опьп:учителей показывает, что учителю легче вести уроки с двумя классами по одному итому же предмету (например, но математике, казахскому или русскому языкам), чемпо двум разным предметам. На этих уроках есть возможность широко использоватьсамостоятельные виды работы учащихся.

А такие предметы, как познание мира илитература намного больше требуют от учителя непосредственных занятий сучащимися. Имеется в виду рассказ, беседа учителя, демонстрация сюжетныхкартин, таблиц, диафильмов, организация экскурсий и т.д.

В начальных классахопытные учителя ставят в расписание эти предметы в сочетании с изобразительнымискусством, математикой, письмом в младших классах.

В этом отношениигораздо труднее строить работу учителя в 5-11 совмещенных классах-комплектах.Во-первых, в этих классах предметное обучение осуществляется соответствующимучителем— специалистом, во-вторых, изучаемый материал имеет большой объем.

Поэтому преподавание таких предметов, как история, биология, география,литература, иностранные языки, должны вестись в классах одновременно, чтовызывает большие психофизические нагрузки как для учителя, так и учащихся.Очень серьезнымостается комплектация классов и оплата груда педагогов.

С целью повышениякачества работы малокомплектной школы и с учетом многочисленных предложений,поступивших от практических работников, комплектацию классов необходимопроводить следующим образом:

Заработная платаучителям выплачивается за фактическое число часов преподавательской работы внеделю. Но не выше, чем предусмотрено по учебному плану по входящему вкласс-комплект классу, имеющему наибольший объем часов.

Учителям, работающимс классом (классом-комплектом) до 15 учащихся, доплата за классное руководствои проверку тетрадей производится в размере 50 % , предусмотренных доплат.

В малокомплектныхначальных классах, где занятия должны вести два учителя, в случае отсутствиявторого учителя по болезни и другим причинам допускается работа одного учителяв две смены.

При этом доплата за классное руководство и проверку тетрадейдолжна проводиться как за один класс (класс-комплект) в вышеуказанных размерахв зависимости от общего количества учащихся.

В основных средних исредних школах, имеющих в своем составе малокомплектные 1-4 классы, проведениезанятий и оплата труда учителейэтих классов (класс-комплектов) производится в порядке, предусмотренном ввышеуказанных пунктах. Внастоящее время в особой поддержке нуждается школа с обучением нагосударственном языке.

 Малочисленныйконтингент детей наблюдается в малых населенных пунктах, где в основном живутпредставители коренной национальности и совмещение класс-комплектов в основномприходится на долю школ с казахским языком обучения. Поэтому при наличииколичества учащихся от 10 и более необходимо сохранить класс-комплект в среднеми старшем звене (5-11 классы).Учитывая,что 9-11 классы являются выпускными, не допускать их совмещения с другимиклассами, несмотря на недостаточный контингент детей.Встаршем звене целесообразно совмещать классы в таком порядке: 5 и 6, 6 и 7, 5 и7 – в среднем звене; 7и 8, 8 и 10         -в старшем звене.

Присовмещении класс-комплектов в старшем звене (5-11 классы) основные, сложные похарактеру изучения учебные предметы, как математика, физика, химия,государственный и иностранные языки, биология, желательно проводить отдельно скаждым классом.

Источник: https://tak-to-ent.net/publ/18-1-0-482

Методические рекомендации по составлению учебного плана для сельских малокомплектных школ

Что такое класс комплект

Методические рекомендации

по составлению учебного плана

для сельских малокомплектных школ

Оюн Саида Чагар- ооловна,

учитель иностранных языков

МБОУ ООШ с. Усть-Хадын

Тандинского кожууна

  1. Среди образовательных учреждений нашей республики имеется особая группа школ. Это сельские малокомплектные школы. Они:

  1. отдалены от кожуунных центров;

  2. малочисленны (всего в нашей республике сельских малокомплектных школ насчитывается около 40-42 школ);

  3. малокомплектны, педагогические коллективы данных школ в своей работе используют идеи разновозрастного обучения.

    Специфической моделью организации учебного процесса в сельских малокомплектных школах является разновозрастной класс- комплект, который является объединением школьников разного возраста в процессе обучения с целью повышения доступности и качества образования, создания условий предпрофильной и профильной подготовки).

  1. В сельских малокомплектных школах (далее по тексту СМКШ) формирование класс- комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа учащихся.

    Оптимальным является раздельное обучение учащихся 1 ступени разного возраста.

    Допускается объединение учащихся в класс- комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию 2 совмещенных класс- комплектов, например 1-2 (1+2), 5-6 (5+6).

В СМКШ (НАЧАЛЬНОЙ) при формировании класс- комплектов рекомендуется создавать классы на основе объединения 1-2, 3-4 классов. С точки зрения педагогов психологов и учителей начальных классов целесообразно формирование класс- комплектов согласно принципу интегративности и комплексности содержания образования (1+2), (2+3), (3+4).

В СЧМКШ (ОСНОВНОЙ) школе 5+6, 7+8 и отдельно 9 класс.

В СМКШ (СРЕДНЕЙ) школе 10+11 класс.

  1. Класс- комплект – это постоянная группа детей, работающая по единому годовому учебному плану и программе согласно постоянному расписанию учебных занятий. Класс- комплекты в СМКШ могут быть одновозрастными и разновозрастными.

При формировании класс- комплектов необходимо:

  1. выявить количество учащихся по классам;

  2. определить принцип комплектования класс- комплектов:

– низкая наполняемость – до 3 учащихся

– средняя наполняемость- от 5 до 7-8 учащихся

– нормальная наполняемость- от 7-8 до 10-12 учащихся

3. проанализировать психолого- педагогические особенности учащихся, уровень обучаемости, сформированности общеучебных навыков. Цель- выявление возможных вариантов объединения детей в разновозрастные класс- комплекты.

4. в конце сформировать учебный план, согласовав со всеми участниками образовательного процесса.

  1. ЦЕЛЬ- СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В КАЖДОМ КЛАССЕ БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ УРОКОВ ВНЕ СОВМЕЩЕНИЯ.

    Соблюдение этого требования особенно необходимо для 1 классов (первый год обучения), 5 классов (переходящий и адаптационный период в основную школу) и выпускных классов – 4 класс, 9 класс (обучение в 9 классе является переходным, т.к.

    в 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, подготовка к ГИА), 11 класс (профильное обучение, подготовка к ЕГЭ). НО ВЕДУЩИМ ПОДХОДОМ СОЗДАНИЯ КЛАСС_ КОМПЛЕКТОВ ЯВЛЯЕТСЯ РЕГИОНАЛЬНЫЙ, ОСНОВАННЫЙ НА УЧЕТЕ МЕСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДАННОЙ ШКОЛЫ.

  1. Организация образовательного процесса осуществляется СМКШ самостоятельно. Учебный план формируется на основе примерного регионального базисного учебного плана (БУП).

При внедрении учебного плана в образовательном процессе СМКШ возникают противоречия между необходимостью и слабой возможностью полностью реализовать его в рамках регионального и школьного компонентов, предпрофильной подготовки и профильного обучения.

При сформировании учебного плана для разновозрастного обучения для средней ступени обучения необходимо также учитывать финансовые возможности СМКШ. В учебном плане в целях оптимизации учебной нагрузки региональным базисным учебным планом нормативно устанавливается 6- дневная учебная неделя.

  1. Формирование разновозрастного класс- комплекта связано с большими затруднениями в обучении. Традиционная модель разновозрастного обучения выглядит следующим образом:

  1. организационный момент урока проводится для обеих классов;

  2. учитель работает, например, с 5 классом, а 6 класс работает самостоятельно;

  3. учитель работает с 6 классом, а 5 класс работает самостоятельно;

  4. подведение итогов урока проводится для обеих классов.

Но эта модель уже изжила себя, устарела и многие педагогические коллективы СМКШ подстраиваются под современные требования (ЕРМКО, подготовка к ГИА и ЕГЭ), т.е. они ведут основные учебные предметы вне совмещения, отдельно.

Это русский язык и литература, тувинский язык и литература, иностранный язык, математика, история, география и биология.

Изучение таких трудных предметов, как физика и химия, тоже проводится отдельно, если количество учащихся в класс- комплекте 8 и свыше.

В условиях полного совмещения проводятся уроки информатики (кроме 9 класса), музыки, изобразительного искусства, обслуживающего труда (девочки) и технологии (мальчики), физической культуры, т.к. у учащихся на этих уроках формируются практические умения и навыки.

Продолжительность уроков, в том числе совмещенных, – 45 минут. Продолжительность уроков для 1 класса в 1 учебной четверти- 30 минут, во 2 учебной четверти- 35 минут, со 2 полугодия- 40-45 минут. Большая перемена для организации горячего питания для учащихся начальной школы- 15- 20 минут после 2 урока, для учащихся и учителей основной школы- 30 минут после 4 урока.

По предложенному учебному плану работают:

  1. МБОУ СОШ с. Ырбан Тоджинский кожуун- 36 учащихся ( в этой школе все классы с 1 по 11 класс учатся отдельно, т.е. нет совмещенных класс- комплектов и во всех классах все учебные предметы изучаются отдельно);

  2. МБОУ СОШ с. Чал- Кежиг, Чеди- Хольского кожууна- 47 учащихся, (в этой школе все классы с 1 по 11 класс учатся отдельно, т.е. нет совмещенных класс- комплектов и во всех классах все учебные предметы изучаются отдельно);

  3. МБОУ ООШ с. Усть-Хадын Тандинского кожууна- 36 учащихся ( в нашей школе имеются совмещенные класс- комплекты, но при этом администрация школы стремится к сохранению отдельных классов, а не совмещенных класс- комплектов, изучение основных учебных предметов проводится вне совмещения, отдельно).

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=68037

Собирайтесь, дети, в

Что такое класс комплект

Динамика оплаты труда учителей в регионах, где реализуются комплексные проекты модернизации образования (таблица)

Популярный у педагогов интернет-сайт “Завуч.инфо” опубликовал открытое письмо учителей премьеру Владимиру Путину.

В нем они критикуют новую систему оплаты труда (НСОТ): учителя потеряли в зарплате, при этом нагрузка у них увеличилась. “Эти изменения происходят на фоне того, что школьный учитель в среднем получает около 8 тысяч рублей в месяц.

Как прожить на эти деньги?” – говорится в письме, под которым свои подписи поставили уже около двух тысяч человек.

По новой схеме доход учителя зависит не от разряда, как в единой тарифной сетке, а от качества и количества работы. Предполагалось, что такой подход поможет стимулировать педагогов, которые трудятся не по принципу “от звонка до звонка”, а с душой и творчески.

Но, как следует из письма, схема расчетов не срабатывает. Теперь зарплата учителя рассчитывается за “класс-комплект” – фактическое количество учеников в классе. В результате в ряде регионов базовая оплата труда учителей снизилась.

Педагоги потеряли по 1-3 тысячи рублей при увеличении нагрузки в среднем на 4-6 академических часов в неделю, говорится в письме.

По мнению авторов, прежде всего от перехода на НСОТ пострадали школы небольших городов и поселков, специализированные учебные заведения, в роли обиженных оказались и учителя начальной школы, и предметники.

“В малокомплектных и сельских школах, где число учащихся в классе редко достигает 12 человек, учителю придется в буквальном смысле собирать детей разной успеваемости и возраста в единые классы, чтобы увеличить количество часов”.

Кроме того, система стимулирования, не имеющая четкой и прозрачной формулы расчета, стала “почвой для злоупотреблений и сведения счетов в коллективах”.

В письме предложен ряд мер, которые могли бы поправить ситуацию. Например, за счет сокращения количества и объема отчетов и другой “бумажной” работы для педагогов.

Пока в Минобрнауки готовили ответ на это письмо, “Известия” поговорили с экспертом и собрали мнения самих учителей.

Александр Адамский: “Не система виновата – просто денег мало”

Обозреватель “Известий” Андрей Чернаков взял интервью у Александра Адамского, ректора Института образовательной политики “Эврика” – оператора комплексных проектов модернизации образования.

вопрос: Ваше отношение к акции учителей?

ответ: Никакого другого чувства, кроме огромной признательности за призыв помочь учительству, у меня эта акция не вызывает.

Материальное положение наших учителей действительно ужасно, и нужно радикально исправлять ситуацию. Но как деньги ни распределяй, если их мало, то и зарплата будет маленькой.

И я не уверен в том, что причина такого тяжелого положения школьных педагогов кроется в новой системе оплаты труда.

в: И все-таки, что в ней не сработало?

о: Напомню, что НСОТ внедрялась с 2007 года по проектам регионов, при поддержке и по методикам федерального министерства. На нее уже перешел тридцать один регион.

НСОТ предполагает оплату не только уроков, но и работу с учениками и родителями, подготовку мероприятий, дежурства по школе и т.д. При прежней системе по единой тарифной сетке зарплату платили только за педагогическую работу – уроки, проверку тетрадей, классное руководство – и все.

Сейчас от этого пытаются уйти. При новой системе общий фонд оплаты труда делится на две части. Базовая – гарантированная зарплата, зависит от категории, условий, стажа и количества учащихся в классе.

Стимулирующая часть начисляется по правилам, принятым самим образовательным учреждением, при участии школьного совета. Чтобы новая система заработала эффективно, надо добавить в фонд оплаты труда учителей минимум тридцать процентов средств.

Но если в регионе этих денег не добавили – ничего, кроме вреда, введение новой системы не принесет. Это значит просто размазывать ту же кашу, но уже по двум тарелкам.

Я внимательно ознакомился с мнениями самих учителей, высказанными в интернет-форуме по поводу открытого письма.

Большинство из них свидетельствует о том, что с переходом на новые правила объем работы расширился, а средств в фонде оплаты труда не прибавилось. Да еще и волокиты стало больше.

Поэтому у меня такое предложение к региональным руководителям: если у вас нет возможности дополнительно финансировать ФОТ, то ради бога не называйте эти изменения новой системой оплаты труда и вообще не вводите ее.

в: Как сами учителя согласились на введение НСОТ?

о: Каждого из них должны были предупредить об изменении в системе оплаты труда – письменно, под роспись. В каждой школе был перезаключен коллективный договор. Все условия и все правила были известны заранее, поэтому если у кого-то снизилась зарплата при прочих равных условиях – это тема для обращения в суд.

в: А вот учителя считают, что распределение стимулирующей части – штука субъективная: кому хочу – тому дам…

о: В каждой школе есть профсоюзная организация и конфликтная комиссия. А еще есть школьный совет, куда входят родители учеников, представители учредителей и общественности, выпускники.

Раньше надтарифную часть распределял лично директор школы, сейчас требуется согласие на это школьного совета, профсоюзной организации. Кроме того, в конце года каждая школа обязана опубликовать на своем сайте отчеты, из которых видно, за что именно поощряются конкретные учителя.

Если уж в таких условиях действует принцип “кому хочу – тому дам”, значит, директор подмял под себя и школьный совет, и всех на свете…

в: Но ведь учителя-то пишут, что их зарплата не только не увеличилась, но даже уменьшилась…

о: В конце года будут подводиться итоги работы в тридцати одном регионе. Если учителя считают, что кроме возросшей отчетности новая система оплаты труда ничего не дает, если сообщество полагает, что надо вернуться к уравниловке – значит, на региональном уровне надо принять это решение. Так будет честнее.

в: Некоторые учителя действительно выиграли от внедрения новой системы. Правда, таких немного…

о: Но зато это лучшие педагоги. Сегодня у ряда учителей (примерно 7-10 процентов) около трети зарплаты составляют деньги из стимулирующей части. Около десяти процентов школьных педагогов теперь получают от 18 до 25 тысяч рублей. Но это средние цифры, как средняя температура по больнице.

При этом в далеко не самой богатой Северной Осетии средняя зарплата учителей с учетом инфляции за два года повысилась на 172 процента, а в Саратовской области – на 152.

Ну а там, где сегодня нет возможности добавлять средства в ФОТ, может быть, и не надо торопиться переходить на новую систему.

в: Что делать с лавиной бумажных отчетов?

о: Здесь я полностью поддерживаю авторов письма. И выход только один – переходить на современные цифровые технологии. Уровень отчетности надо резко снизить, а доверие к учителю – существенно повысить.

Из официального ответа Минобрнауки

“Закономерно, что переход на НСОТ и НПФ (нормативное подушевое финансирование. – “Известия”) находится в центре внимания учителей, поскольку это серьезным образом связано с их интересами, материальным и социальным положением, профессиональными возможностями.

Модельные методики введения НПФ и формирования НСОТ, рекомендованные Министерством для использования в субъектах Российской Федерации, предписывают не уменьшать финансирование образовательных учреждений и фонд оплаты труда учителей.

Они предлагают конкретные механизмы формирования и распределения фонда оплаты труда, обеспечивающие зависимость заработной платы не только от объемов урочной нагрузки учителя – “часов”, но и от сложности и интенсивности его труда, всех видов выполняемых работ. При этом …

трудовым коллективам предоставлены широкие возможности по установлению в учреждении надбавок, доплат, коэффициентов, учитывающих приоритеты реализуемых образовательных программ, особенности контингента обучающихся и так далее.

Предусматривается также увеличение доли стимулирующих выплат, распределяемых на основе оценки результатов труда учителей с участием школьных советов, даны рекомендации по критериям и процедурам такой оценки.

Практика нацпроекта “Образование” показывает, что в школах, где такая работа ведется гласно и публично, коллективы активно включаются в обсуждение качества работы школы и очень ответственно подходят к оценке труда и достижений каждого учителя. Новые организационно-экономические механизмы становятся инструментами реального включения участников образовательного процесса в управление его качеством, повышения открытости школы местному сообществу, восприимчивости к конкретным запросам и потребностям семей.

Вместе с тем модельные методики не противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации, согласно которому условия оплаты труда не могут быть ухудшены. Таким образом, введение НПФ, НСОТ с учетом рекомендаций Минобрнауки России не может привести к ухудшению положения школ и учителей.

Более того, согласно электронному мониторингу в рамках государственной поддержки региональных комплексных проектов модернизации образования в школах, перешедших на НСОТ, по отношению к 2006 году среднегодовая зарплата учителей возросла более чем в полтора раза; фактов ее снижения не зафиксировано.

Доходы наиболее квалифицированных учителей возросли в два и более раза, превысив среднюю зарплату в экономике региона. В Республике Алтай, Еврейской автономной области, Калининградской области, Республике Северная Осетия – Алания средняя зарплата учителей школ, перешедших на НСОТ, превысила среднюю по региону.

По отчетам регионов, введение НСОТ обеспечивает рост заработной платы в зависимости от качества и результатов труда независимо от стажа, в том числе способствует повышению зарплаты хорошо работающих молодых специалистов, их привлечению в школы.

По результатам опроса, проведенного в рамках Федеральной целевой программы развития образования в сентябре 2008 г., большинство директоров школ полагают, что переход на нормативное подушевое финансирование положительно повлияет на качество образования.

В вопросе о малокомплектных школах ключевой также является задача обеспечения каждому школьнику качественного образования. При этом право выбора школы – за семьями, и ни одна сельская школа не может быть закрыта без решения схода жителей.

Для обеспечения общедоступности качественного образования и современных условий его получения Законом Российской Федерации “Об образовании” предусматриваются механизмы защиты прав обучающихся, проживающих в малонаселенных труднодоступных территориях и не имеющих возможности выбирать образовательное учреждение. Субъекты Российской Федерации имеют полномочия по принятию решения о признании школы малокомплектной и учете в нормативе затрат, не зависящих от числа обучающихся.

Ряд обозначенных в обращении утверждений нуждается в уточнении. В частности, согласно статистике, в настоящее время нехватки педагогических кадров в школах нет, вакансии составляют менее 1 процента”.

PRO

Зарплата у нас растет…

Сергей Бегун
директор гимназии N 11 “Гармония”, г. Новосибирск:

– Поначалу была настороженность, но мы вместе с учителями обсудили критерии, по которым следует распределять стимулирующую часть.

Потом, при заключении индивидуальных трудовых договоров, согласовывали буквально все, что касается новой системы. Настоящие педагоги от нее только выигрывают. Появились существенные надбавки.

76% наших учителей получают более 20 тысяч рублей, есть и такие, у которых выходит за 30 тысяч, но их немного.

Иван Коняев
учитель химии средней школы N 49, г. Улан-Удэ, обладатель премии в 100 тысяч рублей на конкурсе учителей в рамках нацпроекта “Образование”:

– По сравнению с прошлым годом моя зарплата увеличилась примерно на 30%. Сейчас я получаю около 17 тысяч рублей, в нашем регионе это считается достаточно высокой зарплатой. Стимулирующая часть начисляется у нас исходя из качества.

Зинаида Ковалева
учитель информатики средней школы, селение Карджин Кировского района Республики Северная Осетия – Алания:

– С введением новой системы оплаты труда моя заработная плата выросла чуть ли не в два раза, а стимулирующая часть у меня по сумме даже превышает базовую. Сейчас я в общей сложности получаю 19 тысяч 100 рублей – для села хорошая зарплата. И это существенно больше, чем я получала раньше.

Вообще у нас в школе немного учителей, у которых так существенно выросла зарплата: у большинства она поднялась на одну-две тысячи.

Но есть и те, кто получает хорошие деньги, – это педагоги, которые, как и я, занимаются с учениками индивидуально, активно участвуют в проектной деятельности, в общем, качественно учат детей.

CONTRA

…а мы оплатой недовольны

Ирина Панфилова
учитель, г. Медвежьегорск, Республика Карелия:

Источник: https://iz.ru/news/346201

«Класс-комплект» — повод для конфликта или для развития?

Что такое класс комплект

Класс-комплект — слишком «чиновничий» термин для образования. Обычно он идёт под руку со словом «оптимизация» и не вдохновляет на человеческий разговор. Так обозначают класс, в котором дети разных годов обучения занимаются с одним учителем в течение одного урока.

Многие федеральные СМИ отметили 1 сентября 2015 года новостью о том, что родители школьников посёлка Ламбасручей в Карелии бойкотировали праздничную линейку в знак протеста против оптимизации малокомплектных школ.

При этом вскрылся целый ворох проблем, с которыми сталкиваются учителя не только посёлка Ламбасручей, но и других малонаселённых пунктов республики: недостаточное материальное обеспечение школ, плохие дороги, по которым ходит школьный автобус, неготовность районной администрации вести открытый диалог об образовании и многое другое.

Но с точки зрения образовательных технологий интересен другой момент.

В связи с этой новостью часто приводится фраза родителей о том, что обучение в одном классе детей разных возрастов (то, к чему должна в данном случае привести оптимизация школы) — это препятствие для качественного образования. Это утверждение (или опасение?) возникает почти всегда, когда речь заходит о малокомплектных школах.

В наши представления о школе до сих пор успешно вписываются перо, чернила и строгое расписание классно-урочной системы.

Источник: pixabay.com

Родители бьют тревогу, узнав о создании классов-комплектов. Юристы дают советы, как этого не допустить. Можно найти немало профессиональных форумов, где и учителя делятся своими бедами при работе с классами-комплектами.

Кроме проблем с начислением заработной платы, они говорят о том, что невозможно следовать ФГОСу и давать детям достаточный уровень знаний, когда у тебя рядом сидят, например, пятиклассники и восьмиклассники: за один урок сложно объяснить две темы и уделить всем должное внимание.

Дети Арктики

Тем временем, лидеры современного образования считают систему деления на классы по возрастам и годам обучения искусственной и далеко неидеальной. И это не открытие.

Разновозрастное обучение — это естественно

Классно-урочная система с дифференциацией детей по возрасту и году обучения — ответ на необходимость организовать массовое общее образование.

Практически сразу после повсеместного распространения этот ответ стал подвергаться критике, а в середине XX века ряд педагогов высказали утверждение, подкреплённое различными исследованиями, что дети усваивают материал с разной скоростью, а значит, это вообще противоестественно — «тащить» группу детей по ступеням образования в одинаковом темпе.

Другая претензия к такой системе — изолированные друг от друга дети разных возрастов лишаются уникального социального и психологического опыта. В разновозрастных детских группах проще развивать ответственность, коммуникативные навыки, толерантность и другие полезные качества. Кроме того, в них легче решаются вопросы иерархии и распределения обязанностей.

Источник: wikipedia.org

Салман Хан, основатель всемирно известных онлайн-курсов «Академия Хана», представил в своей книге такую «Школу Будущего»: в её классах занимаются дети, каждый из которых находится на своём этапе учебной программы, поодиночке или группами они решают проектные задания или работают с новым материалом. Нет отстающих и «второгодников», потому что у каждого свой образовательный маршрут.

Старшие и младшие учатся вместе, потому что каждому возрасту есть чем поделиться с другим возрастом. И это всё становится возможным ещё и благодаря современным технологиям — электронным учебникам, смартфонам и другим устройствам, которые позволяют освободить учителя от обязанности читать лекции. Освобождённый учитель становится наставником и помогает справиться с практическими заданиями.

Если посмотреть на историю педагогики, «Школы Будущего» в том или ином виде давно существуют. Дальтон-план, Виннетка-план, Монтессори-педагогика — все эти системы стараются по максимуму использовать потенциал разновозрастного обучения. Его элементы вводят в свою практику современные «классические» школы, и не только из-за малочисленности классов.

Например, The Guardian опубликовал в 2013 году статью, посвящённую практике так называемого «вертикального обучения» в школах Великобритании. Суть этого обучения заключается в создании разновозрастных групп, в которых используется принцип «старшие учат младших».

Английские колледжи используют такую модель для объединения учеников на занятиях по непрофильным предметам, которые не пользуются большой популярностью «на выбор»: музыке, изобразительному искусству и т.д..

Преподаватели отмечают, что старшие школьники после года совместного обучения становятся более ответственными, а младшие, переходя на следующий год, не так боятся контрольных и экзаменов, потому что им есть, с кем обсудить подготовку.

Проблем с дисциплиной на занятиях становится меньше: старшие дети берут на себя функции учителя по части наведения порядка.

Российский опыт

В России с разновозрастными учебными коллективами целенаправленно работает «Общественно-педагогическое движение по созданию коллективных способов обучения» в Красноярском крае.

«КСОшники», как называют себя участники этого движения, начали с того, что создали экспериментальную разновозрастную группу на базе обыкновенной средней школы Красноярска в начале 1990-х.

Так они решили разобраться с проблемой низкой успеваемости ребят из неблагополучных семей, которые традиционной школе доставляли немало трудностей.

Почему много детей в классе — лучше, чем мало?

Разновозрастная группа была определена как сложная самообеспечивающаяся творческая группа, где обучаются дети разного возраста по принципу «каждый работает с каждым, все друг другу помогают».

Вместо классов были сформированы сводные отряды по предметам, во время занятий использовались индивидуальная, парная и групповая форма работы. Интересно, что, движимый лишь энтузиазмом учителей, которые были заняты ещё и в основной школе, эксперимент просуществовал недолго.

Но в результате остались методические рекомендации, основанные на личном опыте, которыми «КСОшники» готовы делиться с другими.

Сейчас на сайте этого движения можно найти многочисленные работы учителей-практиков и методистов о том, как организовать работу в разновозрастном классе без ущерба качеству образования.

В сельских школах работа с возрастными группами всегда была актуальной

Источник: wikimedia.org

Некоторые учителя сельских школ, изначально вынужденные работать с классами-комплектами в силу обстоятельств, самостоятельно открыли для себя потенциал такого обучения.

Они отмечают, что оно способствует социализации учеников и развитию коммуникативных навыков, а ведь именно такого опыта детям в небольших посёлках и деревнях крайне не хватает, если учесть, что местное немногочисленное население в большинстве своём пожилое.

Такие учителя размещают в Интернете статьи о своих успехах и неудачах, сотрудничают с региональными педвузами для разработки адекватных методик, объединяются для того, чтобы учиться друг у друга работать эффективно в любых условиях.

сложность работы в объединённых классах, которую отмечают все — это сложность перехода от классно-урочной системы к новой парадигме.

Нужно строить процесс на основе общения детей друг с другом, давать им больше самостоятельности, по-другому посмотреть на учебный материал.

Опыт работы показывает, что если каждый день, из урока в урок, давать ученикам возможность разбираться в новом материале самостоятельно, то, рано или поздно, большинство учеников научатся это делать. Не предоставляя ученику такой возможности и пытаясь ему всё объяснить, мы сами, с самыми благими намерениями, лишаем его возможности научиться самостоятельно мыслить.

— Жаргалма Аюшеевна Муханаева,директор Сосновоозёрской школы №1, республика Бурятия

Сосновоозёрская школа №1, между прочим, является авторской стажировочной площадкой для учителей сельских школ Бурятии, на которой Жаргалма Аюшеевна и коллеги на практике передают опыт работы с разновозрастными группами.

Всё время прихожу к выводу, что необходимы изменения в структуре учебников, необходима своя, как мне кажется, «семейная» система обучения и воспитания в таких школах, где учатся одновременно дети разных возрастов в одном помещении (классе). Мне кажется, эта организация детей – оптимальная для деревни.

— Валерия Игоревна Кудряшовадиректор школы в деревне Журавлёво, Ленинградская область

Валерия Игоревна Кудряшова — директор и единственный учитель в своей школе. Кроме неё в образовательном учреждении работают только «печник да тётя Тамара, которая готовит школьникам завтрак».  

В школе посёлка Кенг-Кюель, Якутия, учителя реализуют программу с внушающим названием «Организация разновозрастного обучения на основе повторяющегося блочно-модульного построения образовательного процесса в сокращенные сроки в условиях малокомплектной сельской школы».  

Ученики неполной сельской школы в селе Большая Брембола встречают сотый учебный год своей школы.

Источник: wikimedia.org

Такие примеры можно найти в Воронежской, Костромской, Московской области, на Урале — география малонаселённых пунктов широка.

Но учителя в одной части России могут даже не представлять, какой ценный опыт уже накоплен коллегами в другой части, за тысячи километров.

И получается, что потенциально эффективная форма обучения «разбивается» о неготовность всех участников процесса, от чиновников до учителей и родителей, посмотреть по-другому на то, как можно учить.

Но новый взгляд на устоявшиеся вещи бывает необходим, ведь это естественно, что образовательная система подстраивается под изменения реальности. То, что эффективно работает в одних условиях, может оказаться бесполезным в других. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/multi-age-classes-good-or-bad

Полный комплект!

Что такое класс комплект

Министерство просвещения СсСР

Приказ 02.11.84 № 122 г. Москва

О порядке расчета штатов и оплаты труда учителей I-IV классов в малокомплектных общеобразовательных школах

В соответствии с пунктом 27 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения, расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения.

Принимая во внимание низкую наполняемость I-IV классов, находящихся в составе сельских общеобразовательных школ (особенно начальных), учредитель может принять решение о создании меньшего количества I-IV классов путем объединения обучающихся в один или два класса-комплекта.

Такая практика применяется довольно давно, в связи с чем неоднократно принимались нормативные правовые акты о порядке расчета штатов и оплаты труда учителей I-IV классов.

На наш взгляд, целесообразно использовать приказ Министерства просвещения СССР от 02.11.84 г.

№ 122 «О порядке расчета штатов и оплаты труда учителей I-IV классов в малокомплектных общеобразовательных школах» с изменениями, внесенными приказом Гособразования СССР от 23.12.88 г.

№ 542, в котором содержатся указания о расчете количества часов, в течение которых будут проводиться занятия с обучающимися разных классов в классе-комплекте и за которые будет оплачиваться труд учителя (учителей).

При применении этих документов необходимо учитывать, что со времени их принятия произошло снижение наполняемости классов до 25 обучающихся, в связи с чем количество обучающихся, входящих в соответствующий класс-комплект, предусмотренное указанными нормативными актами, должно быть соответствующим образом скорректировано. Полагаем, что во всех случаях, когда класс-комплект состоит из двух, трех и четырех классов, количество обучающихся необходимо уменьшить на 5 человек.

Также следует обратить внимание на то, что в случаях, когда занятия в классе-комплекте предусмотрено проводить одному учителю в полторы смены, слова «полторы смены» могут не соответствовать полутора ставкам учителя начальных классов.

В зависимости от того, какие классы входят в состав класса-комплекта, количество часов для оплаты труда учителя определяется в полуторном размере от количества часов, предусмотренных в учебном плане для класса, имеющего наибольший объем часов.

Например, если класс-комплект состоит из первого и третьего классов, то в учебную нагрузку учителя может быть включено до 50% часов больше, чем предусмотрено в учебном плане для третьего классов, если в целях обеспечения качества обучения занятия по ряду предметов будут проводиться с каждым классом отдельно.

Вера ПОНКРАТОВА,

эксперт ЦК

Профсоюза работников

народного образования и науки РФ

Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 года № 313 «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» (п. 12), по согласованию с Министерством финансов СССР ПРИКАЗЫВАЮ:

I. Установить следующий порядок расчета штатов и оплаты труда учителей I-IV (подготовительных и I-III), классов малокомплектных общеобразовательных школ с I сентября 1985 г.:

• при наличии двух начальных классов с общим контингентом учащихся в них до 30 человек, трех начальных классов с общим контингентом учащихся до 15 человек, четырех начальных классов с общим контингентом учащихся до 10 человек – учащиеся объединяются в класс-комплект, с которым занимается один учитель;

• если число учащихся в двух начальных классах составляет 30 и более человек, то каждый учитель занимается с отдельным классом;

• если учащихся в трех начальных классах 15 и более человек, а в четырех начальных классах 10 и более человек, то учащиеся объединяются в два класса-комплекта, с каждым из которых занимается учитель1.

Заработная плата учителям выплачивается за фактическое число часов преподавательской работы в неделю, но не выше, чем предусмотрено по учебному плану, принятому в союзной республике, по входящему в класс-комплект классу, имеющему наибольший объем учебной нагрузки.

Пример.

В класс-комплект включены I класс и III класс. По учебному плану объем часов установлен в I классе – 20 часов и III классе – 24 часа. Наибольший объем часов установлен по III классу – 24 часа.

В этом случае учителю, работающему с этим классом-комплектом в одну смену, заработная плата выплачивается за 24 часа в неделю.

В случае, если в восьмилетних и средних школах, имеющих малокомплектные начальные классы, уроки физкультуры, музыки, пения, изобразительного искусства ведет учитель старших классов, то учителю начальных классов выплачивается заработная плата за фактическое количество часов, но не ниже месячной ставки при условии догрузки до установленной нормы часов иной учебно-воспитательной работой.

2. Учителям начальных классов производится доплата за классное руководство в размере 20 рублей, за проверку тетрадей 15 рублей в месяц за каждый класс (класс-комплект). Учителям, работающим с классом (классом-комплектом) до 15 учащихся, доплаты за классное руководство и за проверку тетрадей производятся в размере 50 процентов соответствующих доплат.

В малокомплектных начальных классах, где занятия должны вести два учителя, в случае отсутствия второго учителя по болезни и другим причинам, допускается работа одного учителя в две смены. При этом доплата за классное руководство и проверку тетрадей должна производиться как за один класс (класс-комплект) в вышеуказанных размерах в зависимости от общего количества учащихся.

3. В восьмилетних и средних школах, имеющих в своем составе малокомплектные I-IV (подготовительные и I-III классы), занятия проводятся, и заработная плата учителям этих классов выплачивается в порядке, указанном в пп.I и 2.

В национальных малокомплектных начальных школах, в которых имеется специальный учитель русского языка, а также национальных восьмилетних и средних школах, имеющих в своем составе малокомплектные начальные классы, занятия по русскому языку проводятся с каждым классом отдельно.

Учителям русского языка национальных малокомплектных начальных школ заработная плата выплачивается за фактическое число часов преподавательской работы в неделю в соответствии с учебным планом, но не более ставки при наличии до трех классов включительно и не более полутора ставок при наличии четырех классов.

Учителям русского языка в национальных школах и родного языка в русских школах оплата за проверку тетрадей в начальных классах производится исходя из размеров, предусмотренных п.2 настоящего приказа, в зависимости от фактической учебной нагрузки по этим предметам.

5.

В сельской национальной начальной школе учителям русского языка, которым не может быть предоставлена преподавательская работа в данной или близлежащей школах, а также в детском дошкольном учреждении в объеме 20 часов в неделю, выплачивается месячная ставка заработной платы, повышенная на 15 процентов. На указанных учителей возлагаются обязанности по проверке тетрадей без дополнительной оплаты. На эту должность назначаются лица, окончившие учебные заведения по специальности «Учитель русского языка и литературы».

В случае, если учителем русского языка сельской национальной школы работает учитель, не имеющий образования по указанной выше специальности, оплата его труда производится за фактическое количество часов на общих основаниях.

Полная тарифная ставка выплачивается также учителям национальных сельских начальных школ, которые по своей подготовке не могут вести преподавание русского языка, при условии догрузки до установленной нормы часов какой-либо иной учебно-воспитательной работой в школе или в детском дошкольном учреждении (преподаванием).

6. Приказ Министерства просвещения СССР от 13 мая 1970 г. № 31 считать утратившим силу.

Министр

М.А.Прокофьев

———————–

1. При трех начальных классах один учитель может вести занятия с одним классом, второй учитель – с классом-комплектом; при четырех классах – один учитель ведет занятия с одним классом, второй – с классом-комплектом.

———————–

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ПРИКАЗ 23.12.88 МОСКВА № 542

О внесении изменений в приказ Министерства просвещения СССР

от 02.11.84 № 122

По согласованию с Министерством финансов СССР

I. Второй абзац п.1 приказа Министерства просвещения СССР 02.11.84 № 122 «О порядке расчета штатов и оплаты труда учителей I-IV классов в малокомплектных общеобразовательных школах изложить в следующей редакции:

«- при наличии двух начальных классов с общим контингентом учащихся в них до 30 человек, трех начальных классов с общим контингентом учащихся до 15 человек, четырех начальных классов с общим контингентом учащихся до 10 человек – учащиеся объединяются в класс-комплект, с которым занимается один учитель в полторы смены в зависимости от количества часов по учебному плану.»

2. Указанное изменение ввести в действие с I января 1989 г. за счет ассигнований, выделенных на содержание учреждений народного образования.

3. Письмо Министерства просвещения СССР от 02.09.87 № 145-278/ф считать утратившим силу.

Председатель Г.А. Ягодин

Источник: http://www.ug.ru/archive/11926

Защитник Права
Добавить комментарий