Авторское право на песню

Как оформить регистрацию авторского права на песню в Украине

Авторское право на песню

Как оформить регистрацию авторского права на песню, музыку в Украине

На территории Украины авторы музыкальных произведений имеют право оформить и зарегистрировать созданные произведения в качестве объектов авторского права.

На практике чаще всего в качестве художественных произведений регистрируют:— песню;— музыкальный альбом из нескольких песен;— музыкальное произведение;— музыку для фильмов; теле, радио передач;

— любые другие музыкальные произведения с текстом и без текста.

  1. Цена и срок регистрации авторского права на музыку в Украине.

Минимальная цена оформления и государственной регистрации авторского права на песню в Украине и оформление Свидетельства Украины о регистрации авторского права.

Государственные пошлиныУслуги патентной фирмы
Для физических лиц63, 75 грн.1000 грн.
Для юридических лиц187,0 грн.3000 грн.

Минимальная цена государственной регистрации договоров о распоряжении авторскими правами на песню, музыкальный альбом в Украине

Государственные пошлиныУслуги патентной фирмы
Для физических лиц72, 25 грн.от 1500 грн.
Для юридических лиц195, 5 грн. 3500 грн.

Срок оформления и регистрации авторского права на музыкальное произведение составляет: от 2 до 3 месяцев от даты подачи заявки в Государственную службу интеллектуальной собственности Украины.
По окончанию регистрации Вы получаете «Свидетельство о регистрации авторского права на произведение» — государственный охранный документ, выданный Государственной службой интеллектуальной собственности Украины.

  1. Как оформить и зарегистрировать авторское право намузыку в Украине.

Для того, чтобы оформить и получить Свидетельство Украины об охране авторского права на песню, музыкальный альбом Вы можете обратиться в нашу патентную фирму «Єдність» в городе Киеве (на любой указанный email или в телефонном режиме), и мы в течении одного дня предоставим Вам перечень необходимой документации для того, чтобы мы для Вас могли осуществить эту процедуру.

Предварительно для начала процедуры регистрации Вам необходимо подготовить:— музыкальное произведение (песню или несколько песен) в электронном виде (mp3);— ФИО, адрес, дату рождения композитора и автора текста песни;— определенно и четко сформулировать название песни, музыкального альбома;— сообщить дату создания произведения;— подготовить краткое описание песни, музыкального альбома (не более нескольких предложений).

Государственная регистрация авторского права осуществляется в течение 2-3 месяцев. Свидетельство об охране авторских прав на музыкальное произведение выдает Государственная служба интеллектуальной собственности Украины (Киев).

Оформить и зарегистрировать авторское право на песню, музыку, музыкальный альбом, музыкальное произведение в Украине может осуществить:— автор-композитор и автор текста песни в одном лице;— группа соавторов: композитор + автор текста (группа физических лиц);— юридическое лицо, в случае, если композитор и автор текста (авторы) являются сотрудниками этого юридического лица, и создали данное музыкальное произведение в рамках своих служебных обязанностей именно для этого юридического лица – работодателя. Такая регистрация авторского права называется «служебное произведение»;— юридическое лицо или физическое лицо (не авторы), в случае, если композитор и автор текста (авторы) создавали песню, музыку по заказу для другого лица, и создали данное музыкальное произведение в рамках своих обязанностей по договору заказа именно для другого лица.

Для оформления регистрации авторского права на песню, музыку в Украине Вы можете обратиться к Патентной фирмы «Єдність»,  и на основании предоставленных Вами данных, документов и информации, специалисты Патентной фирмы «Єдність» подготовят все необходимые документы для оформления и регистрации песни, музыки, музыкального альбома, музыкального произведения и осуществят для Вас такую регистрацию в Государственной службе интеллектуальной собственности Украины.

Контакты и консультации по вопросам регистрации и защите авторских прав на Вы можете получить по телефонам:Сухарев Станислав, патентный поверенный, магистр по интеллектуальной собственности

patent@unite.ua

+ 38 044 259 83 05

+ 38 067 209 78 89

Наталья Сухарева, специалист по регистрации авторского права
info@unite.ua
patentpravo777@gmail.com+ 38 067 538 39 98Патентна фірма «Єдність»

Киев, Украина

P.S. Вы можете задать любые вопросы, касающиеся процедуры, цены, порядка регистрации авторского права на песню, музыкальный альбом, музыкальное произведение по указанным телефонам или по электронной почте. Первичные и текущие устные консультации по данному вопросу Вы получите бесплатно.

Источник: https://unite.ua/kak_oformit_registratsiyu_avtorskogo_prava_na_pesnyu_v_ukraine/

От беспредела к договорам. Как в Украине учат уважать авторское право

Авторское право на песню

Украинцы становятся все цивилизованнее. Подписываются на стриминги и Netflix. Платят за кинопоказы в онлайне. Покупают книги, а не качают их даром. Украинцы уже не такие, как десять лет назад. Но страна по-прежнему в мировом Топ-10 по уровню пиратства.

Юристы, работающие в шоу-бизнесе, каждый день отстаивают авторские права. Поэтому они больше других знают об их нарушении. Они – ключевые фигуры в индустрии развлечений. Одна из таких профи – Евгения Ступчук, юрист компании Secret Service Entertainment Agency, при поддержке которой подготовлен этот материал.

Евгения Ступчук

До работы в команде Михаила Ясинского, продюсера и владельца Secret Service Entertainment Agency, Женя работала и стажировалась в международных компаниях.

Пожив и поработав на Западе, она увидела, как функционирует копирайт-система здорового человека. Теперь Ступчук отстаивает интеллектуальную собственность в Украине.

Среди клиентов компании, где она работает – TAYANNA, Макс Барских, АГОНЬ, Оля Полякова, Олег Винник.

Женя не скрывает, что ей есть много чего рассказать. Но прямо признается, что связана обязательствами о неразглашении по многим делам, в которых участвовала. Страшно представить, что мы могли бы узнать, если бы она не была связана подписями. Ведь даже при таких условиях ее рассказ – яркий набор картинок из сумбурной украинской реальности.

«За одну песню могут оштрафовать на 37 тыс. грн.»

Сейчас в Украине много судебных разбирательств о незаконном использовании музыки в ресторанах. Чтобы избежать этого, достаточно купить права на воспроизведение каталога у одной из организаций коллективного управления (ОКУ). Они представляют интересы правообладателей. Платишь фиксированную сумму – и не боишься, что к тебе придут инспекторы.

Чтобы получить от правообладателя разрешение на использование, например, песни Стинга Shape Of My Heart, понадобится около двух месяцев на согласование. Мало того, положительный результат не гарантирован.

Но если запрос и одобрят, это будет стоить 2-4 тыс. евро. Недешево стоят и композиции Queen, The Beatles, других легенд. А если запросить лицензию на каталог ОКУ из нескольких тысяч песен, то он будет стоить 3-4 тыс. грн., в зависимости от типа заведения и оборота.

Разница колоссальная.

Роялти должны отчислять все субъекты хозяйственной деятельности, использующие музыку публично. Если она воспроизводится с помощью техсредств или живьем в месте, открытом для свободного посещения.

Не имеет значения, что является источником звука – музыкальный центр, радио, телевизор, компьютер, планшет или мобильный телефон. За неправомерное использование одной песни до 22 июля 2018 года могли оштрафовать, по крайней мере, на 10 зарплатных минимумов – это около 37 тыс.

грн. Сейчас правообладатель имеет право взыскать еще и убытки (упущенную выгоду).

Если ты проводишь вечер песен Дэвида Боуи, то должен обратиться к правообладателю за разрешением. Не важно, берешь ты деньги за вход или нет. Как правило, за мероприятия в память об артисте, где исполняют его песни, правообладатель берет символическую плату. Тут важна не сумма денег, а сам факт цивилизованного подхода, который практикуют все европейские страны.

Доказать факт использования песни кавер-группой можно только путем судебной экспертизы, которая стоит 15-25 тыс. грн. И делается в течение 2-4 месяцев. За это просто нерентабельно браться

В случае с уличными музыкантами важно, лежит у них шапка для сбора денег или нет. По закону, просто сесть в парке с друзьями и исполнить под гитару песню Imagine Dragons – это одно дело, а когда вы собираете за это деньги – совсем другое. В первом случае закон не нарушается, во втором – нарушается.

Большинство кавер-групп играют безнаказанно в украинских заведениях. Первая причина — это то, что у правообладателей просто не доходят руки до таких нарушителей, и многие из них остаются безнаказанными. Вторая причина – отсутствие возможности взыскать компенсацию или убытки с таких нарушителей.

В таком случае, правообладатель несет расходы, а для нарушителя никаких санкций не будет. Но если дело и дойдет до суда, то правообладателю нужно доказать факт использования его песни кавер-группой. А это возможно только путем проведения судебной экспертизы по интеллектуальной собственности, которая стоит 15-25 тыс. грн. И делается в течение 2-4 месяцев.

За это просто нерентабельно браться.

ОКУ сейчас нанимают людей, которые ходят по заведениям. Они фиксируют, как правило, на телефоны факт незаконного исполнения в заведении музыки. Нередко это обычные студенты.

Украинские артисты уже начали бороться за свои авторские права. Так, за незаконное исполнение песни OLEYNIK «Знаешь» отсудили 32 тыс. грн. Это были десять минимальных зарплат на тот момент. Пришли представители артиста, зафиксировали незаконное исполнение песни, оформили иск и через суд заставили заплатить компенсацию за нарушение.

«Каждый второй продавец на Майдане нарушал права»

В Америке жесткая система наказаний за нарушение авторского права. Суммы убытков, которые взыскивают на счет правообладателя, бывают и 100-200 тысяч долларов, и свыше миллиона. Предусмотрено и уголовное наказание. В случае рецидива возможны тюремные сроки на 20-40 и больше лет, в зависимости от размеров ущерба.

В США у владельцев кафе и баров даже в мыслях нет включить с компьютера чужую песню без разрешения. Открывая бизнес, они оплачивают использование музыкальных каталогов в своем заведении.

В Америке это все прозрачно. Ты зашел на сайт организации, которая управляет правами, и там четко написано, что надо делать. И у них очень сильная информационная политика в отношении авторских прав.

Все в курсе, куда идти и что делать.

В Украине с этим дела обстоят плохо. На рынке немало компаний-паразитов, которые, не имея на это прав, требуют деньги с владельцев кафе. Представляются посредниками. Хозяин заведения платит несколько тысяч гривен, оформляет договор, а потом выясняется, что он не дает права на использование материала.

Несколько лет назад Украина была на первом месте в мире по уровню нарушений авторского права. Мы умудрились обогнать все африканские страны. С тех пор, если не считать нескольких нормативных актов по этой теме, мы реально не особо продвинулись вперед.

В магазинах Metro и Auchan незаконно продавались товары с работами Гапчинской. Нам говорили: «Мы продали магнитик за 4 грн., а вы требуете компенсацию почти в 20 тыс. грн. Давайте я вам отдам 4 грн. и мы закроем вопрос?»

Художники, писатели, дизайнеры у нас еще более незащищенные, чем музыканты. Речь и об украинских, и о зарубежных. Потому что у нас есть, условно говоря, 7-й километр под Одессой и целая индустрия по производству товаров Shanel, Abibas и так далее.

Я занималась защитой прав художниц Евгении Гапчинской и Марии Примаченко, интересы которых представляет компания ArtNation.

В конце концов, нам удалось приучить тех, кто использует объекты ее права, подписывать лицензионные договора и платить вознагражадение. В магазинах Metro и Auchan незаконно продавалась масса товаров с работами Гапчинской – от магнитиков до ручек.

Когда мы обращались туда, нам говорили: «Мы продали магнитик за 4 грн., а вы требуете компенсацию почти в 20 тыс. грн. Давайте я вам отдам 4 грн. и мы закроем вопрос?» Но мы шли в суды, и там нарушителей штрафовали на тысячи гривен.

После этого люди начинали считать правильно: «Лучше я куплю лицензию на ручку/тетрадку/чашку/футболку с использованием работы художника, чем буду платить такие суммы компенсации».

Похожая история была с брендом «Маша и Медведь». Компании с огромными юридическими департаментами в своем штате незаконно продавали товары с образами анимационных героев. А потом получали круглые счета из судов. И начинали менять свое отношение к авторскому праву.

Каждый второй продавец сувениров на Майдане нарушал права клиентов, с которыми я работала в разные годы. Теперь они знают, что это такое, и десять раз подумают, стоит ли печатать футболку с картинками, на которые есть авторские права у художников.

«Снял концерт на телефон и собрал 7-8 млн. просмотров»

Авторы песен сейчас чаще всего отдают артисту и его менеджменту 50% прав на материал.

Они понимают: если песня дорастет до уровня хита, это может стать для них хорошим пассивным доходом на годы вперед.

Если бы, к примеру, Дима Монатик это учел в свое время, то он бы оставил себе часть прав на песню LOBODA «40 градусов», а не просто отдал ее за $300. Но предсказать громкий успех песни, конечно, невозможно.

Если артист, к примеру, участвует в вечере памяти Николая Мозгового и поет его песню, право на это надо оформить. Пойти в ОКУ или к другому правообладателю, получить разрешение на использование материала, на его публичное исполнение и на телесъемку этого процесса. Без такой бумаги телеканал не будет транслировать выступление, иначе рискует сам заплатить штраф.

Украинские артисты, в основном, делятся на две категории: 1) те, кто боится подписывать договор, потому что не понимает его; 2) те, кто подписывает его, не читая

Когда наша компания стала работать с Олегом Винником, продюсер артиста поставил задачу провести работу в по выявлению нарушителей авторских прав. В ходе проверки мы нашли любительское видео с его концерта, где было 7-8 млн. просмотров.

Оно монетизировалось, автор канала получал прибыль. Мы подготовили жалобу в в соответствии с условиями пользования и политикой видеохостинга, учитывая законы США. заблокировали.

Автор канала удивлялся и писал Виннику: «Зачем вы это сделали? У меня же такое классное видео!» Человек снял выступление на мобильный телефон, зарабатывал на этом и не волновался ни о каком авторском праве. Более того, искренне удивлялся санкциям против него.

С людьми нужно еще очень много работать, чтобы они поняли суть авторского права и почему за его нарушение надо отвечать.

Каждый громкий эпизод, конфликт, связанный с авторским правом в Украине, очень полезен для нас. Он делает актуальным этот вопрос, заставляет задумываться о нем.

И тогда, к примеру, авторы песен начинают понимать: лучше сразу заключать договора, а не брать в конверте $1000, и потом возмущаться, что ты не получаешь роялти от хита, который крутят по всем радио. Нам нужна сильная информационная политика в этой теме – социальная реклама, семинары и пр.

Чтобы все больше людей становились сознательными не после уплаты штрафов, а после того, как изучили тему.

Как делят авторские права в шоу-бизнесе

Артист – продюсер

Артисты, не читающие договор продюсера, после расставания с ним рискуют остаться ни с чем. Поэтому так много спорных ситуаций на этот счет в украинском шоу-бизнесе – вспомним случаи MamaRika или Виталия Козловского.

Украинские артисты, в основном, делятся на две категории: 1) те, кто боится подписывать договор, потому что не понимает его формулировок; 2) те, кто подписывает его, не читая. Вместо этого им стоило бы просто консультироваться с юристом, как это принято в Европе и Америке.

Если продюсер заинтересован в исполнителе, он пойдет на компромисс.

Артист – издатель музыки

Договора между этими сторонами помогают эффективно отслеживать все продажи песен, эфиры и другие их формы использования. Издатель все считает и распределяет проценты между сторонами, следуя утвержденным условиям.

Артист – артист

Когда артисты спели дуэтом, их отношения в плане авторских прав могут быть выстроены по-разному. Как правило, если один из исполнителей намного популярнее другого, он забирает себе все права. А второму, менее известному, участие в коллаборации дает хорошее промо. Такой вот баланс.

Коллаж: Марина Николаева

Чем грозит украинским музыкантам новый закон об авторском праве?

Источник: https://karabas.live/bespredel-dogovora-copyright/

Защита авторских прав, регистрация авторских прав на песню, музыку, сайт и т.д

Авторское право на песню

Я музыкант и автор песен. К сожалению, я не располагаю достаточными средствами, чтобы зарегистрировать авторское право на песни. Как получить защиту авторского права на свои произведения?

Я слышал, что возможно каким-то образом просто юридически подтвердить, что я уже располагал музыкой (например, ее нотной записью) на какой-то момент. То есть “совершить вложение” на сохранение нотариусу или юристу и т.п. – достаточно ли этого для защиты авторских прав?

Расскажите, пожалуйста, об этой операции, где регистрируют авторские права и сколько такая регистрация стоит.

Юридическая консультация

Данная юридическая консультация актуальна для любых объектов авторского права (сайтов, музыки, статей, фотографий, сценариев, фильмов и др.).

В России не существует официальной процедуры регистрации авторских прав на произведения (объекты авторских прав), кроме регистрации авторских прав на программы для ЭВМ в уполномоченном государственном органе.

Как правило, под регистрацией авторских прав имеется в виду депонирование произведения у той или иной организации (например, в Российском авторском обществе).

Однако такое депонирование не является государственной регистрацией авторских прав (хотя и является одним из способов защиты авторских прав) и также не гарантирует признание за вами авторства, а по сути просто фиксирует время предъявления, т.е.

ваше авторство все равно смогут оспорить в случае предъявления соответствующих доказательств, а документ о депонировании суд будет рассматривать как одно из доказательств, наравне с иными. В связи с чем, мы, как правило, рекомендуем воспользоваться услугами нотариуса, что, на наш взгляд, является более “солидным” доказательством, т.к.

осуществляется не организацией, а лицами, которые получили государственную лицензию, и часто стоит дешевле, чем депонирование в РАО. Пожалуй, единственное практическое преимущество депонирования в РАО перед нотариальным способом заключается в том, что ряд компаний предпочитает иметь дело с авторами при наличии у них свидетельства РАО о регистрации произведения (например, некоторые радиостанции, концертные площадки и т.д.).

Перед автором стоит две основные задачи при защите авторских прав:

  • сохранить доказательства творческой деятельности (рабочие материалы, включая “отбракованные” версии объекта авторского права, исходные материалы, информацию, собранную в целях создания вашего произведения, и т.п.);
  • закрепить временной приоритет по обладанию конкретным объектом авторского права в конкретное время.

Существует достаточное количество способов закрепить приоритет на текст, композицию и иное произведение, тем самым обеспечить себя доказательствами авторства и авторских прав.

Помните, предпринимать меры по защите ваших авторских прав имеет смысл ДО начала использования произведения (до передачи третьим лицам, до его опубликования и т.д.).

  • Записать произведение (или иной объект авторских прав) и рабочие материалы на одноразовый диск и финализировать его.
  • Иметь все исходные материалы (цифровые, бумажные и т.п.), которые появляются в процессе создания объекта авторских прав.
  • Пойти к нотариусу с распечатками текста и нотной записи и заверить либо копию документа, либо время предъявления документа, либо подлинность подписи. Стоит это у всех по-разному, но до 1000 рублей должны уложиться. Должно быть ок. 400-700 рублей.У юриста ничего заверить нельзя (это не будет заверением авторских прав – можно сказать, вы приобретете себе свидетеля). Заверенное нотариусом произведение – хорошее доказательство, из которого можно сделать вывод о наличии у вас авторских прав (в т.ч. права авторства).Рекомендации по процедуре нотариальной защиты авторских прав вы найдете ниже.
  • Депонирование, “регистрация” произведения в Российском авторском обществе (РАО) (рассмотрено выше).
  • Свидетели – как обеспечите – вам виднее. Возможно, в кругу друзей исполните музыкальную композицию (для большей надежности запишите на видео).
  • Напечатать в журнале стихи и т.д.
  • Не в качестве самостоятельного, но в качестве дополнительного способа: отправьте свой объект авторских прав (текст, музыку, фото и др.) себе на e-mail и сохраните письмо на почтовом сервере (!).
  • Ряд юристов предлагает такой способ доказательства наличия авторских прав (временного приоритета), как отправка себе текста по почте. Письмо не вскрывается до возникновения спора. На конверте же будет почтовый штемпель с датой. Однако данное доказательство является неудобным, т.к. оно одноразовое (если конверт вскрыт, то доказательство уже теряет свою прежнюю силу, т.к. вы не сможете доказать, что было во вскрытом конверте), и крайне ненадежным и оспоримым (т.к. крайне редко конверты идеально запечатаны, а соответственно, ваш оппонент в суде может заявить, что конверт был вскрыт и вы заменили документы).
  • Сейчас все больше распространяются услуги электронной регистрации (депонирования) авторских прав. Как правило, за небольшие деньги вам предлагается направить свое произведение в электронной форме, время направления сервис обещает фиксировать электронно-цифровой подписью. Некоторые предложат вам и сертификат о регистрации объекта авторских прав. Однако такая регистрация или депонирование – по сути то же получение “свидетеля”. В принципе, с тем же успехом такой сертификат вам может выдать ваш сосед.

Это основные способы предварительной защиты авторских прав путем обеспечения себя доказательствами существования у вас определенных объектов авторских прав в конкретную дату. Их должно быть достаточно.

Конечно, самое надежное – обратиться к юристу, чтобы он разработал для вас оптимальную и надежную схему обеспечения доказательствами авторства в зависимости от вашей конкретной ситуации и от объекта, подлежащего защите.

Если вы не автор, но для вас создали произведение, и вы хотите защитить получаемые от автора авторские права, то прежде всего вы должны заключить с таким автором грамотный договор, в противном случае все иные способы защиты авторских прав могут оказаться бесполезными.

Рекомендуем также ознакомиться с информацией о том, как вам может помочь в защите авторских прав на сайт и иные объекты авторских прав оповещение на сайте об авторском праве и ответственности за его нарушение, в том числе размещение подобной кнопки-баннера:

2.55 kb7.7 kb8.1 kb

Нотариальная защита авторских прав

Защищать авторские права с помощью нотариуса лучше всего на произведения, выраженные в печатной форме (текстовые произведения, фотографии, распечатанные дизайн-проекты, музыка в виде нотной записи и т.п.), т.е.

на листе бумаге. Защитить произведения на диске можно, но сложнее; для этого рекомендуется обратиться за платной консультацией. Ниже рассматривается защита авторских прав на произведения, выраженные в печатной форме.

Для того, чтобы воспользоваться нотариальной защитой авторских прав, вам вовсе необязательно обращаться к юристам или посредникам, вы вполне можете справиться сами, главное – найти нотариуса. Стоимость соответствующего нотариального действия – ок. 400-700 рублей за одно заявление.

Кроме того, одновременно с защитой авторских прав на произведение вы также сможете получить хорошее доказательство использования вами творческого псевдонима на соответствующую дату, что впоследствии может вам помочь защитить свои права на псевдоним.

Порядок действий:

  • Подготовьте заявление (вы можете обсудить его содержание с нотариусом или приобрести у нас шаблон заявления за 500 рублей).
  • Распечатайте свои произведения (можно несколько за раз). Желательно, чтобы заявления и приложения были пронумерованы (сквозная нумерация лучше, но уточните у конкретного нотариуса его предпочтения). Скреплять листы не нужно (нотариус сам их прошьет). Сделайте так, чтобы на последней странице приложений осталось свободное место на 1/3-1/4 листа (там будет нотариальный штамп). Подписывать заявление и приложения не надо.
  • Обзвоните ближайших к вам нотариусов и поинтересуйтесь, сколько будет стоить свидетельствование подлинности подписи на документе. Можете вместо этого попросить удостоверить время предъявления документа, отличия: нотариус, как правило, просит предоставить документ в двух экземплярах и один сохраняет себе, стоит чуть дороже.Так вы узнаете, будет ли нотариус готов осуществить такие действия; объясните, что вам это надо для предъявления заявления и приложений в организацию (что вас так попросили сделать), не надо пугать нотариусов фразами “хочу защитить авторские права, удостоверить авторство” или еще хуже – “зарегистрировать авторское право”, скорее всего нотариус скажет, что “таким” не занимается.
  • Идете на прием и через минут 10-45 получаете свои документы со штампом нотариуса.

Если какие-то вопросы по защите авторских прав остались для вас не раскрытыми, если бы вы хотели разработать оптимальный набор средств защиты авторских прав именно на ваши произведения, если вы планируете использовать свои произведения за границей, рекомендуется воспользоваться нашими платными услугами по авторским правам.

Если же вы хотите защитить приобретенные авторские права (т.е.

права на произведения, автором которых не являетесь, но которое создавалось по вашему заказу, в том числе штатным сотрудником), настоятельно рекомендуется воспользоваться юридической услугой по проверке или составлению авторского договора (договора отчуждения исключительного права, лицензионного договора) и получить индивидуальную консультацию по оптимальной защите авторских прав именно на ваши произведения.

* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 26.06.2013.

Прочтений: 387402.

Источник: http://www.kolosov.info/yuridicheskaya-konsultaciya/zaschita-avtorskih-prav

Авторские права на музыкальное произведение с текстом, песня (музыка) как объект авторских прав и смежных прав

Авторское право на песню

Данная юридическая консультация по авторским и смежным правам на музыку (песни) объединяет в себе множество вопросов по авторским правам, из которых становится ясно, что необходим общий ответ, какие и у кого вообще есть права на музыку и текст к музыке, т.к. у многих отсутствует четкое представление.

В настоящей юридической консультации будет рассмотрен следующий случай: есть записанная исполненная музыкальная композиция (музыкальное произведение с текстом), необходимо определить, кто обладает авторскими правами и смежными правами и на что конкретно.

Понимание правового регулирования авторских и смежных прав на песню существенно важно для того, чтобы правомерно в соответствии с авторским законодательством:

  • использовать музыкальное произведение с текстом путем включения в другое произведение (использование в составе другого объекта авторских прав – например, в кино или рекламе),
  • переработать музыкальное произведение (например, сделать ремикс на музыку),
  • использовать музыку (песню) иными способами.

Нижеследующая информация поможет Вам понять “кто есть кто”, кто какими правами обладает, т.е. обладателей авторских и смежных прав на соответствующее музыкальное произведение.

Также данная юридическая консультация поможет Вам понять, с кем и какие договоры необходимо заключить, и избежать ситуации, когда Вы заключили договор только с одним из авторов (правообладателей), не понимая, что кто-то еще также обладает исключительным правом на “часть” музыкального произведения (на объект авторского права и/или объект смежных прав).

Если Вы не соблюдете авторские и смежные права в полном объеме, то рискуете, что в какой-то момент кто-нибудь из правообладателей предъявит Вам претензию.

Авторские права на песню

  • авторские права на музыку (музыка в оригинале) – композитор,
  • авторские права на текст (слова) – поэт, автор стихов,
  • авторские права на переработку, как правило, аранжировку (уже “украшенная” музыка, т.е. перед нами не то, что написал композитор, а аранжированное произведение) – переработчик (аранжировщик).

Смежные права на песню

  • смежные права на исполнение музыки – музыкант,
  • смежные права на исполнение текста (слов) – певец,
  • смежные права на фонограмму – изготовитель фонограммы (лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков).

В указанном списке не освещены проблемные вопросы соавторства и соисполнительства, а также более сложные схемы создания песни, которые также влияют на порядок и условия заключения договоров с авторами и исполнителями.

Если лицо, которое осуществляет запись исполнения песни и сведение, также осуществляет творческую доработку (например, добавляет к записи сэмплы и другие звуки), то, во-первых, он должен быть либо автором (и исполнителем) таких сэмплов, либо иметь права на их использование (если такие звуки являются результатом творческой деятельности, т.е. являются объектом автроских и/или смежных прав – что, как правило, и имеет место быть) – иначе Вы рискуете получить претензию от настоящих авторов сэмплов и иных добавленных в песню звуков; во-вторых, такое лицо будет являться переработчиком, т.е. автором переработки (даже если автор самих сэмплов не он, т.к. именно он выбрал, какие звуки использовать, как и куда добавить). Также если такое лицо использовало уже записанные звуки, а не исполнило их само, то и здесь появляется изготовитель фонограммы (обладатель смежных прав).

Все договоры с указанными выше обладателями авторских и смежных прав должны быть заключены в письменной форме.

Согласно ГК права на песню можно получить, заключив с правообладателем договор об отчуждении авторских и/или смежных прав (полная и безвозвратная передача авторских и/или смежных прав) или лицензионный договор (предоставление авторских и/или смежных прав на срок и с ограничениями). Несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их недействительность (п. 2 ст. 1234 и п. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса)!

Российским авторским законодательством не предусмотрена возможность передачи неимущественных прав и не предусмотрена возможность отказа от авторских прав (в том числе имущественных).

“Отказ от прав” должен быть оформлен в виде договора, в противном случае, если в таком “отказе” будут отсутствовать существенные условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, такой документ не будет иметь юридической силы.

Практически не существует (по крайней мере, когда я с “такими” сталкивался, оказывалось, что не допускается их коммерческое использование) бесплатных и “свободных” библиотек сэмплов и иных звуков, фонотек, которые правообладатели разрешают использовать в чужих музыкальных произведениях. С учетом же вышесказанного очень желательно иметь письменные документы, дающие право на их использование в Вашей песне.

Даже если в Вашей песне использована непродолжительная “вставка”, на которую у Вас нет прав, автор такой “вставки” может полностью блокировать использование записанной песни, а Вам придется записывать новое исполнение песни.

Не в качестве рекламы юридических услуг, но в качестве рекомендации: если Вы планируете, что создаваемая Вами песня будет успешной, или если Вы планируете использовать музыкальное произведение в серьезном проекте, то лучше не заключать договоров без юриста по авторским правам, именно юриста, специализирующегося в области авторских прав.

* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 21.12.2013.

Прочтений: 114680.

Источник: http://kolosov.info/yuridicheskaya-konsultaciya/oformlenie-avtorskih-prav-v-dogovore

Авторское право на музыку

Авторское право на песню

Музыка и тексты должны быть вашими оригинальными композициями.

Музыкальные аранжировки

Когда вы делаете оранжировку на чужую музыку, вы автоматически не получаете авторское право на эту музыку. Авторское право Леннона и Маккартни на знаменитую песню «Let it be» всегда будет принадлежать им, какой бы красивой и оригинальной ни была ваша аранжировка.

Чем именно вы владеете?

Когда вы записали компакт-диск, у вас есть авторские права на музыку, тексты песен, записи, изображения на вашем компакт-диске, а также текст и изображения, которые вы создали для своего сайта (если у вас он есть).

Хотя вы обладаете авторскима правами на все вышеперечисленное, вам необходимы доказательства владения авторскими правами.

Самое надежное доказательство – независимое стороннее доказательство владения авторскими правами, которое предоставляет компания Copyright House.

Двумя основными формами авторского права на музыку являются:

1. Авторское право на саму музыку. Это авторские права автора, права издателя или механические права.
2. Авторское право на запись. Они называются фонографическими правами или смежными правами.

Заявление об авторском праве

После того, как вы создали свою музыку, написали свои песни и записали их на компакт-диск или опубликовали на веб-сайте, рекомендуется упомянуть, что авторское право на эту музыку принадлежит вам.

В заявлении об авторских правах, которое вам требуется для публикации, обычно помещается символ авторского права ©, а затем год публикации музыки и заявление о том, что все права сохранены.

Это может выглядеть так:

1. © имя исполнителя, год, все права защищены
2. ℗ имя исполнителя, год, все права защищены (буква «p» в цирке обозначает фонографические права)

Существуют несколько отличающиеся друг от друга формы заявлений о нарушении авторских прав для разных ситуаций, но в заявлении должно быть четко указано, кто является владельцем авторских прав.

Соглашения между участниками группы

Если вы являетесь участником группы, и ваши песни или музыка написаны совместно, то в этом случае возникает совместное владение авторском правом.

Вы можете написать письменное соглашение о том, кто владеет той или иной частью песен или музыки. В этом заявлении должно быть указано, что происходит с авторским правом на музыку, если один из участников уходит или группа распадается.

В идеале соглашение должно быть подписано в присутствии юриста, например, адвоката.

Доказательство авторского права

Помимо регистрации ваших авторских прав в компании Copyright House, вы всегда должны хранить копии демо-версий и доказательства публикации вашей музыки в музыкальных компаниях и издательствах.

Также важно иметь возможность показать естественное развитие вашей музыкальной работы. По этой причине каждая учетная запись авторского права предоставляется с бесплатной службой обновления для регистрации ваших песен или инструментальных произведений на каждом этапе разработки.

Исходная зарегистрированная работа не заменяется обновленной версией, а обе версии работы регистрируются отдельно. Все это укрепляет ваше доказательство владения музыкой.

Регистрация музыки в компании Copyright House

Важно знать, что треки в формате cda на вашем компакт-диске не содержат вашей музыки.

Чтобы зарегистрировать свою музыку в компании Copyright House, лучше всего обладать ее на своем компьютере в таких форматах, как .mp3 или .wav. Файлы MP3 намного меньше, чем файлы .wav.

По этой причине лучше всего преобразовать файлы формата .wav в формат .mp3, прежде чем загружать музыку в защищенную зону компании Copyright House.

Рекомендуемые источники информации по авторским правам на музыку

Подробнее об авторском праве, публикации музыки и публичных выступлениях можно найти по в нижеуказанных источниках:

  • Общество защиты прав исполнителей (PRS) для музыки: предназначено для композиторов, авторов песен, издателей и пользователей музыки.
  • Офис интеллектуальной собственности в Великобритании.
  • Фонографическая компания Австралии.
  • Организация, наблюдающая за исполнением авторских прав в США.

Далее: О дешевой защите авторских прав и качестве

Информация, указанная на данной странице, не является полным руководством, к ней следует относиться как к общей информация для того, чтобы улучшить понимание вопроса защиты авторских прав. Это не является юридической консультацией и не должно рассматриваться в таком ключе. В определенных ситуациях данная информация может быть не применима.

Источник: https://ru.copyrighthouse.org/music-copyright

Регистрация авторских прав на песню: регистрировать самому или доверить профессионалам?

Авторское право на песню

Регистрация авторских прав на песню обладает некоторыми нюансами, которые будет полезно знать каждому начинающему или уже опытному композитору. Вообще, авторское право является одним из наиболее деликатных и сложных вопросов юриспруденции.

Ведь закон не всегда принимает сторону того, кто является создателем музыкального произведения, но всегда поддерживает тех, у кого этот творческий продукт оказался раньше.

Большинство авторов, к счастью для них, заблаговременно создает доказательную базу своего первенства.

Самостоятельная регистрация авторских прав на песню

Если композитор не желает обращаться в любые организации, то он может поступить следующим образом:

  1. Распечатать ноты своей песни вместе с вокальной и подтекстовкой линией либо записать аудиофайл на компакт-диск. Конечно, эта операция сама по себе еще не защитит авторское право композитора, однако храня композицию в виртуальном виде он себя тоже не обезопасит.
  2. Отправить полученный диск или распечатанную партитуру себе же по почте.

    Для этого можно использовать электронную почту, хотя обычная все же предпочтительнее. После получения письма его следует оставить запечатанным. Оно потребуется только тогда, когда возникнет попытка присвоения музыкального произведения третьим лицом.

    В таком случае композитор сможет предоставить конверт в зале суда, подтвердив свое авторство согласно приоритету по дате. Несмотря на то, что на электронной почте тоже проставляется дата, существует множество способов сфальсифицировать эту информацию, поэтому она не всегда помогает при судебных разбирательствах.

  3. Посетить нотариуса.

    Заверение партитуры, естественно, обойдется недешево, но зато это будет весомым доказательством того, что она с определенного времени принадлежала композитору. Поэтому, если даже плагиатор попытается присвоить себе песню, то он не сможет этого сделать.

    При этом, прежде чем идти к юристу, рекомендуется связаться с ним и уточнить, сколько требуется предоставить экземпляров (некоторые конторы производят оформление лишь при условии наличия 2 экземпляров).

Также есть 4-й, наиболее надежный, эффективный и, как следствие, востребованный вариант — регистрация авторских прав на песню через РАО (Российское Авторское Общество). Сегодня авторские агентства и общества достаточно многочисленны. Некоторые из них бесплатно оформляют право на интеллектуальную собственность, другие делают это за вознаграждение. Однако РАО заслуживает отдельного внимания как самое популярное из них.

Регистрация музыкальных произведений происходит для осуществления коллективного управления правами, правильного и своевременного распределения, а также выплаты вознаграждения за их использование. Зарегистрировать музыкальное произведение может физическое лицо, которое является обладателем исключительных прав на него при условии наличия:

  • лицензионного договора о праве использования произведений по условиям исключительной лицензии;
  • договоров про отчуждение исключительного права;
  • заявления о регистрации песен, а также прав на них;
  • решений судов, а также других документов.

При этом такая регистрация не является подтверждением авторства произведения, а нужна лишь с целью распределения/выплаты вознаграждения. Она свидетельствует, что правообладатель поручил сбор/распределение/выплату вознаграждения за использование песен РАО. Все споры касательно авторства рассматриваются только в судебном порядке.

Тем не менее, свидетельство от РАО может послужить хорошим аргументом авторства при судебном разбирательстве.

Чтобы оформить сотрудничество с РАО, необходимо предоставить:

  • Заявление с указанием: ФИО автора/соавторов/исполнителей, наименования произведений.
  • Фонограммы (с трэк-листом) в аудио-формате.

Для регистрации тех произведений, которые используются в настоящее время посредством их публичного исполнения либо звуковой записи, требуется представить заявление с указанием названия и жанра произведения, сведений об исполнителях/соавторах/степени оригинальности (если применялись обработка или перевод, то следует указать автора оригинальной песни, которая была обработано или переведена). Также стоит отметить, что для осуществления/регистрации обработок и переводов охраняемых авторским правом песен необходимо письменное разрешение от их правообладателя с указанием суммы авторского вознаграждения, выделенного обработчику или переводчику автором.

Чтобы зарегистрировать музыку к фильму нужно приложить к заявлению музыкальную справку и копию договора с киностудией.

Следует понимать, что при попытке самостоятельной регистрации авторских прав Вы рискуете остаться вообще без них, поскольку более опытные в этом деле люди зачастую находят способы получить исключительное право на чужое музыкальное произведение.

Поэтому мы рекомендуем обращаться к профессионалам — в наше патентное бюро! Наши специалисты знают все нюансы получения авторских прав, благодаря чему мы даем своим клиентам 100% гарантию защиты их прав и успеха при возможных судебных разбирательствах.

Регистрация авторских прав на книгу  Государственная регистрация авторского права в России

Источник: http://intellect-patent.ru/registratsiya-avtorskikh-prav-na-pesnyu

Авторское право и музыка

Авторское право на песню

Авторское право в «музыкальной»* индустрии все чаще становится предметом обсуждения, как в Интернете, так и в СМИ (* слово «музыкальной» здесь в кавычках не случайно, от музыки в этой самой индустрии осталось ничтожно мало). Одни пытаются показать нам многодетных матерей, которых звукозаписывающие компании штрафуют на миллионы долларов.

Другие якобы хотят защитить несчастных, голодных музыкантов, которые, якобы, по вине пользователей p2p- и torrent-сетей, лишаются последнего куска хлеба. Третьи просто привыкли покупать диски «TOP 200 EUROHIT» за 100 рублей у метро и считают, что вопросы авторского права – это только за океаном, и только для очень богатых людей.

Четвертые (и их абсолютное меньшинство) покупают лицензионные CD за 300 – 900 рублей (совершенно неадекватная цена в сравнении с себестоимостью, даже за океаном).

Но они это делают не потому, что боятся правообладателей или инопланетных организаций со странными названиями, типа RIAA, а потому, что знают, что их любимая группа, просидевшая безвылазно в студии 2 недели, получит из этих денег хоть какую-то часть.

Возможно, многие со мной сейчас не согласятся. Еще раз уточню, что речь идет пока только о музыке.

Так вот: к авторскому праву в музыке можно относиться по-разному, но это самое авторское право в любом случае должно принадлежать автору. Иначе автор музыкального произведения уже как бы не совсем автор, или это самое авторское право, которое принадлежит не ему, уже как бы не совсем авторское право. Иначе никак не получается. Иначе нелогично.

А почему так получилось? Абсолютное большинство музыкальных произведений сейчас принадлежат не авторам, которые их придумали, сочинили, исполнили и записали. «Авторские права»* (* опять не случайно в кавычках) на них принадлежат различным звукозаписывающим компаниям, их объединениям, контролирующим организациям, комитетам и медиа-корпорациям.

Почему никто не решается задать самому себе самый простой вопрос из всех возможных? Вопрос, который все сразу ставит на свои места. Справедливо ли это? Вернемся в прошлое. Например, в шестидесятые годы прошлого века.

Тогда у музыкантов не было решительно никакой возможности записать свои произведения хоть в сколько-нибудь приличном качестве, потому что даже самая простая аппаратура стоила просто космических денег. У них так же не было никакой возможности заявить о себе миру, потому что ни о каких глобальных коммуникациях тогда еще никто ничего не слышал.

Все, что они могли – это петь в go-go-барах, в ресторанах и на дискотеках (я имею в виду те самые шестидесятые, эх было время). В это же время в США практически в каждом доме появился проигрыватель. В это же время появился просто сумасшедший спрос на аудиозаписи. Лето-хиппи, рок-волна, битломания… мир сходил с ума.

Многих из музыкантов, безумно популярных тогда, сейчас уже не помнят даже хорошо разбирающиеся в музыке того времени люди. Потому что тогда этих групп было очень много. Люди хотели их слушать, и на этом можно было заработать. Появились люди, готовые вложить в этот бизнес деньги.

Они заключали с музыкантами контракты, давали студию, аппаратуру, инструменты, рекламу – все, что было нужно, и за это получали свою долю от продажи пластинок. Это было вполне справедливо, потому что все, что они делали для музыкантов, действительно требовало огромных материальных и трудовых затрат. Но с тех пор мир изменился.

Пропал этот «сумасшедший» спрос, техника шагнула вперед, появилось множество новых каналов коммуникаций. Теперь любой может устроить у себя дома хоть и бюджетную, но все-таки студию, записать все, что захочет, и выложить куда-нибудь на my space или на last.fm. Потом раздать ссылки друзьям и попросить их написать что-нибудь о себе (об авторе) в блогах и в социальных сетях.

Можно купить немного контекстной рекламы, можно отправить демо-записи на Интернет радиостанции и так далее, и так далее. Потом завести WMZ-кошелек, поставить его номер на самое видное место на своей странице и ждать денег.

При условии, что вы делаете хорошую (или хотя бы не очень плохую) музыку, если эффективно использовать все доступные коммуникации, можно запросто окупить свое творчество. Современным музыкантам звукозаписывающие компании не нужны (это всем наглядно показали radiohead), и уж тем более не нужны обезумевшие от жадности бюрократы вроде RIAA.

А вот звукозаписывающим компаниям нужны музыканты, очень нужны. Потому что иначе им нечего будет продавать. Есть такое выражение как «удельный коэффициент жадности». Так вот у звукозаписывающих компаний он давно уже зашкаливает. Из тех денег, что мы платим за музыку, тем, кто ее пишет, достается ничтожно мало. А вот в карманах «правообладателей» оседает большая часть.

Механизмы оплаты при покупках через Интернет уже есть и они достаточно надежны. Не пора ли авторам и слушателям начинать их использовать активнее. Музыкантов, продающих свои произведения за «добровольные пожертвования» пока не так много, но они есть. Есть тенденция. В будущем нам в любом случае следует ожидать полного краха всей музыкальной индустрии. Вместо модели «музыкант > звукозаписывающая студия > слушатель» будет более простая, открытая и справедливая модель «музыкант — слушатель». Это единственно логичное и верное направление развития индустрии. А вот как под это направление сможет подстроиться бизнес? Вопрос очень сложный. Пока они только суют палки в колеса локомотиву и напрасно тратят свое и чужое время. Надеемся, что ситуация скоро изменится.

  • авторское право
  • копирайт
  • музыка
  • музыкальный бизнес

Источник: https://habr.com/ru/post/62689/

Защитник Права
Добавить комментарий